Записки Богу: практическое руководство

Для справки: Дмитрий Бровушкин. Родился в 1992 г. В 2010 г. окончил СШ №6 г. Солигорска. Студент 3-го курса Минской духовной семинарии

Порой человек, зашедший в православный храм помолиться за своих родных и близких, заказывает различные записки, зачастую не понимая их смысла. Он теряется среди многочисленных наименований: о здравии, об упокоении, на проскомидию, сорокоуст, молебен, панихида, акафист и т.д. Попробуем разобраться в том, что необходимо знать о церковной записке.

У человека, делающего первые шаги в Церкви, может встать вполне здоровый вопрос: а зачем вообще подавать записки, разве нельзя просто самому помолиться за своих близких? Не только можно, но и нужно. Но молитва Церкви более действенна. Об этом говорил и Сам Спаситель Иисус Христос: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея 18, 19-20). Поэтому когда мы подаём записку, то тем самым просим священнослужителей и всех людей, собравшихся в храме, помолиться и о наших близких. А молится Церковь как за здравие живых, так и об упокоении умерших. Семьи, где с уважением относятся к христианским традициям, заводят особую книжечку под названием «помянник», в которую записывают не только имена живых и умерших родственников, но и даты их рождения, дни, а порой и обстоятельства их кончины. Свои помянники, или по-другому синодики, существуют и в монастырях, и в храмах. В них записывают имена священнослужителей, насельников монастырей, жертвователей, прихожан. А наша записка, подаваемая нами в храме, в сущности, является разовым помянником. Но если в древности за такие записки православные христиане приносили в храм хлеб, вино, свечи, масло для совершения богослужения, то сегодня мы вносим за них пожертвование, подавая которое, помогаем приобрести все необходимое для совершения богослужения.

Виды записок

Когда мы подаём записку с именами живых людей, то вверху пишем «О здравии». Понятие «здравие» включает в себя не только здоровье, физическое состояние человека, его материальное благополучие, но, прежде всего, его духовное состояние. В этой записке следует писать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Естественно, в первую очередь мы молимся о здравии своей семьи, друзей: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»(1-е Послание к Тимофею 5,8). Но у нас есть также и недоброжелатели, обидчики или даже враги. И имена таких людей мы также должны вписывать для молитвенного поминовения. Пример в этом нелёгком деле нам показал Сам Господь Иисус Христос, который молился за распинающих Его, и учил своих апостолов говоря: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Евангелие от Матфея 5,44). Так же дело обстоит и с записками «об упокоении», в которых мы молим Господа упокоить, то есть дать покой в Царстве Божьем тем людям, за которых мы молимся.

«Инструкция» по применению

Все наши действия в храме имеют какой-то смысл, а поэтому должны совершаться по определённым правилам. Такие правила, но всё же лучше сказать пожелания есть и в написании церковных записок. Они таковы:

  1. Записку следует подавать заранее, до начала Литургии, лучше всего вечером. В верху записки обычно помещают восьми или шестиконечный крест, а затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «Об упокоении».
  2. Поскольку во время богослужения в молитве принимают участие все люди, то есть вся Церковь, которая молится о своих чадах, поэтому в наших записках мы должны писать имена людей крещёных в Православной Церкви.
  3. Писать имена следует разборчивым подчерком, лучше всего печатными буквами, чтобы записку можно было без затруднения прочитать, а имена должны быть записаны в родительном падеже (отвечать на вопрос кого?).
  4. Имя следует писать то, которое было дано человеку при Крещении, полное (не Саши, а Александра, не Юрия, а Георгия, не Мани, а Марии). Также не следует писать фамилии, отчества, степени родства, прозвища и т.д. Если вы собираетесь указать имена священнослужителей, то делайте это в начале записки. Первыми пишут имена епископов, за ними — священниковиноков, священников и диаконов, потом монахов и монахинь. При этом указывается их сан. Например, епископа Иоанна, архимандрита Антония, (прото)иерея Михаила.
  5. В записках о «здравии» перед именем можно указать: «младенца» (ребёнок до 7 лет), «отрока» (-овицы) — подростка до 15 лет, «воина», «болящего». В записках «Об упокоении» умерший в течение 40 дней после смерти называется «новопреставленным». Допускается написание перед именем слов «убиенный», «приснопамятный» (в дни особого поминовения — день смерти, день рождения и именин умершего). За тех, кого Церковь прославила в лике святых молиться уже не нужно — они сами молятся за нас у Небесного Престола Божия. Люди, ушедшие из жизни по своей вине (самоубийством), или ещё при жизни отвергавшие и злословящие Церковь, в записках не поминаются, так как они ещё при жизни отлучили себя от Церкви, а значит и от Бога.
  6. Если записка пишется на специальном бланке, не стоит вписывать в нее имен больше, чем отведено строк, тем более не стоит писать имена с обратной стороны. Если же нужно помянуть многих родных и близких, лучше подать несколько записок.

