Закон сердца: или зачем человеку нужна совесть?

Автор: Протодиакон Павел Бубнов

Со второго воскресенья после праздника Святой Троицы начинается годичный круг апостольских воскресных чтений, представляющий собой настоящий «университет» духовной жизни христианина. Святая Церковь предлагает нашему вниманию самые фундаментальные темы православного вероучения, знание и исполнение которых есть сущность нашей веры.

В воскресенье Всех святых Русской Церкви (в этом году это 7 июля) на Божественной литургии читается отрывок из послания святого апостола Павла к Римлянам (вторая глава, стихи 10-16). Из уст святого апостола Павла мы слышим очень важную мысль: в каждом из нас совесть – голос Божий, который мы услышим во всей силе в день Страшного Суда.

Приведем текст этого отрывка на церковнославянском языке:

Слава же и честь и мир всякому дeлающему благое, иудееви же прежде и еллину. Нeсть бо на лица зрeния у Бога. Елицы бо беззаконно (без закона) согрeшиша, беззаконно (без закона.) и погибнут. и елицы в законe согрeшиша, законом суд приимут. Не слышателие бо закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся. Егда бо языцы, не имуще закона, естеством законная творят, сии, закона не имуще, сами себe суть закон. Иже являют дeло законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совeсти, и между собою помыслом осуждающым или отвeщающым, в день, егда судит Бог тайная человeком, по благовeстию моему, Иисусом Христом.

Предлагаемый сегодня нашему вниманию отрывок есть часть учения апостола о соотношении ветхозаветного закона и спасения человечества Воплотившимся Христом Богом. Эта тема была очень актуальна в среде первых христиан, поскольку многие из них были иудеями, принявшими Христа. Когда же к Церкви приходили и язычники, христиане из иудеев расходились во мнениях, необходимо ли для христиан из язычников исполнять ветхозаветный закон. Именно поэтому апостол Павел пишет римской Церкви о сущности закона и о том, как все же совершается спасение человека.

Рассмотрим этот отрывок подробнее, сопоставляя церковнославянский и русский Синодальный переводы.

Стих 10. Слава же и честь и мир всякому дeлающему благое, иудееви же прежде и еллину / Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину!

Еврейский народ первым принял Божие откровение, потому «вопервых, иудею», а потом – эллину – т.е. язычникам.

Стих 11. Нeсть бо на лица зрeния у Бога / Ибо нет лицеприятия у Бога.

Каждый человек есть великая ценность для Бога, независимо от его национальной принадлежности и степени познания Бога, поскольку Бог всем людям желает познать Себя.

Стих 12. Елицы бо беззаконно (без закона) согрeшиша, беззаконно (без закона) и погибнут. И елицы в законe согрeшиша, законом суд примут / Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся.

Апостол говорит: закон жизни человеческого общества один – Божий. Жить по закону своего Создателя – самое большое счастье для человека. Те, кто игнорирует этот закон жизни – погибнут, независимо от своего внешнего отношения к Богу. Иудеи не оправдаются тем, что они изучали и знали ветхозаветный закон, и современные христиане, если не будут исполнять Божьи заповеди, не смогут быть с Богом в Его вечном царстве.

Стих 13. Не слышателие бо закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся / Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут.

Иудеи превозносились своим познанием Бога и хранением закона перед язычниками. Однако только жизнь по заповедям Божиим есть признак истинного познания Бога.

Стих 14. Егда бо языцы, не имуще закона, естеством законная творят, сии, закона не имуще, сами себe суть закон / ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон.

В продолжение предыдущей мысли апостол Павел говорит нам, что человек, далекий от Бога, но исполняющий Его заповеди, уже знает Бога.

Стих 15. Иже являют дeло законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совeсти, и между собою помыслом осуждающым или отвeщающым / Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.

«Голос Божий в человеке» — так святые отцы называют совесть, которая для мужественного человека есть огромная врожденная возможность придти к познанию Бога. Только насилие над совестью позволяет человеку оставаться безбожником. Как сказал древний христианский писатель Тертуллиан, «душа человеческая по природе христианка».

Стих 16. В день, егда судит Бог тайная человeком, по благовeстию моему, Иисусом Христом / В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа.

Апостол Павел открывает нам удивительную тайну: голос совести, осуждающий наши грехи и одобряющий наши добрые дела, есть предтеча голоса Божия, который будет нас судить в день Страшного Суда.

В каждом человеке заложена способность к общению с Богом. Прислушиваясь к голосу своей совести, мы приближаемся к Богу и исполняем замысел Творца о человеке. Святой апостол Павел в призывает нас быть честными, и ожидая встречи с Богом в последний день мировой истории, всегда внимать голосу нашей совести.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.