Будьте как дети: или чему можно научиться у маленьких учителей

Евангелист Матфей передаёт нам следующую беседу Господа Иисуса Христа со Своими учениками: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18, 2-6). При чтении этого евангельского отрывка у нас возникает вопрос – почему Христос ставит в пример апостолам ребёнка? Неужели дети могут быть образцом для подражания?

Мы видим, что инициатором разговора выступили ученики Спасителя. Их интересует: «Кто больше в Царстве Небесном?». Задавая этот вопрос своему Учителю, апостолы были движимы чувством честолюбия.

Жажда власти является одной из самых сильных человеческих страстей. Неслучайно, немецкий философ Фридрих Ницше считал, что в основе всех поступков и стремлений людей лежит воля к власти. Власть сулит людям независимость и силу. Человек, обладающий ею, может позволить себе почти всё. Он управляет обществом, диктует ему свои условия. Властолюбец, стремящийся к господству, не останавливается ни перед чем на своём пути. Лесть, угодливость, низкопоклонство являются его рабочими инструментами. Справедливо заметил великий французский писатель Оноре де Бальзак: «Честолюбец мечтает о высшей власти, пресмыкаясь в грязи раболепства». Власть становится для таких людей идолом, кумиром, которому они служат преданно и беззаветно Как известно, ближайшими учениками Христа были 12 апостолов, но Господь выделял из них троих – Иакова, Иоанна и особенно Петра. Именно эти ученики были с Ним на горе Фавор во время Его славного Преображения, и именно они находились вместе с Господом Иисусом в Гефсиманском саду перед Его арестом. Дух соперничества за место рядом с Мессией в Его грядущем Царстве стал переполнять души апостолов. Великий Отец Церкви – святитель Иоанн Златоуст, комментируя вопрос учеников о первенстве в Царстве Божием, замечает: «Нечто человеческое действовало в учениках. Стыдясь обнаружить страсть, которой негодовали, они не говорят прямо: почему Ты отдал Петру предпочтение пред нами? Разве он больше нас? Они стыдились сказать так, а спрашивают неопределённо кто больше?».

В ответ на этот вопрос Господь подозвал ребёнка и поставил его посреди учеников. Блаженный Иероним Стридонский, многие годы посвятивший изучению библейских текстов, так объясняет это действие Спасителя: «Он призвал дитя, чтобы спросить его, сколько ему лет, или чтобы показать образ невинности. Может быть также, что Он поставил дитя посреди них – Он, Кто пришел послужить, а не для того чтобы Ему служили, – дабы продемонстрировать им образец смирения».

Господь говорит апостолам: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 3-4). Как правильно следует понимать эти странные слова Христа: «не обратитесь и не будете как дети»?

Христианская экзегетическая традиция (экзегеза – толкование) даёт следующий ответ на этот вопрос. Святой Иларий Пиктавийский, который нёс епископское служение в городе Пуатье, замечает: «Господь учит, что мы не можем войти в Царство Небесное, пока не вернемся в состояние детей, то есть мы должны пороки души и тела привести к простодушию детей. А детьми Он назвал всех верующих, которые слышат и приходят к вере. Дети следуют за своим отцом, любят свою мать, не знают, как желать зла ближнему, не заботятся о богатстве, не гордятся, не питают ненависти, не лгут, сказанному верят, а то, что слышат, принимают за правду. И если все это войдет в нашу привычку и станет нашей волей во всех состояниях, то для нас открыт будет путь на небеса. Итак, нам следует возвратиться к простодушию детей, ибо в нем мы окружим себя красотой Господнего смирения».

Уже упоминавшийся блаженный Иероним Стридонский подтверждает правоту этого толкования: «Вот как дитя, пример которого Я вам привожу, не упорствует в гневе, не держит долго в памяти нанесённые ему обиды, не прельщается красотой увиденной женщины, не думает одно, говоря другое; так и вы, покуда не станете иметь такую же невинность и душевную чистоту, не сможете войти в Царство Небесное. Или можно иначе сказать: Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном, – означает, что тот, кто станет подражать Мне, принизив себя, следуя Моему примеру, так что унизит себя настолько, как Я унизил Себя, приняв образ раба, тот войдет в Царство Небесное».

Церковный писатель конца V – начала VI века Епифаний Латинский утверждает: «Господь здесь не только пресёк мысли апостолов, но и обуздал амбиции верующих во всем мире: наибольшим станет тот, кто желает быть наименьшим. Вот с этой целью Иисус привел в пример ребенка, чтобы такими, каков он по природе, мы стали через праведность жизни – невинными, как невинны в грехе младенцы… Потому того, чем дети являются в своем простодушии, давайте достигать праведностью нашей жизни – невинности младенцев. И по праву ставший младенцем, невинным в грехе, станет, таким образом, и большим в Царстве Небесном. И кто примет такого человека, тот примет и Христа».

Таким образом, по мнению святых отцов, ребёнок обладает невинностью, смирением, сердечной простотой. Ему чуждо злопамятство, ненависть, тщеславие, зависть и прочие пороки взрослого человека. Приобрести положительные качества, присущие детям, Христос вменяет в обязанность Своим последователям.

В конце этого разговора Господь строго предостерегает учеников: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18,6). Под соблазном здесь понимается обида, нанесённая невинному, смиренному человеку. Спаситель утверждает, что обидевшему лучше было бы умереть. Христос напоминает апостолам о казни, которая была распространена у древних иудеев. Виновного в тяжёлом преступлении топили в воде с привязанным на шею камнем.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.