«Бог откроет истину» отцы церкви о лжи и клевете

Святитель Василий Великий Годы жизни: 330-379.

«Нужно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Этого не позволяет сказанное Господом, Который решительно говорит, что ложь от диавола (Ин. 8, 44), не указывая никаких различий во лжи».

«Есть два случая, в которых позволительно говорить о комнибудь плохое (но правду): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно предостеречь других (не многословя), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым…

Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением очернить его, тот – клеветник, хотя бы и говорил правду».

Святитель Григорий Богослов Годы жизни: 329-389.

«Если жалоба несправедлива, то делается клеветой».

Святитель Иоанн Златоуст Годы жизни: 347-407.

«Ложь есть разрушение любви».

Святитель Тихон Задонский Годы жизни: 1724-1783.

«Разная ложь бывает в мире. Лжет купец, когда говорит, что товар его такой-то цены стоит, а это не так. Лжет свидетель на суде, когда говорит то, чего не видел и не слышал, или не говорит того, что видел и слышал, и черное называет белым, и горькое – сладким… Лжет работник, который, взяв достойную цену, обещал работать усердно нанявшему его, но работает лениво или совсем не работает. Лжет должник, который занимает деньги и обещает отдать, но не отдает… Лжет пастырь, который обещает и присягает пасти стадо овец Христовых, но не пасет или нерадиво пасет их. Лжет христианин, который в Крещении святом обещает работать Христу Господу, но не работает».

Святитель Тихон Задонский

 «Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по написанному о «сынах человеческих», «у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч» (Пс. 56:5). Многие не едят рыбы, мяса, молока, чего Бог не запретил, а даже благословил верным и познавшим истину принимать с благодарением (1 Тим. 4, 4-5), но пожирают живых людей. Многие не подают делами своими соблазна – это хорошо и похвально, – но языком разносят соблазны, и от места на место переносят зло, как больной заразу и как ветер пожар, от чего бывает много бед и напастей».

Святитель Игнатий Кавказский Годы жизни: 1807-1867.

«Ложь есть источник и причина вечной смерти».

Преподобный Максим Исповедник Годы жизни: 580-662.

«По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе».

Преподобный Иоанн Лествичник Годы жизни: 525-595.

«Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня».

Преподобный авва Исайя Отшельник

 Время жизни: 2-я пол. V в – 1-я пол. VI в.

«Позаботимся о чести ближнего, кто бы он ни был, не позволяя ему умалиться в нашем мнении, когда его поносят, – это сохранит нас от оклеветания».

Святитель Иоанн Златоуст

«Клевета великие дома разрушает; один оклеветал, а через него плачут и рыдают и другие: и дети его, и ближние, и друзья. Но за это и клеветникам бывает худо. Господь от них и молитвы их не принимает, и свечи их угасают, и приношения их не приемлются, и гнев Божий почивает на них, как и говорит Давид: потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречив».

Святитель Феофан Затворник Годы жизни: 1815-1894.

«Оклеветали вас… хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас – милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».

Преподобный Ефрем Сирин Годы жизни: 306-373.

«Для многих невыносимее всех смертей, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение. Если это правда – исправься; если ложь – посмейся. Если сознаешь за собою – вразумись; если не сознаешь – оставь без внимания».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.