Дело Владимира

Для справки: Максим Козлов. Родился в 1988 г. в Минске. В 2006 г. окончил Лицей БГУ, в 2011 г. — Минскую духовную семинарию со степенью бакалавра богословия. В настоящее время является студентом III курса Минской духовной академии.

Крещение Руси в 988 году стало судьбоносным моментом в русской истории. За период более чем тысячелетнего существования Православной веры на территории России, Украины, Беларуси Русская Церковь прошла долгий и трудный путь своего развития.

После принятия Киевской Русью Христианства Русская Церковь была устроена в виде особой митрополии Константинопольского Патриархата, т.е. в церковном отношении находилась в зависимости от Византийской империи. Первыми русскими митрополитами были греки. Они избирались и посвящались Константинопольским Патриархом с согласия Византийского императора.

В 1051 году великий князь Киевский Ярослав собором епископов поставил митрополита из русских клириков. Митрополитом был выбран Илларион. Новый святитель выделялся благочестивой жизнью и образованностью. В 1147 г. при князе Изяславе Мстиславиче митрополитом был избран Климент Смолятич — схимник, строгий аскет и образованный философ. Всё же митрополиты из русских являлись редким исключением. Греки пытались полностью контролировать Киевскую митрополию.

Начало образования на Руси положено было одновременно с принятием Христианства. В религиозном просвещении русского народа, наибольшее значение имела не Византия, а Болгария. Болгария приняла Православную веру раньше Киевской Руси: обладая своей славянской письменностью, она стала наилучшей посредницей между русскими и греками. Именно из этой страны пришли к нам христианские учителя, церковные книги и славянская грамота.

Особой любовью к образованию прославился князь Ярослав, прозванный Мудрым. Проводя широкую программу строительства церквей в городах своего княжества, он везде повелевал священникам заниматься обучением народа.

В период рождения Русской Церкви появляются первые отечественные церковные авторы. Среди них следует отметить преподобного Нестора Летописца, который является «отцом русской истории». Именно ему приписывается известное сочинение «Повесть временных лет». Во второй половине ХII века прославился талантливый проповедник — святой Кирилл, который нёс епископское служение в городе Турове. За своё красноречие он получил почётное прозвище «Русский Златоуст». Его литературному гению принадлежит 12 слов, 3 послания к инокам, 30 молитв и молебный канон.

Ярким примером духовного влияния Православной веры на крещённых русов являются первые отечественные святые князья Борис и Глеб. Братья с подлинно христианским смирением приняли насильственную кончину от руки Святополка Окаянного, который вёл кровопролитную борьбу за великокняжеский трон. Святые Борис и Глеб одержали духовную победу над своим убийцей, не развязав междоусобную войну.

С принятием Православия на Русь пришло и восточное монашество. Самым известным русским монастырём стал Киево-Печерский, который возник благодаря трудам преподобного Феодосия. Эта монашеская обитель на многие годы стала эталоном для русских монастырей.

Православная вера возрастала на территории Киевской Руси, но в XIII веке нависла серьёзная угроза для существования русской государственности и Церкви. В 1237 — 1240 годах последовало монголотатарское нашествие. Под ударами захватчиков пали многие города, в том числе и Киев. Монголо-татары, под руководством хана Батыя, установили контроль над покорённой Русью, облагая поверженные княжества данью. В то же время, в религиозном отношении они придерживались принципов веротерпимости и не проводили гонений на Православную Церковь.

Более опасными противниками для Православия были в этом столетии шведские и немецкие католические рыцари. Желая подчинить себе Северо-Западную Русь, крестоносцы организовали несколько военных кампаний против Новгорода и Пскова. Рыцари стремились огнём и мечом распространить на этих территориях католическую веру, воспринимая русских не как христиан, а как язычников.

Отпор захватчикам дал Новгородский князь Александр, который в 1240 году на Неве разгромил шведов. Он же, в 1242 году, на Чудском озере нанёс сокрушительное поражение Ливонскому ордену. В этих сражениях профессионализм европейских рыцарей был сокрушён мужеством русских витязей. Имя Александра Невского навсегда было вписано в историю России. Он стал образцом военачальника, политика и дипломата. За его заслуги перед Церковью и Отечеством Православная Церковь причислила князя к лику святых.

