«Радуйтесь всегда о Господе» Объяснение апостольского чтения в Вербное воскресенье

Автор: Протодиакон Павел Бубнов

«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами».

Послание святого апостола Павла к Филиппийцам, 4-я глава, стихи 4-9.

Вот и закончилась Святая Четыредесятница — Великий пост. Как изменились наши души за эти сорок дней? В Вербное воскресенье — праздник Входа Господа в Иерусалим — за Божественной литургией читается отрывок из послания святого апостола Павла к Филиппийцам, в котором апостол Павел подводит своеобразный итог нашему великопостному труду духовного совершенствования.

Рассмотрим каждый стих подробнее, сопоставляя церковнославянский и русский Синодальный переводы:

Стих 4. Радуйтеся всегда о Господe: и паки реку: радуйтеся / Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

Радуйтесь всегда — т.е. независимо от обстоятельств и того, что мы обычно называем «настроением». Тема радости о Господе — основная в послании святого апостола Павла к Филиппийцам, которое еще называют «Посланием радости». Не во внешнем источник радости христиан, а о Господе, в Господе. Наше хорошее настроение и вдохновение — в Боге. Если мы, по слову старца Паисия Святогорца, настроим «приемник» нашего сердца на Божью «волну» — через молитву, чтение Священного Писания, осмысленное и внимательное участие в богослужении — хорошее настроение и радость нам гарантированны.

Стих 5. Кротость ваша разумна да будет всeм человeком. Господь близ / Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

Неверующие и нехристиане по нам судят о Христе. Не мудрость, красноречие, подвиги, а именно кротость есть главная проповедь о Боге, который близко — Его Второе Пришествие — есть самое ожидаемое для нас событие. Блаженны кроткие — говорит Господь — потому что они наследуют землю (Евангелие от Матфея 5,5). Кто-то из святых отцов сказал: «Не ищи чудес, а ищи кроткого человека, который есть чудо из чудес». Кротость — это умение прощать обиды, не давать волю своему гневу, раздражительности, зависти.

Стих 6. Ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша дасказуются к Богу / Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом.

Беспокойство о чем-либо есть враг внутреннего мира — именно поэтому появилось монашество — как уход от беспокойной жизни мира для духовного строительства души. Но мы остаемся в миру, и именно нам апостол советует бороться с многозаботливостью и болезненным беспокойством молитвой, причем прошения и желания наши мы должны открывать Богу с благодарением. Человек создан, чтобы благодарить Бога, благодарить не только за что-либо, но и потому, что благодарение есть общение. Даже если у нас проблема в жизни, мы должны и за это поблагодарить Бога, что Он и скорбью помогает нам стать лучше и чаще вспоминать о Нем.

Стих 7. И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца вашаи разумeния ваша о Христe Иисусe / И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Сохранить свои мысли и чувства в связи с Богом — вот чего желает апостол своим адресатам, и сделать это может Сам Бог, Который есть Мир, выше всякого ума. Часто ли мы задаем себе вопрос: «А есть ли мир в моей душе и как его достигнуть?» Как часто мы жертвует своим душевным миром ради сиюминутных увлечений, потребностей, целей, достигая которых мы не становимся лучше, богаче, мудрее, а, скорее, более нервными и уставшими.

Стих 8. Прочее же, братие моя, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродeтель и аще кая похвала, сия помышляйте / Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

Вот — образ мысли и интересов христианина: о чем мы думаем — то становится нашим мировоззрением и руководством к действию. Все, что не подходит под этот список — ведет к разрушению нашей духовной жизни. Если мы постоянно думаем о том, как плохо поступил начальник, сосед, или кто-то из родных, о том какие они несправедливые и т.д. — все это неминуемо отвлекает нас от Бога, лишает нас душевного мира.

Стих 9. Имже и научистеся, и приясте, и слышасте, и видeсте во мнe, сия творите: и Бог мира будет с вами / Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами.

Научились, приняли, слышали, видели — вот образец действия церковного Предания, которое гораздо шире записанного и сохраненного на бумаге. ¬– Исполняйте — и Бог мира будет с вами. — Вот цель христианина, вот зачем мы исполняем заповеди Божии, и ведем жизнь, научившись у апостолов.

Сорок дней мы учились, молились, слышали и видели в храме на богослужении и в домашней молитве образцы духовного делания и совершенствования. Святая Церковь, устами апостола Павла, верит, что души наши созрели для того, чтобы всегда радоваться о Господе.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.