Безбожная ложь

Для справки: Протоиерей Алексий Васин, кандидат богословия. Родился в 1974 г. в Новополоцке. В 1998 г. окончил Минскую духовную семинарию, параллельно изучал древние языки в Библейкой школе Бетель (Германия). В 2001 г. окончил Библейскопатристический институт в г. Бари (Италия), в 2004 г. — Минскую духовную академию со степенью кандидита богословия. Преподаватель Минских духовных школ. Женат, воспитывает двух сыновей.

Заповедь «Не лжесвидетельствуй» очень лаконична. Проходя мимо ее простоты, мы нередко позволяем себе солгать, всегда находя тому оправдание. Однако Священное Писание предупреждает нас: ложь приводит к безбожию.

Заповедь «Не лжесвидетельствуй» запрещает не действие, а произнесение слов, которые приведут к тому, что ближнему будет нанесен незаслуженный ущерб. Три предыдущие заповеди (не убий, не прелюбодействуй, не укради) определяют действия – нарушения Закона, которые запрещены, поскольку они наносят вред ближнему. Эта же заповедь строжайшим образом запрещает не только произносить ложное свидетельство, но и распускать порочащие человека слухи, а также распространять даже правдивую информацию, если она выставляет другого в невыгодном свете. Делать это нельзя как по отношению к одному человеку, так и к целому народу или группе людей. Само по себе ложное свидетельство в ветхозаветном законодательстве не наказывалось судом, так как произнесение слов не считается действием, а Закон Писания определяет конкретное наказание только за совершение действия. Однако запрет ложного свидетельства, начертанный на скрижалях, относится к случаю, который является исключением из общего правила: свидетели-клеветники приговаривались к смертной казни, если на основе их показаний суд вынес смертный приговор, который были уже готовы привести в исполнение. Но все ли так просто и буквально на самом деле?

Свидетельство истины

Клеветник, лжесвидетель, распространитель злых слухов называется писанием «сатан» (по-еврейски) и «диавол» (по-гречески). Сейчас можем себе представить, какой природой наделяется такой человек. По своей природе и по имени он приравнивается к сатане, диаволу, что является олицетворением зла, лжи, насилия.

Термин «лжесвидетельство» состоит из слов «ложь» и «свидетельство». В греческом переводе Библии слово «лжесвидетельство» звучит как «псевдо-мартирия». Здесь мы встречаем корень, широко используемый в русском языке как заимствованная приставка – «псевдо», к примеру, в словах псевдонаука, псевдомедицина, псевдоискусство и т.д. «Псевдо» несет в себе значение подмены, обмана, лжи. О какой подмене идет речь здесь, в этой заповеди? О подмене чего? Греческий текст использует слово «мартирия», чтобы показать то, что «свидетельство» связано с Истиной, которую каждый человек носит в своем сознании и за которую многие готовы были идти на смерть. Да, именно на смерть и мучения, ведь греческое слово «мартирия» означает и «мученичество» тех, кто, свидетельствуя об Истине, шли на смерть. Так было и в первые века христианства и в ХХ веке, в жестокое время правления безбожной власти. Именно поэтому в библейские времена люди с трепетом относились к одному лишь слову «свидетельство». Еврейское слово «эд», обозначающее свидетельство, даже использовалось в наименовании главного богослужебного места еврейского народа, вышедшего из египетского пленения. Переносное святилище – Скиния Завета называется на библейском языке «Оэль моЭд», что значит «Шатер Свидетельства» (церковнослав.: Скиния Свидения). В библейские времена эд, свидетельство, было главной формой служения Богу. Слово «эд» я бы назвал волшебным, таинственным. Оно указывает на тонкую связь между Богом и Его служителем, Его свидетелем. Мы встречаем его, например, в истории встречи Иакова с Лаваном. В свидетельство о взаимном договоре, когда Лаван принял свидетелем договора холм, он сказал: «Сегодня этот холм между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад (Гал-Эд переводится как «холм свидетельства»: Быт. 31, 48).

