Древние города Туниса

Для справки: Акимов Виталий Викторович. Родился в 1973 г. в Бобруйске. В 1995 г. окончил Минскую духовную семинарию, в 1999 г. — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Проректор по учебной работе, доцент Минской духовной академии, доцент Института теологии БГУ. В настоящее время является докторантом Общецерковной докторантуры и аспирантуры, где готовит к защите докторскую диссертацию на тему «Книга Экклезиаста и литература древнего Ближнего Востока».

Когда путешествуешь по разным уголкам Туниса, явственно ощущаешь живую связь времен, оставивших свой отчетливый след в традициях этой древней земли. Эту связь по-особому чувствуешь, когда оказываешься в провинциальных тунисских городах, таких, например, как город Загуан.

В Загуане я оказался благодаря археологической экскурсии, включавшей посещение римских развалин в Загуане и Дугге. Август месяц – не самое удачное время для посещения раскаленных на солнце каменных руин. Однако даже сильная жара не способна испортить яркого впечатления, которое производят на любителя древностей руины этих мест.

Мы прибыли в Загуан ранним утром в четверг, застав традиционный четверговый рынок. Наш большой автобус с трудом пробирался сквозь пеструю шумную толпу людей, наполнявших узкие улочки, вдоль которых выкладывали свой товар торговцы. Здесь можно было увидеть все – от многоцветных россыпей овощей и фруктов до предметов бытового предназначения и огромного количества кур, которых бесстрастные торговцы, совершенно по-деловому связывали за ноги в большие охапки и клали на ящики. Мы уже давно отвыкли от традиции покупки живой птицы для ее приготовления, предпочитая покупать разделанные части птицы, но еще не так давно наши бабушки так же покупали птицу на рынках. Современная жизнь вносит свои коррективы и в строй жизни древнего Туниса. На рынке Загуана можно видеть и современно одетых людей. На их фоне особенно выделяются мужчины и женщины в традиционной одежде. Достаточно часто мелькали старые берберки с татуированными лицами (татуировки наносились как знак замужества) в своих древних национальных костюмах. Эти костюмы могут быть предметом особого восхищения, поскольку имеют в себе очевидные элементы той одежды, которую носили древние римлянки. Как и в древности, берберки скрепляют части своих одежд фибулами. Примерно в таких же одеждах могли ходить женщины в этих местах и около двух тысяч лет назад. Жаль, что эта традиция в скором будущем может стать только лишь частью истории. В последнее время в мусульманском мире появилась устойчивая мода на тот тип одежды, который распространен в Саудовской Аравии. Вместе с тем, мусульманский мир гораздо многообразнее и богаче в своих традициях.

Целью поездки в Загуан было посещение Храма Вод, построенного императором Адрианом в начале 2 века. Храм, от которого неплохо сохранились лишь стены, расположен под обрывом горы Загуан. В его бассейнах собиралась вода, поступавшая из многочисленных горных источников, которая далее направлялась по акведуку в Карфаген. Полагают, что этот акведук был самым длинным водопроводом в Римской империи. Некоторые элементы этого древнего римского водопровода, прилегающие к руинам храма, используют по их прямому назначению и по сей день. Место очень живописно, недаром его иногда называют «тунисской Швейцарией». Запомнилось оно мне залитым рассветным солнцем, своей свежей зеленью, ароматом хвойных деревьев и стрекотанием цикад.

К полудню мы прибыли на руины города Дугга, включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Для любителей древностей, связанных с историей Римской империи, Тунис является неисчерпаемой сокровищницей. Достаточно сказать, что на его территории располагалось около двухсот римских городов, из которых раскопана и изучена лишь десятая часть. Дугга является самым хорошо сохранившимся городом. Расположенный на высоком холме высотой 600 метров, город избежал целого ряда разрушений, которым подвергались другие города региона. И после того, как он был заброшен, место его не было использовано под новую застройку. Именно этим и объясняется неплохая сохранность всего городского комплекса, который в свое лучшее время был домом для пяти тысяч человек.

