Выбор Владимира

Для справки: Сергей Рында. Родился в 1987 г. В 2010 г. окончил факультет истории и социологии Гродненского государственного университета им. Я.Купалы со специальностью «социолог». Студент 3-го курса Минской духовной семинарии.

Одному человеку невозможно создать то, что намного пережило бы его самого. Ни Александр Македонский, покоривший полмира, ни кто либо другой из величайших завоевателей не сумели оставить добытое ими потомкам. Но вот уже 1025 лет живет главное приобретение святого князя Владимира – вера Православная в нашем Отечестве. Он выбрал не просто веру – он выбрал стабильное будущее для своих потомков. Каким же был этот выбор?

По своему значению в истории Русской Церкви святой Владимир напоминает собой святого равноапостольного Константина Великого. Как император Константин даровал свободу и поддержку христианству в Римской империи, так и Владимир поставил в такое же положение христианскую веру на Руси. Его отцу, великому князю Святославу Игоревичу, некогда было заниматься воспитанием сыновей из-за занятости в военных походах, мать была устранена от воспитания сына из-за конфликта с великой княгиней Ольгой, бабушкой будущего князя Владимира. В восьмилетнем возрасте Владимир был отправлен отцом в Новгород, где под руководством своего дяди Добрыни получил языческое воспитание.

После гибели в 972 г. князя Святослава между его сыновьями разгорелась борьба за власть: в Киеве княжил Ярополк, во время битвы между Ярополком и его средним братом древлянским князем Олегом последний был раздавлен падающими лошадями во рву. Владимир после этого события бежал в Скандинавию, где вместе со своим дядей набрал наемное войско варягов, чтобы захватить власть. Вернувшись на родину, он захватил Новгород, Полоцк, Киев, не щадя никого из своих родных. Характер Владимира описывается древним летописцем как взрывной, стремительный, подобно грозе, князю неведомы были жалость и пощада, все боялись его наемников-варягов, а они страшились только князя… Владимир стал князем Киевским около 980 г.

Первое время своего княжения великий князь был приверженцем языческих обычаев. В Киеве и по всей Руси возводились новые кумиры славянских богов, которым приносились жертвы, зачастую и человеческие. Пример первых мучеников Русской Церкви – варяг Федор и его сын Иоанн.

Вот из такого грубого язычника Промыслу Божию угодно было сделать ревностного христианина. Познакомиться с христианской верой Владимир мог и от киевских христиан, и от своих жен, из которых четыре были христианки: гречанка, две «чехини» и болгарка. Сравнение языческой веры с христианской говорило князю о превосходстве веры христианской, а памятный для него пример его бабки Ольги еще больше убеждал его в этом. Несомненно, и торжественное обличение язычества варягом Феодором могло произвести свое действие. Закравшееся в душу Владимира сомнение в истинности язычества скоро разрешилось принятием им христианства и крещением киевлян. Совершению такого великого события много способ ствовало, между прочим, положение киевских славян, окруженных инородцами – на востоке болгарами, на юге хазарами и с запада католическими народами. Каждому из этих народов, естественно, хотелось расширить свою веру, вступив в духовное общение с сильным киевским князем и его подданными.

Князем Владимиром были отправлены послы для более тщательного изучения веры этих народов. От каждого из этих народов стали появляться миссионеры с предложением своей веры князю. Но беседа с ними еще более склоняла князя на сторону восточного христианства. Ислам, льстивший чувственности сластолюбивого князя, оттолкнул запрещением пить вино и есть свинину, что казалось ему безрассудным. Католические миссионеры также не имели успеха. Зная, вероятно, властолюбивые притязания пап, Владимир ответил им: «Отцы наши не приняли веры от папы». Безуспешна была и миссия хазарских иудеев. Выслушав их, князь спросил: «Где ваше отечество?» – «В Иерусалиме, — отвечали они, — но Бог в гневе расточил нас по чужим землям и предал нашу землю иным». «Как же вы учите других, — сказал им князь, — когда сами отвержены Богом и расточены; если бы Бог любил вас и веру вашу, то вы не были бы рассеянны по разным землям, или вы хотите, чтобы и с нами случилось подобное?» Греческий православный священнослужитель вызвал симпатии князя, ведь его проповедь совпадала с внутреннем убеждением Владимира в превосходстве православной веры. Весьма значимым был пример бабушки князя Владимира, с которой были связаны добрые воспоминания раннего детства (княгиня Ольга была крещена патриархом в Константинополе). Важным фактором при принятии князем решения стал рассказ о православной вере вернувшихся из Византии его послов, отправленных «испытывать веры». Их рассказ был наполнен неописуемым восторгом от православного богослужения, который был передан такими словами: «…от восторга так захватывало дух, что не знали мы, где находились: то ли на небе, то ли на земле». В своем личном Крещении князь отчетливо увидел благодатную силу этого таинства. По выходе из купели он освободился от глазной болезни и почувствовал себя нравственно обновленным. Способны ли мы сейчас представить восторг человека, к которому возвратилось зрение? Но прозрел князь еще и духовно-нравственно! Как это близко современному человеку, ведь сколько в современном мире вещей, затемняющих нам свет духовный, сколько событий, которые отвлекают наше духовное зрение от того, к чему стремится наш взор, – к свету Христову.