Для служащего Единому Богу человека единственным Свидетелем всех его поступков мог быть только Единый Бог. Лаван боялся обмана, так как для язычников и безбожников говорить неправду ничего не стоило. Язычник не мог говорить неправду в присутствии идолов и при наличии материальных свидетельств, которые часто заменяли идолов. Верующий в Единого Бога всегда имел чувство невидимого предстояния главного Свидетеля в своей жизни всегда пред собой и видел в нем реального, истинного, существующего Бога. Это и означало быть свидетелем Ягве, быть свидетелем Истины. Лжесвидетельство же означало Свидетельство Лжи. Отцом Лжи считался Сатана, тот, кого другими словами называли Злом, Лукавством. Так и говорится в девятой заповеди в библейском тексте «свидетельство ложно», а далее в библейском законодательстве говорится о «свидетельстве зла, насилия, лжи и неправды», что в еврейском языке выражено только простым Эд-Хамас: «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды (Эд-Хамас: Исх. 23, 1). Даже если это так подробно и не описывается в данной библейской заповеди, из контекста и библейского богословия очевидно следует: каждый лжец – служитель Сатаны.

Тропинка к греху

Лжесвидетельство покушается на ту Истину, которая есть отражение божественной реальности в нашем сознании. Свидетельство связано прежде всего со способностью человека говорить. Говорящий об истине или истину есть служитель Истины. Даже мелочная реальность или мелочный факт нашей жизни является частью этой Истины. Говоря ложь, человек направляет свою способность свидетельствовать (т.е. быть поборником Истины) в обратную сторону, в ту сторону, где его сознание отделяется от Истины. Лжесвидетель связывает свое сознание не с божественным присутствием (не с божественной реальностью), а с другой реальностью – без Бога. Это – незаметная тропинка в греховную жизнь. Дальше просто начинается самое страшное – жизнь без Бога!

Ложное свидетельство против нашего ближнего является прежде всего нарушением заповеди «Возлюби ближнего своего», которая учит нас любить нашего ближнего как образ и подобие невидимого Бога. В свою очередь эта же заповедь учит нас исполнять главную заповедь всего Писания: «Возлюби Бога твоего всем сердцем, всей душой, всеми силами». Сказав неправду, человек приобретает сознание, не нуждающееся в Боге. Как и нарушение всех остальных заповедей, нарушение этой заповеди является смертным грехом не потому, что оно доставляет проблемы в жизни какого-либо человека, запутав реальность, а потому, что оно отрывает сознание лгущего человека от Бога и погружает его в безбожное бытие, а безбожное бытие есть смерть. Помните, что произошло с осуждавшими Христа? Это были люди, привыкшие к жизни во лжи, т.е. в другой реальности. Вернее, не в реальности, а в ирреальности! Не в жизни, а в смерти… «Ваш отец – диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне».

Страдать за правду?

Свидетель лжи перестает видет элементарное в Истине и перестает быть свидетелем и служителем Истины. В этой заповеди, согласно лексическому значению библейских слов, речь идет не только о ложном свидетельстве в суде, как это часто думается. Здесь идет речь также о любом обмане и о любой неправде. На самом деле здесь речь идет о жизни, о её практической стороне. В быту мы часто сталкиваемся с выбором: слукавить или оказаться в неловком положении. Но выбор верующего человека должен быть в сторону «неловкого положения» и сожаления о своих ошибках и промахах. Это касается даже самых запутаных ситуаций, ведь запутанной ситуация становится только тогда, когда к игре подключается ложь. Человек, живущий с Богом в своем сознании и душе, в нужный момент испытания или искушения знает чётко, как себя повести и одним махом пресечь ложь. Часто священнику задают практический вопрос на эту тему: «Что делать, если я скажу правду и пострадает другой человек?» «Если в моем доме спрячется человек, а затем в дверь постучат преследователи и спросят: «у Вас такойто?», – я, конечно, скажу, «нет, его нет». Аргументировать можно чем-то вроде того, что я не лгу, а просто недоговариваю. Как все же в такой ситуации поступать: я точно знаю, если не солгу, то пострадают другие люди, причем нередко незаслуженно?»

Главным принципом всех религий, которые видят в Законе божественную природу мироздания, является принцип, ставящий человеческую жизнь над законом. Об этом часто говорится в особенности в отношении к заповеди о субботе. Даже в иудаизме человек освобождается от мыслей о заповедях, если речь идет о жизни и смерти. Свидетельство, спасающее жизнь человека, лжесвидетельством являться не может. Здесь можно начать дискуссию о точке отсчета или о главной инстанции Истины, которая может быть субъективной (например, одно дело, когда фашисты искали евреев во время Второй Мировой, другое дело, когда заговорщики пытались скрыть бандита, покусившегося на жизнь государя в дореволюционный период русской истории. Но эти заповеди прежде всего касаются не «великих» исторических событий, а событий нашей повседневной жизни, которые Божиим Промыслом готовят нас либо к тихому и мирному существованию, не подвергающему нашу веру таким жестоким испытаниям, либо закаляют нас в свидетельстве об Истине, которое изберет в нелегкое время Сам Бог.