Первоначально Дугга была нумидийским поселением. Об этом напоминает гробница нумидийского принца Атабана, построенная во втором веке до Р.Х. Свой расцвет Дугга пережила во II-III веках по Р.Х., благодаря чему ныне можно любоваться остатками храмов, театров, терм, капитолия и триумфальных арок. Ее постройки связаны с именами императоров восточного происхождения из династии Северов. Доминантой города является Капитолийский храм, один из самых красивых римских храмов в Северной Африке, на барельефе которого изображен апофеоз императора Антонина Пия. Особо выделяются и руины храма Ваала-Сатурна, колонны которого видны уже при подъезде к городу. Наряду с языческими храмами, в Дугге сохранились и развалины христианской церкви пятого века.

Дугга – город достаточно компактный и целостный. Гуляя по его улицам, несложно представить ту жизнь, которая бурлила в нем более полутора тысяч лет назад. Несложно представить и быт населявших этот город людей. Особенно интересны сохранившиеся в Дугге руины простых римских домов. В целом, этот город напомнил мне увиденные этой же весной итальянские Помпеи с их постройками, улицами и мостовыми, несущими на себе следы от колес древних повозок.

В свое время Дугга приютила беженцев из разрушенного Карфагена. Но по сравнению с самим Карфагеном Дугга всегда оставалась небольшим провинциальным городком, подобным десятком других, развалины которых дошли до наших дней. Несомненным лидером региона всегда был великий Карфаген. Интерес к Карфагену был связан у меня в первую очередь с библейской историей, поскольку этот город был напрямую связан с народом, населявшим в древности Палестину.

Когда благочестивый читатель Священного Писания, не обремененный особыми познаниями из древней истории, слышит о хананеях, то он сразу вспоминает населявший территорию Святой Земли народ, с которым сражались вышедшие из Египта израильтяне. И может показаться странным, что следы этого народа можно найти далеко за пределами Палестины, на территориях таких далеких от Палестины стран как Тунис или Испания. Как ни удивительно, но именно археологические раскопки, проводимые далеко от Святой Земли, дали первоначально основной объем знаний об этом древнем народе. Потесненные нашествиями евреем, народов моря (филистимлян), народов степи (арамеев), ловкие и предприимчивые хананеи занялись торговлей и мореплаванием, основав невероятное количество своих колоний по всему Средиземноморью. Греки стали называть этот народ финикийцами. Одним из самых знаменитых городов финикийцев был великий город Карфаген. В христианскую эпоху этот город получил свою известность благодаря своей связи с выдающимися богословами и епископами, такими как блаженный Августин и священномученик Киприан Карфагенский.

Однако современные посетители Карфагена, воображение которых рисует величественные картины, испытывают традиционное разочарование, видя то, что осталось от знаменитого города. Им остается только сказать со вздохом – да, Карфаген действительно был разрушен. Легкое разочарование испытал и я. Мне хотелось увидеть следы древнего пунического Карфагена. Но вместо них красовались незначительные остатки более поздних римских построек. Не произвела большого впечатления и достаточно скромная коллекция археологического музея Карфагена. Утешало лишь то, что с пуническими древностями мне уже удалось соприкоснуться в парижском Лувре. Но что не может не вдохновлять, так это красота окружающего ландшафта, служащего достойной оправой великому прошлому великого города.

Территория древнего Карфагена, располагавшегося на холме Бирса, ныне поглощена Тунисом, столицей современного государства Тунис. Тунис – динамично развивающаяся столица, достаточно гармонично сочетающая в себе старые традиции с новыми веяниями. Главная улица Туниса, авеню Хабиба Бургибы, напомнила мне парижские Елисейские поля, что, видимо, не является случайностью.