Это событие, произошедшее 1025 лет назад с нашим великим предком – киевским князем Владимиром, ярко показывает нам, что непреодолимых преград для человека, стремящегося познать истину, нет.

Как сложно нам принять то или иное решение в нашей жизни, сколько волнений испытываем мы, прежде чем решить поступить так или иначе. А можем ли мы представить, сколь труден был выбор святого князя Владимира? Ведь он определял, как сейчас модно говорить, модель развития государства на несколько веков вперед, от его выбора зависел путь, по которому пойдет зарождавшийся тогда русский народ. И князь Владимир сделал этот выбор. Великое дело Крещения Руси святой князь Владимир начал со своего семейства: сыновья Владимира вместе со многими боярами были крещены первосвятителем русским Михаилом. Если провести параллель с нашей жизнью, много ли мы сможем вспомнить положительных примеров, когда начиная с себя, личным примером и примером своей семьи, а не громкими лозунгами и обещаниями, показываем правильность дела и искренность своего выбора?

Князь поспешил разделить радость Крещения, радость обновления со своими близкими и со всем своим народом. После крещения князя, его семьи и бояр было дано приказание истреблять памятники язычества. Статуи богов, которые еще не так давно воздвиг князь для благоговейного чествования, подверглись теперь, по его приказанию, бесчестию: одни были опрокинуты со своих мест, другие изрублены и преданы огню.

После уничтожения идолов началось просвещение киевлян. Митрополит, епископы, священники и сам князь ходили по городу с проповедью. Попрание идолов и принятие христианства князем и боярами колебали веру многих киевлян в своих богов и предрасполагали к новой вере. Но немало было таких, которые упорно держались язычества. Чтобы помочь делу, Владимир отдал приказ всем некрещеным, без различия пола и возраста, явиться на берег Днепра для крещения. В назначенный день днепровский берег покрылся народом: старики и молодые, дети и родители вступали в реку, а священники совершали таинство Крещения. В эти священные минуты, по словам благочестивого летописца, земля и небо ликовали, видя множество спасенных. Сам князь в состоянии духовного восторга произнес молитву за новокрещенный народ: «Боже Великий, сотворивый небо и землю, призри на новые люди свои и даждь им, Господи, уведети Тебе, Истинного Бога, якоже уведеша страны христианския». После крещения в личности князя Владимира произошли чудесные перемены, князь словно стал другим человеком: проповедником христианства и заботливым попечителем о судьбе своего народа. Своих многочисленных жен и наложниц он отпустил (подарил свободу) и предложил выбрать новых мужей.

После крещения князь пытался избегать как внешних войн (допускались оборонительные стычки), так и во внутренних делах старался избегать конфликтов и открытых противостояний. Он хотел завещать свой престол и власть любимому сыну Борису, однако двое старших из оставшихся в живых сыновей Святополк Туровский и Ярослав Новгородский почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015 года. Он был погребен в воздвигнутой им Десятинной церкви в Киеве. Русская Церковь совершает его память в день его преставления – 15 июля (28 июля по новому стилю).

Какую важность для нас, современных людей, имеют эти события, произошедшие на территории нашей земли более 1000 лет назад? На какие размышления о нашей жизни и изменения может нас натолкнуть история жизни князя Владимира? Так ли далеки от нас эти события? На мой взгляд, все проблемы того общества актуальны и сейчас. Многие из родителей из-за своей занятости не имеют возможности воспитывать и уделять детям достаточно внимания (подобно родителям князя Владимира), в скольких семьях нет мира и согласия ввиду борьбы за какие-то материальные средства (кажущиеся нам богатством). Сколько сиюминутных развлечений и удовольствий предлагает нам реальность современного мира, и как все это похоже на те обстоятельства, в которых находился князь Владимир, стоявший перед выбором, от которого зависела дальнейшая судьба народа и история развития Руси. 1025-летний юбилей Крещения Руси – это возможность для всех нас еще раз задуматься над правильностью выбора пути своей жизни, попытаться проанализировать, где же мы находимся: в языческом жестоком мире с его развлечениями и скоротечной славой или мы благоразумно выбираем путь христианский, трудный и тернистый, но путь, по которому нам помогает идти Христос. И пример жизни Святого Владимира показывает нам преимущество верного пути.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.