Муж и жена: кому кого бояться?

Какие исконные обязанности мужа и жены в православном браке? Что значит на практике (с учетом современной жизни) выражение из Библии: «жена да убоится мужа своего» и «жена, слушайся мужа во всем, как Господа»? И правда ли, что браки распадаются потому, что жены ведут себя не так и часто спорят с мужьями или делают по своему, а мужчина тогда перестает чувствовать свой дом — домом и таким отношением жена как бы прерывает свою тонкую энергетическую связь с мужем? Получается, что даже если муж не очень разбирается в чем-то или собирается вложить деньги семьи в рисковое дело, то жена все равно перечить не должна согласно Православию?

Главная обязанность мужа и жены в православном браке – это взаимная любовь. Любовь к Богу и любовь к ближнему – это две главных заповеди христианина, а любовь к супругу – одно из воплощений заповеди о любви к ближнему. Каждый человек, создающий семью, должен осознавать, что любовь к супругу – это не просто внешнее чувство, которое неизвестно откуда пришло, а может и уйти. Любовь-чувство – это дар, который нужно растить, развивать и приумножать любовью-действием. Как часто, к сожалению, мы слышим слова: «Я его (ее) больше не люблю» и «Сердцу не прикажешь…» Если от небрежения и невнимательности друг к другу у супругов исчезает любовь-чувство – это не значит, что нужно разводиться. Это значит, что нужно действовать, нужно любить действием – заботиться, уважать, поддерживать, проявлять любящее внимание, сделать все, чтобы противоположная сторона почувствовала себя любимой. Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя». (Послание к Ефесянам, 4,28). Это значит, что муж должен считать все жизненные интересы и ценности жены как свои собственные (если они, конечно, не противоречат Божьим заповедям). Эти слова апостола Павла читаются во время таинства Венчания. Вот полный текст этого библейского чтения:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Послание апостола Павла к Ефесянам, 4-я глава).

Как мы видим, апостол призывает не только жену «бояться мужа», но и мужей «любить своих жен, как свои тела». Повиноваться мужу, как Господу, жена должна, в первую очередь, в Господе. Т.е. нужно слушаться мужа в том, что не противоречит заповедям Божьим. Если муж собирается оставить семью без средств к существованию, вложив семейные средства в рискованный проект, — это, несомненно, грех против любви к ближнему, это угроза существованию семьи и жена в таком случае просто обязана «перечить» и попытаться переубедить мужа. Если же супружеские разногласия касаются бытовых вопросов, не влияющих на существование семьи и вечное спасение ее членов, то в таких случаях лучше уступить. Действительно, жене нужно бояться разрушить ту самую «тонкую связь с мужем».

Мужа можно и нужно переубедить не только переча ему, споря и ругаясь с ним, но и внутренней нетленной красотой духа, одна из граней которого – смирение – т.е. присутствие мира в душе («с миром») – отказ от конфликтов, вражды, обид и зависти. И нарушать этот мир стоит лишь в том случае, если есть угроза существованию семьи, одного из супругов, существованию как в этой жизни, так и в вечности.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.