Слова счастья: о чём библия говорит новокрещеным

Автор: Протоиерей Алексий Васин, кандидат богословия

Во время таинства Крещения читаются 3 текста из Библии, которые помогают ответить на вопрос: что Крещение меняет в моей жизни?

Первый текст, который слышит только что вышедший (или взятый) из купели человек, — псалом 31-й:

«Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою». «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем».

Обычно этот псалом читается в момент, когда на новокрещенного одеваются крещальный крестик и белые праздничные одежды, символизирующие чистоту души после Крещения и радость о Господе. Раньше во время его чтения, кроме одежд, на главу новокрещенного одевалась еще и корона, как знак мученичества за Христа, готовности принять смерть за Его имя, а также как символ принадлежности христианина к роду «избранного царского священства».

Основная мысль этого псалма — прощение Богом всех грехов, в которых мы исповедуемся Ему и в которых приносим покаяние. Основным препятствие к прощению грехов является лукавство, живущее в нас. Крещение – таинство, в котором верующий посвящает себя всецело Божьему руководству. Если этого не происходит, человек ведет себя схоже с неразумным или даже бешеным жеребцом, которого можно обуздать только силой и орудием. Такой человек живет в грехе и всё, что он предпринимает – сплошное нечестие. Его дела оскверняют его. Человек, живущий «с Богом в голове», управляется Богом и живет счастливо. Такие люди живут праведной жизнью, радуются и веселятся о Боге, потому что они «правые сердцем», то есть их сознание не привязано к тому, о чем человек может печалиться в этой жизни, а привязано к тому, что Бог независимо ни от чего всегда рядом и это – самое главное счастье.

Все это человек может понять и осознать только тогда, когда он осознал, какова радость жизни с Богом. Если нечестивому сказать, что праведные веселятся и радуются о Боге, то у него сразу найдется тысяча отговорок, почему он не веселится и не радуется о том, что Бог живет вместе с ним, хотя Бог живет в каждом из нас. И хотя на самом деле причин для уныния и чувства горя в этой жизни бывает много, но всё сводится только к одному – к нечестию и беззаконию!

Часто можно слышать: «Ну и что! Я крещён, а все равно – несчастлив!» К сожалению, бывает и такое, когда человек крещен, а живет без Бога. Этот Псалом учит сразу, при всех трудностях и проблемах, согрешениях и разочарованиях бежать к Богу и рассказывать Ему все. Как радостно для нас звучат слова Псалмопевца: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.» (Пс. 31, 3-5).

Дальше Псалмопевец пишет, что как только праведник (живущий с Богом) попросит Бога о спасении из какой-то ситуации, то «и тогда разлитие многих вод не достигнет его», то есть множество искушений, наказаний и бед не потопят его. Когда я перечитываю этот псалом, мне кажется, что больше ничего мне в жизни и не надо: только чтобы я радовался о том, что Бог со мной! Этот Псалом – радостный крик того, кто познал счастье прощения грехов и счастье жизни с Богом. Вместе с Давидом я поднимаю глаза к небу и кричу от радости и счастья: «Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления». Что нам надо еще больше, когда Господь четко говорит каждому приходящему к нему с желанием быть с Ним вместе: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою».

Крещенный приходит к Богу через Крещение. Каждый из нас, пришедший через Крещение к Богу, должен помнить, что «уповающего на Господа окружает милость». Признаюсь, перечитывая этот псалом, хочется пуститься в танец и радостное ликование. Сердце испытывает столько веры, надежды и любви! Этот Псалом является одновременно для каждого верующего и Символом Веры, и Символом Надежды, и Символом Любви к Богу и Любви Бога к нам!

Сразу после чтения Псалма 31, облачения крещённого и его Миропомазания священник обходит с крещённым и крестными родителями три раза купель с пением «Те, кто крестились во Христа, во Христа облеклись: Аллилуйя!» и читается небольшая часть из Послания святого апостола Павла к Римлянам (6-я глава, 3-11 стихи).

В своем послании к Римлянам апостол Павел пишет :

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;7 ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».

Этот текст является письмом апостола Павла к первым христианам города Рима, но через века оно доносит до каждого, кто принимает Крещение, смысл этого явления. Любое толкование и объяснение этого письма нарушило бы тонкую связь его читателя или слушателя с задуманным в чине Крещения внутренним просветлением, связанным с тем, о чем пишет Апостол. Об этих словах можно было бы говорить очень много, но самым важным для нас и для всех, кто в будущем будет принимать Крещение, вникнуть не в какое-то толкование, а именно в эти слова, которые написал апостол Павел. Тем, кто принял уже Крещение (год, 20, 30, 40 или еще больше лет тому назад), и тем, кто собирается его принять, я бы посоветовал ежедневно, целуя свой нательный крестик, произносить этот текст, который является глубочайшим и богодухновенным осмыслением нашего упования на Воскресение Христово и на наше христианское бытие, а также текст Евангелия, который мы приводим ниже. Таким образом, вспоминая каждый день своё крещение, мы будем чётко представлять и его смысл, что позволит нам жить истинно христианской жизнью. Во время крещения тяжело или даже невозможно с первого раза проникнуться этими словами, т.к. текст требует длительного осознания для новокрещаемых, да и читается он на церковно-славянском языке, который на таком уровне является для новичка языком незнакомым, иностранным. Утопично думать, что новокрещаемый поймёт как его смысл, так и смысл евангельского чтения, поэтому желательно и крайне необходимо, чтобы крещаемый до крещения познал эти тексты. Эти тексты во время совершения крещения лучше читать на современном русском языке, чтобы чтение Святого Писания коснулось сердец слушающих.

Евангельский же текст (Евангелие от Матфея 28-я глава, 16-20 стихи), который читается после Апостольского Послания, является семенем всего христианства. Семенем, которое падает на почву, из которого прорастает растение веры и благочестия во Христе, растет, зацветает, даёт плоды, несущие такие же семена веры, благодаря которым и размножается христианство по всему миру. Этим текстом заканчивается одно из четырех Евангелий, но начинается евангельская жизнь каждого верующего. Это очень важный аспект: Евангелие заключается не в тексте, а в жизни. Евангелие – это не то, что мы читаем, Евангелие – это то, чем и как мы живем!

«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Эти Евангельские слова одновременно и возвращают нас назад в апостольскую эпоху к Самому Воскресшему Христу, привязывая наше крещение к Его словам, а также уносят наше сознание в будущее, с мыслями, надеждой и верой в искупление всего человечества от греха и смерти, а также верой во второе пришествие Христа и Царства Божия. Слово «Аминь» в конце этого текста подчёркивает, что благодаря именно нашему Крещению начинается новая эпоха и новая жизнь для нас и для всего мира!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.