Призыв к милости. Проповедь об отношении к богатству

Для справки: Диакон Димитрий Дудкин. Родился в 1987 г. В 2005 г. окончил СШ №47 г. Минска, в 2010 г. — Минскую духовную семинарию. В настояще время — студент 3-го курса Минской духовной академии. Женат.

Дорогие отцы, братия и сестры! Во все времена люди, приходящие ко Христу, начиная переоценку своих духовных ценностей, становились перед проблемой отношения к ценностям материальным, становились перед вопросом о том, совместимы ли между собой наличие материального достатка и подвиг самоограничения и нестяжания. Не потеряла своей актуальности эта проблема и в наше время. Для того, чтобы в ней разобраться, обратимся к «Беседе о том, какой богач спасется», творению почитаемого Церковью Климента, пресвитера Александрийского, жившего в III веке.

Свою беседу Александрийский пресвитер основывает на знаменитом отрывке из 19-й главы Евангелия от Матфея, повествующем о богатом юноше, пришедшем ко Христу с самым важным вопросом человеческой жизни: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16).

В ответ на него Господь указал ему на заповеди. Юноша же, очевидно, предположил, что Господь говорит о каких-то особенных, неизвестных ему заповедях, и потому спросил: «Какие?». Но Христос указал ему на обыкновенные заповеди Десятисловия, перечислив только некоторые из них — 6, 7, 8, 9 и 5-ю, а затем общую заповедь о любви к ближнему. На это юноша ответил, что все эти заповеди он «сохранил от юности своей». Надо полагать, что исполнение заповедей он понимал по-фарисейски: иначе бы не решился так сказать. Но все же важно, что юноша считал себя еще не познавшим все, что нужно для спасения: совесть, очевидно, подсказывала ему, что одного такого внешнего исполнения заповедей недостаточно. Тогда Господь раскрыл ему тайну христианского совершенства в словах: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). В ответ на этот призыв к высшему совершенству юноша отошел от Господа «скорбя», ибо у него было большое имение.

Видимо, богатство, которым он обладал, стало для него кумиром, расстаться с которым юноша не мог даже ради вечной жизни, к которой он стремился. На это Христос сказал ученикам: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23), и затем добавил: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24). Апостолы же, ужаснувшись, спросили: «Так кто же может спастись?» (Мф. 19:25). На что Христос ответил: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26).

Осмысление этого евангельского эпизода, показывающего как христианин должен относиться к своим материальным благам, наталкивает нас на необходимость объяснения слов Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19:21). Значат ли они, что каждый из нас, если хочет быть настоящим христианином, должен стать на путь полного нестяжательства?

Климент, пресвитер Александрийский говорит по этому поводу так: «Как понимать сию заповедь Спасителя? Ужели Он повелевает всякому, как некоторые полагали, непременно оставить самое имение и бросить богатство? Нет, Он велит, главным образом, отрешиться от обыкновенных предрассудков и высокого мнения о богатстве, от пристрастия к деньгам, превращающегося часто в болезнь души, от излишних забот о приобретении имущества, которые, как терние, подавляют в нас семя жизни… Иисус Христос не возбраняет иметь довольство во всем, и под этим-то, без сомнения, условием заповедует дела милосердия, — утолять жаждущего, насыщать голодного, вводить в дом странника, одевать раздетого. Ибо, если известно, что таковых обязанностей нельзя выполнять, не имея достатка, то как мог бы Господь заповедовать одно и воспрещать другое? Не значило ли бы это, что Он в одно и тоже время велел и подавать бедным милостыню и не подавать, питать их и не питать, быть гостеприимным и не быть?»

Таким образом, Александрийский пресвитер указывает на богатство как на возможность творить милостыню, которая в притче о Страшном Суде рассматривается Спасителем в качестве основного условия спасения: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:34-36,40).

Исходя из этого, Климент Александрийский далее в своих рассуждениях постулирует основную мысль об отношении к богатству: «Богатство есть не больше как орудие, и зло или добро не в нем, а в том, как будем употреблять его. Если орудие употребляют с уменьем и как следует, то оно будет полезно: но в дурных руках оно может и вредить, хотя само и не виновато будет». Богатство, достаток и материальные блага вообще имеют отрицательный характер не сами по себе, но в силу того, что поврежденная человеческая природы ищет через них удовлетворения своих страстей. Поэтому Христос и наставляет юношу расстаться со своим богатством не только внешне, но и внутренне, когда говорит: «и следуй за Мною» (19:21), ведь, по словам Александрийского пресвитера, «Сам Господь есть путь только для имеющих чистое сердце; в душу же нечистую, занятую мирскими мечтами и греховными похотями, не изольется благодать». Тот, кто смог победить свои страсти, сможет и правильно распоряжаться богатством. Но на словах сделать это легче, чем на деле. Поэтому-то и говорит Христос слова о том, что богатому тяжело спастись, даже практически невозможно, как, впрочем, невозможно спастись и нищему, мысли которого, прилепленные лишь к жажде достатка, будут загрязнены ненавистью и ропотом. Понимая это, даже апостолы, оставившие все свое имущество ради Христа, но еще не освобожденный от страстей, ужаснулись, признавая себя ничем не лучше ушедшего с грустью юноши.

Невозможное людям, возможно Богу. «Одними собственными силами и трудами, — пишет Климент Александрийский, — как бы ни были они велики, человек никогда не может свергнуть с себя иго страстей и пороков: но, если его усердие будет тем пламеннее, чем многочисленнее препятствия, если он удвоит свои усилия и свою ревность; благодать Божия поспешит ему на помощь и осуществит его надежды». И мы должны всегда об этом помнить.

Призыв Господа, обращенный к богатому юноше, обращен и ко всем нам, независимо от нашего социального положения. Каждый из нас призван к очищению от страстей и стяжанию добродетели милосердия. Только стремясь к этому, мы можем называть себя христианами, ибо истинным последователем Христа «может назваться только тот, кто старается жить, подобно Ему, беспорочно, и, постоянно смотря на Него, как в зеркало, украшает свою душу новыми и новыми совершенствованиями». Аминь.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.