Устранив опасность с запада, необходимо было свергнуть и монголотатарское иго. В 1380 году Московский князь Дмитрий Донской одержал победу над ордынцами на Куликовом Поле. На битву князь получил благословение от великого русского святого – преподобного Сергия Радонежского. Укрепление отечественной государственности ставило вопрос о независимом от Константинополя управлении Русской Церковью. Византийская империя в XV веке переживала свою агонию. Стремительно теряя территории под ударами турок, греки стали искать военной помощи в Западной Европе. Запад в обмен на оказание помощи выдвигал требование о соединении Церквей под главенством Римского епископа. В 1438- 1439 годах состоялся Ферраро-Флорентийский собор, на котором была заключена уния между Православной Церковью и Католической. Несмотря на достигнутое объединение между Церквями, Запад существенной военной помощи гибнущей Византии не оказал. В 1453 году войска турецкого султана Мехмеда II Завоевателя, после продолжительной осады, взяли Константинополь. Мировой центр Православия оказался в руках мусульман.

Ещё до падения Византии, в 1448 году, на территории Московской Руси собором русских епископов, без согласования с Константинопольским Патриархом в митрополиты был поставлен епископ Иона. Таким образом, была провозглашена автокефалия (независимость) Русской Церкви.

Но новая независимая митрополия не смогла сохранить своего единства. Русская Церковь разделилась на две части — Московскую и Киевскую митрополии.

Дело в том, что за гегемонию в восточноевропейском регионе боролись Московское княжество и Великое княжество Литовское, Русское и Жамойтское. Это соперничество проходило на политическом, дипломатическом, военном и церковном уровне. Литовские князья стремились не допустить влияния Московского митрополита на своих православных подданных. Правительство Литовского княжества смогло добиться в 1458 году поставления для своих территорий независимого от Москвы митрополита. С этого времени началась различная история Православия в Москве и Литве. Московская митрополия, поддерживаемая государством, смогла вырасти до уровня Патриархата. В свою очередь, Киевская митрополия постоянно испытывала притеснения со стороны литовских властей.

В 1589 году произошло ключевое событие в жизни Русской Церкви — Московская митрополия была преобразована в Патриархат. Первым русским Патриархом был избран митрополит Иов.

К концу XVI века Московское царство стремилось стать одним из ведущих европейских государств. Сильной стране была нужна влиятельная Церковь. В этот исторический период Восточные православные Патриархаты (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский) находились в бедственном положении. Политически они зависели от Османской империи. Эта зависимость сказывалась на экономическом положении патриархов. Значительную материальную помощь древние Патриархаты получали от русских царей. Мировым центром Православия становилась Москва.

Московские Патриархи стали играть заметную роль в политической и общественной жизни русского государства. В годы Смутного времени, когда Москва была захвачена польскими интервентами, Патриарх Гермоген стал одним из главных деятелей русского освободительного движения. Именно он благословил народное ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина на борьбу с оккупантами. Патриарх Гермоген не увидел освобождение Москвы от захватчиков. Он был заключен поляками в темницу и там уморен голодом.

XVI век в истории Русской Церкви ознаменовался не только установлением Патриаршества, но и появлением книгопечатания. В 1564 году в Москве напечатана первая книга – «Апостол». Русскими первопечатниками были диакон Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец – выходец из белорусского Мстиславля. Благодаря им началась история книгопечатания в России.

В период преобразования Московской митрополии в Патриархат Киевская митрополия переживала тяжелейшее давление со стороны польско-литовских католических властей. Ещё в 1569 году после объединения Королевства Польского с Княжеством Литовским было образовано новое государственное образование — Речь Посполитая (именно в состав этого государства входила территория современной Беларуси). Господствующее положение в Речи Посполитой занимала Католическая Церковь. Православная вера находилась в угнетённом состоянии в польско-литовском государстве. Католическая Церковь и польское правительство стремились привести православных к покорности Римскому Папе. В 1596 году в городе Бресте была провозглашена церковная уния между Католической Церковью и Киевской митрополией Константинопольского Патриархата. Уния не являлась равноправным объединением Церквей. По условиям унии, православные сохраняли в богослужении византийский обряд, но принимали католическое вероучение, и, в первую очередь, власть Римского Первосвященника. Православная Церковь оказалась поставлена вне закона в Речи Посполитой. Можно было быть только католиком или униатом. Необходимо понимать, что униатство или греко-католичество – это не самостоятельная христианская конфессия, а только направление в католицизме.

Брестская уния не решила проблему объединения Церквей, но наоборот противостояние между католичеством и Православием только усилилось. В 1839 году униаты на территории Российской империи добровольно воссоединились с Православной Церковью.

