Крещение 10 советов и две истории из жизни

Для справки: Протоиерей Алексий Васин, кандидат богословия. Родился в 1974 г. в Новополоцке. В 1998 г. окончил Минскую духовную семинарию, параллельно изучал древние языки в Библейкой школе Бетель (Германия). В 2001 г. окончил Библейскопатристический институт в г. Бари (Италия), в 2004 г. — Минскую духовную академию со степенью кандидита богословия. Преподаватель Минских духовных школ. Женат, воспитывает двух сыновей.

Что значит для человека таинство Крещения, как к нему правильно подготовиться и что делать после него? На все эти вопросы, вспоминая истории из своей жизни, отвечает преподаватель Минских духовных школ протоиерей Алексий Васин.

В один приятный день ко мне в дверь позвонили… Здравствуйте – здравствуйте… У дверей я увидел студента Минской духовной семинарии с группой из нескольких человек. Оказалось, что к своим слонимским родственникам приехали гости из Архангельска, которые решили прокатиться по достопримечательностям белорусского края, заехав между делом и в Жировичи. «Посмотрев, как прекрасны Жировичи, — сказала одна из женщин, — мы решили покрестить здесь своего родственника. В монастыре нам посоветовали обратиться к вам …».

На мой вопрос, посещают ли эти люди церковь, они ответили, что иногда бывают, правда, очень редко. «И в церковь ходить некогда, да и батюшка там какой-то…». После непродолжительной беседы, во время которой в них чувствовалось желание «сделать дело и гулять смело», я пришёл в ужас от того, насколько представления людей могут сводиться к минимальному… и насколько значение церковной жизни и значение Крещения на самом деле их интересует поверхностно. Их больше всего интересовал вопрос, сколько будет стоить Крещение, если я «соизволю» прямо сейчас поехать на источник и крестить их ребенка там. Здесь я еще раз убедился, что не требами едиными живет священник, но всяким Словом, исходящим из Уст Божиих.

Я им попытался с любовью объяснить, что на самом деле лучше так не торопиться, если нет никаких угроз для жизни, что Крещение – таинство, связанное с внутренним перерождением человека. В беседе чувствовалось, что в сердце у гостей затеплело… Глаза заблестели. Я попытался простым языком объяснить основы того, зачем и как совершается крещение, что происходит с человеком, посоветовал креститься в том храме, в той общине, в которую родители с ребенком будут ходить постоянно. Пусть это еще не все понимают, но Крещение должно быть крещением в Церковь, а церковная община, являющаяся символом невидимой Церкви, помогает лучше почувствовать церковную жизнь и сделать присутствие невидимой Церкви в нашей душе реальными. Люди выслушали меня, а я попросил прощения, что не смог им помочь реализовать их идею. Гости сказали, что поняли и осознали, в чём проблема, и мы попрощались.

Я долго думал об этих людях и молился за них. Мне не хотелось, чтобы они из Жирович увезли разочарование. Я просил Бога помочь им прийти в Церковь. Какова же была моя радость, когда через несколько месяцев студент, сопровождавший эту группу, сообщил мне приятную новость о Крещении этого человека в храме у себя на родине, откуда эта группа приехала. Студент передал мне благодарность и этого человека, и его знакомых, т.к. они прочувствовали, что для них на самом деле означает Крещение и церковная жизнь, к которой они пришли. Я благодарил и славил Бога.

Сегодня поэтому мы и поговорим о Крещении. Крещение является таинством принятия в Церковь. У каждого христианина существует два важнейших этапа в жизни: до и после Крещения. Поэтому именно с этим таинством и связано множество недоразумений, которые возникают, прежде всего, из-за того, что наше общество очень долго жило без Бога и Церкви. Более того, борьба атеистической идеологии была направлена на тайно совершающиеся крещения, которые в «подпольных» условиях очень часто проводились без соблюдения малейших формальностей, отвечающих за связь обряда с традицией Православной Церкви.

Конечно, само Крещение от этого не страдало, но страдала традиция, которая в своей основе является носителем как внутреннего, так и внешнего предания Православной Церкви. Вместе с традицией страдали души и сознание людей, оторванных от предания. Важно помнить, что в ХХ веке у человечества накопилось достаточно знаний и умений самостоятельно внедряться в сознание и в психику и вытворять там всё, что придет в какуюнибудь «особо умную» голову. Всё своё умение атеисты использовали для «выкорчёвывания религиозной дури» из сознания рядовых советских граждан.

Сейчас мало кто говорит об этом, но в повседневной жизни нам приходится питаться горькими, недозревшими, иногда совсем тухлыми и гнилыми плодами этой эпохи. Поэтому таинство Крещения и его совершение больше всего принимают на себя разрушительные для человеческой души удары безбожных представлений ушедшей в историю эпохи.

Кроме того, поверхностное отношение к нему со стороны людей с менталитетом «халтурщиков» и «шабашников» открывает дверь в Церковь очень часто тем, кто и в Бога не верит. Конечно, христианство начинается с имени «христианина», но имя без содержания не имеет никакого значения. Какая мне польза носить имя, не имеющие никакого смысла?