Записки на Проскомидию

Когда мы написали нашу записку, то должны определиться с видом поминовения. Наиболее часто употребляемая записка это записка на «Проскомидию». Проскомидия слово греческое и переводится как «принесение» или «подношение». Это самая первая часть Божественной литургии (совершается до или во время чтения 3-го и 6-го часа), на которой священник приготавливает хлеба и вино для совершения таинства Евхаристии. Из одного из таких хлебов, которые имеют название «просфора» (приношение) он вынимает частицы за тех людей, имена которых написаны в записках. В конце Литургии он опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находится Тело и Кровь Христовы, произнося слова: «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». При совершении этого священнодействия людям, поминаемым в записках, даётся помощь от Бога.

Иногда в храме можно встретить отдельно записки на проскомидию и отдельно на «обедню». Обедней называли Божественную литургию, так как она раньше совершалась ближе к обеденному времени. Это один из видов заказной записки. Такая записка отличается от обычного поминовения тем, что она поминается не только во время проскомидии, но и диакон во время произнесения ектении (прошений) громко читает имена поминающихся, а затем эти имена повторяет священник перед престолом. После окончания Литургии по заказной записке о здравии возносится молитва на молебне, а об упокоении на панихиде.

Многодневные поминовения

Записки, о которых шла речь до сих пор, мы подаём для разового поминовения. Но бывают и такие, какие мы подаём на сорок дней, отсюда и название «Сорокоуст». Это поминовение совершается Церковью на каждой Литургии в течение сорока дней. Как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни после смерти христианина, часто даже в самый день отпевания. Но сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно тяжелобольных людей. В некоторых храмах принимаются записки за живых или усопших на полгода, на год и даже на вечное поминовение. Отличие такой записки от обычной не только в продолжительности поминовения, но и в количестве имён, записываемых в записке. На сорокоуст обычно подаётся не список, а только одно имя.

Заказные поминовения

Кроме поминовения на литургии, есть другие церковные виды молитвы за близких. Такие поминовения называются требами, потому что совершаются по требованию, по заказу прихожан. К таким требам относятся молебен и панихида, которые совершаются после Литургии. При заказе треб следует написать вверху записки название поминовения (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Жировицкой иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.

Молебен

Молебен – это особое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу или святых о помощи или благодарят Бога за получение благ. Они бывают как общественные так и частные. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, и т.д. Другие молебны относятся к частному богослужению и совершаются по просьбам верующих. В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе и водосвятные – на которых освящают воду для раздачи верующим. В храмах или монастырях где есть чтимые святыни, например мощи святых или иконы, существует традиция читать перед ними акафист. На поминовение во время этого чтения также принимаются записки.

Панихида

К частному богослужению относится и заупокойное богослужение по усопшим — панихида. Панихиды совершаются по заказным запискам об упокоении, в которых мы пишем имена усопших родных, друзей, всех, кто нам дорог. Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в конце всех времён, по учению Господа Иисуса Христа, они встанут из гробов, воскреснут из мертвых. Также Панихиды совершают над еще не погребенными усопшими и в особые дни поминовения (третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и в др.).

В церковном календаре существуют и другие дни для поминовения усопших родственников. Это так называемые «Родительские субботы» — общие поминовения усопших, которые в Русской Православной Церкви совершаются несколько раз в году. Почти все из них не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостнопасхальным циклом.

Суббота мясопустная (за восемь дней до начала Великого Поста); Родительские субботы на 2-й, 3-й и 4-й седмице (неделе) Великого поста; Радоница – (через 9 дней после Пасхи); Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения; Дмитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября, – дню памяти великомученика Димитрия Солунского; поминовение усопших воинов 9 мая в праздник Победы над фашистской Германией. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября).

Зная о вечной жизни души человеческой за гранью зримой смерти, мы молимся с верой и надеждой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой.

В заключение же, хочется напомнить, что все наши внешние действия в храме, будь-то возжигание свечей, почитание икон или подача записок ничего не будут значить, если мы не будем по-настоящему молиться, от чистого сердца. И молитва эта должна пропитывать всю нашу жизнь, проявляться во всех наших делах. Не следует ожидать какого мгновенного результата на нашу просьбу. В Церкви абсолютно неприемлем принцип рынка, где можно купить любую вещь за деньги. Давая деньги за записку мы делаем жертву на храм, и лишь от нас зависит, услышит ли Господь нашу молитву или нет.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.