Сладкая ложь или горькая правда?

Бывает, спрашивают священника, говорить ли смертельно больному родственнику диагноз-приговор врача. Или лучше «смиловаться над ним» и обмануть его? Конечно, и в этом случае правда является почвой для его возможного покаяния перед лицом грядущего рождения в вечность.

Когда мы думаем, например, о том, как бы мы поступили во время Второй мировой, эти заповеди теряют всякий смысл, т.к. история не терпит сослагательного наклонения. В нужное время, в нужном месте Господь Сам управляет человеком, который проводит свою жизнь в благочестии. Такой человек в своем быту ищет и находит благочестие, соблюдая заповеди, будучи верным Богу в малом. Действия по-настоящему благочестивого человека часто лишены логики, которой можно запрограммировать нашу жизнь. Таким человеком управляет Сам Бог, т.к. благочестивые люди просят Его об этом ежедневно: «Да будет воля Твоя!». Да, именно эти слова и являются главной логикой жизни благочестивого человека. Нужно бояться любых ситуаций, где возможна ложь. Поэтому надо избегать этих ситуаций, а не лезть в них заведомо. А если и попал в такую историю, то предоставить себя в руки Божии. Для того, чтобы дать импульсы к этому крику «Отче наш! Да будет воля Твоя!», нужно помнить, что наша воля есть ложь, а правда – воля Бога. Только тогда мы будем иметь в себе правду, когда отречемся от собственной воли в пользу воли Господней. Истина и реальность – воля Бога. Это и есть логика благочестия и свидетельства Истины. «Да будет воля Твоя!»: человек каждый день должен испытывать свою совесть и спрашивать себя, где он не был свидетелем Истины: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11, 28).

Шпаргалка и магазин

 Нарушение девятой заповеди является смертным грехом, ведущим душу к смерти. Поэтому ежедненое покаяние и анализ собственных слов, деяний и мыслей является путем к благочестию. Мы должны всегда помнить об очень важном свойстве десяти заповедей: нарушая одну заповедь, мы нарушаем все, т.е. и заповедь-запрет идолопоклонничества, убийства, прелюбодеяния, зависти и остальные. Казалось бы, что современная жизнь нашего общества без лжи невозможна. Ложь проявляется кругом: начальство лжет, подчиненные лгут, в магазинах и на базарах лгут, на производстве и в школах лгут. При сдаче экзаменов, например, использование шпаргалок – ложь, служение Сатане, хоть это кто-то и считает «совсем безобидным делом». Еще в Ветхом Завете использование заведомо испорченных весов или мер в торговле считалось лжесвидетельством, служением дьяволу, хулой на Бога. Продажа испорченных и бракованных продуктов является безбожным преступлением. В нашем обществе с этим сталкиваешься ежедневно.

Пришел я однажды в магазин, купил там пачку замороженных грибов, пришел домой, разморозил и кроме воды в пачке ничего не обнаружил. А просроченные продукты?! У нас только там, где есть жесткий контроль со стороны государства, со стороны продавцов соблюдаются сроки хранения продуктов. Это – не просто безобидные проявления или шутка. Это – сатанизм, безбожие, с которым верующий человек обязан бороться. Наймешь строителей или ремонтников жилья, только и смотри, чтобы они твои стройматериалы не «прихватизировали», а на тебе сэкономили. А это и есть прямое нарушение заповеди «Не давай лживых показаний или свидетельств (направленных) против ближнего». Не обязательно дожидаться какого-либо официального судебного заседания, когда возникает опасность дать ложное свидетельство, направленное против ближнего, против любви к нему, а значит, и против любви к Богу. Этот суд мы имеем каждый день перед собой. Жизнь постсоветского общества не просто полна обмана и лжи. Она сама является сплошной ложью, если человек не живет возгласом «Отче наш! Да будет воля Твоя».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.