Вспомним, в библейские времена многие носили имена связанные со своими религиозными взглядами. Например, были такие имена как Илия (Его Бог – Ягве), Самуил (Его услышал Бог), Исмаил (Бог услышал меня), Авель (легкость) и др… И человек, который жил не по имени, выглядел комично или трагично. Сейчас такое же можно сказать зачастую о людях, которые «приходят» в Церковь. Они называют себя православными, а на самом деле никакого внутреннего содержания, связывающего их с Православием, не имеют. Какая мне выгода в том, чтобы ходить по деревне и называть себя японским императором? Посмешище, да и только! Такое очень часто можно встретить в сегодняшнем обществе. В моей практике встречались даже такие «православные», которые наотрез отказывались назвать себя христианами или сомневались в существовании Бога. К сожалению, иногда доходит до такого абсурда. Были и такие ответы на вопрос, верит ли человек в Бога: «Да, я – православный и верю, что что-то такое есть…». Так как таинство Крещения является Дверью в Церковь, то в таком обществе иногда существуют попытки открыть эту дверь ногами или зайти туда человеку, который часто путает двери в своей жизни.

Некоторые пытаются тайком проникнуть в эту дверь, а для некоторых важнейшим является вопрос, сколько стоит входной билет и когда существует обеденный перерыв как это пишут на дверях забегалок. Не случайно традиционной одеждой во время Крещения является праздничная одежда белого цвета, чтобы показать, что это таинство является чем-то особым. В рваном трико и дырявых кедах мы не рискнем зайти в Большой театр. В духовной жизни, особенно в момент крещения, человек должен одеться в особую одежду: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…». Так поет Церковь слова апостола Павла сразу после Крещения, еще и еще раз повторяя: «Кто крестился во Христа, оделся во Христа как в одежду». Одеждой для христианина является Сам Христос. Тот, кто пришел в Большой театр в рваном трико и в грязной майке, может заявить о своей «бедности» и «отсутствии средств». В случае с Крещением, таких отговорок быть не может, т.к. Христос идет к каждому из нас. Он хочет быть нашим телом, нашей душой. Он стоит и стучит в двери нашего серца. «Одеться во Христа» — вот что является смыслом таинства Крещения. Одевшись во Христа, мы сможем войти в высшее общество, которое называется Церковью. Члены этого общества живут (должны жить!) совсем другими категориями, отличными от тех, которые выдумывает чей-то испорченный разум.

Отсюда вывод: принятие Крещения без должной серьёзной подготовки не просто недопустимо, но и является профанацией всей дальнейшей церковной жизни. Человек, дерзнувший на такое, не понимает, что занимается святотатством. Люди, которые принимают на себя послушание глубокой внутренней подготовки к Крещению, получают от Бога в их жизни особые дары и дарования. В случае, если крестятся маленькие дети, в особой подготовке нуждаются крестные, которые отвечают перед Богом за духовное взросление своих крестных детей. Особым грехом является небрежное отношение к подготовке ко Крещению и Крещение «впопыхах», без осознания всего, что требуется от крещаемого, и без осознания ответственности крещаемого перед Богом.

Очень часто задают вопрос, что важно для Крещения, подразумевая то, сколько это стоит, что принести с собой, как оформить, сколько свечей взять с собой, а сколько купить и по чём, кого взять крестными и многое другое… Но на самом деле эти вопросы являются техническими, и отношение к Крещению имеют посредственное. Для каждого же, кто крестится или приносит детей к Крещению необходимо помнить следующее:

  1. Ищущий Крещения, ищет жизни в Церкви, где самой главной заповедью является заповедь «Возлюби Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами твоими и возлюби ближнего твоего как самого себя». Все остальное заключается в этой заповеди, которая познается не знанием и не умением, а опытом жизни в конкретной церковной общине.
  2. Важным элементом жизни готовящегося к принятию Крещения и принявшего Крещение является ежедневное чтение и изучение Святой Библии, потому что это то Слово, которое исходит из уст Божиих и которое является важнейшим элементом, необходимым для жизни, наряду с хлебом насущным, т.е. наряду с материальной стороной жизни. Необходимо обсуждать прочитанное с окружающими, а позже, после Крещения, пытаться собираться с единомышленникаи, и обсуждать прочитанные главы из Святой Библии и из поучительной духовной литературы.
  3. Найти общину, которую крещенный будет посещать постоянно. По возможности, она должна быть ближе к месту жительства, чтобы будни и повседневные проблемы как можно меньше влияли на частоту посещения. Мы должны понимать, что без Церкви и посещения храма Крещение нами не будет воспринято надлежащим образом, а без жизни в общине и постоянного Причастия мысли о спасении души приобретут формальный смысл.
  4. Даже если и представляется возможным где-нибудь креститься без подготовки (часто это выглядит не иначе как приехал, оплатил, крестился и уехал), необходимо внутренне и интеллектуально подготовится к этому. К подготовке относится чтение духовной литературы, подготавливающей специально к Крещению; общение со священником с конкретными вопросами, как лучше подготовиться.
  5. Знание Символа Веры наизусть и знание основ церковной жизни, а также основных молитвословий Церкви являются принципиально важным знаком свободного и сознательного выбора и шага к принятию Крещения для взрослых и для крестных родителей (кумовей) детей, крещаемых в младенческом возрасте. И, соответственно, наоборот: незнание Символа Веры, незнание основ церковной жизни, а также незнание основных молитвословий свидетельствуют о фиктивном подходе, легкомыслии, неосознаном или несвободном принятии таинства, а иногда и о святотатстве, суеверии или неправильном подходе к вере.
  6. После Крещения стараться как можно чаще поддерживать связь с храмом, с общиной, с верующими и особенно со священником. Необходимо активно участвовать в жизни общины. Лучше даже подойти и поговорить со священником, может где-нибудь нужно чем-то помочь: или деньгами, или своим трудом, или участием в каком-то церковном мероприятии. Важно помнить, что необходима внутренняя связь, а не навязчивое предложение своих услуг.
  7. После Крещения необходима активная молитвенная жизнь, которая заключается в посещении служб, в домашней молитве.
  8. Кроме того, необходимо дальнейшее самообразование и посещение различных религиозных образовательных программ. Хотя это является на сегодняшний день достаточно редким явлением, чтобы прихожане наших храмов активно участвовали в образовательных программах Православной Церкви, но это, скорее, дело ближайшего будущего, т.к. без этого прихожане не смогут получать постоянно свежие знания о вере и церковной жизни. Важно не только самому активно учавствовать в таких образовательных программах и встречах, которые сейчас существуют уже практически в каждом большом городе, но и привлекать к этому других прихожан.
  9. Жить и постигать опыт церковной жизни, думая о том, что принятие Крещения – только начало религиозной духовной жизни, а не её завершение или победа. Крещение – открытая дверь в Церковь, а зайдём мы туда или нет, зависит только от нас.
  10. Конечно, никто и никогда не будет контролировать, спрашивать или проверять, насколько эти пункты соблюдаются или не соблюдаются. В таком перечне вы, может быть, их больше и не встретите. Это всего лишь советы очередного священника, как приняв Крещение, не захлебнуться в неведении и не потеряться в океане повседневности. Принявший Крещение должен понимать, что «под лежачий камень вода не течёт», а также и то, что «спасение утопающих — дело рук и самих утопающих». Церковь состоит из живых клеток, а мёртвые клетки либо выводятся организмом, либо создают никому не нужный балласт. Важно, чтобы мы, приняв крещение, не были мертвым балластом, а одухотворенно жили в Церкви и достигли главной цели спасения – вечной блаженной жизни.

Конечно, как мы уже и писали выше, перед Крещением новичок встречается с Церковью, и недоразумений бывает много. Не надо бояться подойти ко священнику, задать ему вопрос, спросить его. Лучше не подходить к кому-нибудь из первых, кого мы встретим в церкви или на пороге у церкви. Надо искать личного общения со священником. Не надо бояться недоразумений, а надо получать опыт церковной жизни, чтобы не чувствовать себя чужим в Церкви.

И в заключение – еще один случай из моей практики, о котором мне так и хочется рассказать в назидание. Один раз в конце литургии ко мне подбежал послушник и сообщил: «Батюшка, там у свечного ящика стоят люди на Крещение, вам благословили их покрестить». «Ну, раз благословили, значит покрестим», — ответил я и пошел исполнять послушание. Подойдя к группе, я увидел высоких людей сильного телосложения типа «новых русских». Головы у некоторых были выбриты. Женщины были одеты очень богато (настоящие светские львицы…). Когда я их спросил, кто принимает Крещение, на меня угрожающе вышла груда мышц с выбритой головой. Человеку было лет 45 или больше. Я сразу понял, что передо мной стоят люди очень серьезные. Мы сели в микроавтобус и поехали на источник. Попросив сопровождающих подождать недалеко от источника (около купели было достаточно мало места), я попытался зайти на территорию купели с желающим принять крещение. Закрыть дверь купели помешала мне сильная рука такой же груды мышц. Выглядывая из-за двери, голова произнесла: «А можно мне крестится с ним вместе?» Я переспросил: «Это Вы только что решили?» «Нет, я уже вот с этим давно договорился. Мы решили, что я буду у него крестным отцом…».

Эта история открыла мне глаза на то, какая каша в голове бывает у наших людей по отношению к религиозным вопросам. Серьезное отношение каждого из нас к таинству Крещения даст возможность нашему постсоветскому обществу осознать свою немощь и всецело поручится помощи нашего Творца – Бога. В Церкви все устроено очень мудро: каждый из нас прикладывая усилия к самосовершенствованию, совершенствует не только себя, но и всю видимую земную Церковь.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.