Несмотря на положительное значение Московского Патриарха в церковной, политической и общественной жизни России, в 1721 году произошла реформа церковного управления. Инициатором реформы выступил император Пётр Великий. Пётр I проводил обширную программу реформирования всех сторон общественно-политической жизни. Он стремился превратить страну в великую державу. Благодаря ему, Россия одержала победу над Швецией в Северной войне, и таким образом стала одним из ведущих европейских государств. Новая империя стала обладать значительной военной и морской мощью, что помогало ей решать основные геополитические задачи.

Беря за образец западноевропейскую модель устройства, русский император и государственноцерковные отношения строил по образцу протестантских государств. Институт патриаршества был ликвидирован, вместо Патриарха управление в Русской Церкви передавалось Святейшему Правительствующему Синоду. Синод, в свою очередь, подчинялся императору. Представителем государя в Синоде являлся обер-прокурор. Он занимал доминирующее положение в новом органе управления. Русская Церковь стала полностью находиться в зависимом положении от государственной власти.

В то же время, в Синодальную эпоху в Русской Церкви увеличилось количество епархий, успешно развивалась миссионерская деятельность среди инородцев, качественно повысился уровень духовного образования. Наличие Духовных академий, величественных храмов и духовных миссий – всё это результат Петровской реформы в Церкви. Не надо забывать и того факта, что именно в Синодальный период несли свой подвиг великие русские святые: святитель Тихон Задонский, святитель Филарет Московский, преподобный Серафим Саровский, преподобный Амвросий Оптинский и многие другие.

Синодальное управление в Русской Церкви закончилось в трагическом 1917 году. Этот год отметился не только революционными потрясениями, но и восстановлением Патриаршества. На Поместном соборе 1917 года Московским Патриархом был избран митрополит Тихон (Белавин), который и возглавил Русскую Православную Церковь в один из наиболее тяжёлых периодов её истории.

В связи с успехом Октябрьской революции власть в России взяла в свои руки партия большевиков. Советская власть встала на путь открытой конфронтации с Русской Церковью. Она воспринимала Православие как основного идейного врага, а Церковь как одну из опор старого (царского) режима. Борьба с Христианской верой велась всеми средствами, в том числе и насильственными методами, направленными против представителей духовенства и простых верующих.

Большевики стремились превратить Россию не в секулярное государство, а в атеистическое. Воинственное безбожие являлось основной идеологией советского строя. Само существование Церкви в СССР ставилось под сомнение. Гонения на Русскую Православную Церковь в XX веке были беспрецендентными по своим масштабам за всю историю Христианства. Бесчисленное количество мучеников и исповедников, пострадавших за Христа показали всему миру стойкость Русской Церкви.

Отношение к Православию в Советском Союзе изменилось только во время Великой Отечественной войны. Церковь способствовала активизации патриотизма в советском обществе в тот тяжёлый период войны, когда казалось, что никто и ничто не может остановить дивизии Вермахта, захватывающие один за другим города России. Русская Церковь своей деятельностью в годы Великой войны внесла существенный вклад в победу над человеконенавистническим нацизмом.

На протяжении всего советского периода государство контролировало Церковь. После кровавых гонений 30-годов наступили хрущёвские гонения на Православие. Лидер КПСС обещал показать «последнего советского попа», но сам партийной номенклатурой был отстранён от власти. При последующих генсеках наблюдалась стабилизация отношений между государственной властью и Русской Православной Церковью.

В 1991 году произошёл распад Советского Союза. Могущественное государство прекратило своё существование. К власти в бывших советских республиках пришли национальнодемократические правительства, которые стали декларировать принципы политических и религиозных свобод. Православная Церковь обрела долгожданную независимость в своей внутренней и внешней деятельности. После атеистической эпохи на территории постсоветского пространства начался ренессанс Православия. Возглавлял в эти годы Русскую Церковь Московский Патриарх Алексий II (Ридигер). Задача, стоявшая перед Патриархом, заключалась не только в восстановлении разрушенных храмов, но и в возрождении в душах людей веры в Бога.

2000 год в жизни русского Православия ознаменовался массовой канонизацией священнослужителей и мирян, пострадавших в эпоху гонений на Церковь. Это событие стало свидетельством внутренней силы Русской Церкви, которая на протяжении своей непростой истории самоотверженно несла и продолжает нести служение среди русских, украинцев и белорусов.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.