Особый интерес может вызывать в Тунисе Национальный музей Бардо, который наряду с пуническими древностями, содержит одну из богатейших в мире коллекций римских мозаик. Мозаики в этом музее украшают не только стены, но свое законное место – полы. Одев одноразовые тапочки, посетители музея имеют возможность ходить по мозаикам, возраст которых составляет около 1800 лет. Со стороны, украшающие стены и полы мозаики кажутся старыми, слегка потрепанными временем коврами. Музей Бардо содержит и волнительные свидетельства христианского прошлого этой страны. Все, что осталось от интенсивной христианской жизни Северной Африки – это манускрипты с творениями ее знаменитых богословов, руины храмов, захоронения и мозаичные украшения храмов и надгробий. Как и в музее Суса, в Бардо особое внимание привлекает древний мозаичный баптистерий. Хранятся в музее и древние иудейские мозаики.

К следам римского владычества в Тунисе относятся и руины терм императора Антонина Пия, которые, как и руины Карфагена, входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. От терм сохранилась главным образом нижняя, подвальная часть. Здание карфагенских терм в прошлом относилось к числу наиболее значительных построек бань в Римской империи. Об этом сейчас напоминает только немалая площадь постройки (около 3,6 га), сохранившиеся внушительные пространства подвалов, покрытые каменными сводами, и восстановленная гигантская колонна. Для того, чтобы понять всю значительность подобной постройки, нужно побывать в самом Риме и войти в церковь Санта Мария дельи Анджели. В 16 веке Микеланджело использовал часть сохранившихся построек бань для строительства храма. Внутренний объем этого храма в общих чертах воспроизводит часть римской постройки. Уже после посещения Туниса, в мае 2013 года в Риме я смог представить реальный масштаб древних карфагенских терм. Как и в случае с остатками древнейшей части Карфагена, недостаток сохранившейся постройки искупался необыкновенным видом на ласкающую глаз бирюзу морской глади, который открывается со стороны развалин терм.

В парке, примыкающем ныне к термам, вдоль прогулочных дорожек представлен целый детский некрополь. Небольшие урны, выставленные по обочине аллей, хранили остатки принесенных в жертву детей – жуткий ханаанский обычай, который финикийцы так и не оставили в своих новых городах, придерживаясь его и на Севере Африки, и на юге Европы. Печальным карфагенским памятником этому обычаю, которым увлекались даже подражающие идолопоклонству своих соседей древние евреи, является святилище богини Тиннит, которое еще называют тофетом Саламбо. Тофет Саламбо был обнаружен не так давно, в 1921 году. Шокирующий финикийский обычай был красочно (а потому и с некоторыми далекими от истины преувеличениями) описан в известном романе Гюстава Флобера «Саламбо».

Но не жуткими обычаями древних жителей тунисского побережья запоминается ныне Тунис. Тунис остается в памяти как бело-голубая страна. И для многих путешественников визитной карточкой Туниса остается городок Сиди-Бу-Саид, который уже стал пригородом столицы. Это селение расположено на холме, на склонах которого укрепились живописные белые домики с дверями, окнами, ставнями и решетками, выкрашенными в синий цвет. Впрочем, поговаривают, что идея раскрашивать двери в синий цвет не столь древняя и принадлежит французскому барону Рудольфу д’Эрланже. Путеводители расписывают это селение как город искусств и влюбленных, призывают туристов испить в нем традиционную чашку мятного чая. Но романтическую настроенность, на которую настраивают путеводители, непросто сохранить в самом городе, полном туристических групп и торговцев сувенирами. Однако и тут спасает захватывающий вид на море, который открывается с окраины селения. Именно этот вид я и унес с собой, когда возвращался на родину. Таким я вспоминаю Тунис и сейчас. Цветущие зеленые кусты, бело-голубые дома, лазурная морская гладь, сливающаяся с нежно-голубым небом через дымчатую перемычку, необыкновенной красоты залив, на берегу которого раскинулся молодой, но в то же время и древний город.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.