Икона в храме и дома

Для справки: Дмитрий Бровушкин. Родился в 1992 г. В 2010 г. окончил СШ №6 г. Солигорска. Студент 4-го курса Минской духовной семинарии

Что такое икона?

Cлово «икона» пришло к нам из Греции и переводится как образ (др.- греч. ikon «образ», «изображение»). Икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, отделенное и не смешивающееся с обыденной жизнью. Она предназначена только для богообщения, поэтому главное предназначение иконы – настроить нас на молитву. Многие богословы называют икону окном из мира духовного в наш мир.

Но в чём отличие иконы от картины, ведь и картины – это тоже изображения? Во-первых, картина представляет собой художественный образ, созданный фантазией художника, и выражает его мироощущение, которое зависит от конкретной исторической ситуации, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов. Икона же – это откровение Божие, высказанное не в виде текста, как в Библии, а языком линий и красок. Мировоззрение иконописца – мировоззрение всей Церкви. Икона находится вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ вечной жизни в нашем мире. Во-вторых, если картина должна быть эмоциональна, чтобы передать те чувства, то настроение, которые переживает автор, то икона – бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие символов иконы происходят на духовном уровне. По-другому, картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

В очереди к святыне

В последнее время к нам в Беларусь очень часто стали привозить различные чудотворные иконы. Мы выстраиваемся в многочасовые очереди, чтобы хоть на секундочку приложиться к святыне. С одной стороны, это хорошо, ведь это свидетельствует о вере нашего народа, благоговении перед святыней. Но, с другой стороны, люди, долгое время простоявшие в очереди, нередко начинают ругаться между собой, спорить. И получается так, что вроде бы хотели извлечь для себя пользу, а вышло наоборот: вместо молитвы – ругань. Так случается из-за того, что мы забываем, для чего нужна икона: не для исполнения желаний, а для молитвы. Той молитвы, которая исходит от всей души. Но это только одна причина. Вторая же заключается в том, что наш народ, призванный хранить православную веру, не понимает, почему мы поклоняемся иконам. К слову, более правильно сказать не «покланяемся», а «почитаем». Поклоняться мы должны только одному Богу и одному Ему служить. Почитая образ – икону – мы воздаем честь первообразу – Богу. Мы почитаем не тот материал, из которого сделана икона, а Того, кто на ней изображён. Для того чтобы было легче понять можно привести пример из нашей жизни. Когда мать, отправив сына на войну, переживая за него, целует его фотографию, разве только бумагу целует? Конечно, нет. Мысленно она целует своего любимого сына. То же происходит и тогда, когда мы целуем икону – выражаем почтение Тому, кто изображён на ней.

Но кто-то может сказать: «Зачем выстаивать долгие очереди к привезённым святыням, ведь и в наших храмах есть также образы Божьей Матери и святых?». Вопрос по существу. Но дело всё в том, что мы не роботы, мы люди, а человеку с его чувственным восприятием намного легче настроиться на молитву, зная, что возле этого конкретного образа происходило множество чудес, исцелений. Поэтому верующие и паломничают по святым местам именно к таким чудотворным образам. По сути же каждая икона может стать чудотворной для человека при условии его чистой сердечной молитвы.

В нашей церковной жизни можно встретить и такие нецерковные выражения: «К иконе надо прикладываться, чтобы энергию (благодать) от неё получить». Сама икона, то вещество, из которого она сделана, никакой благодатью не обладает. Благодать исходит только от Самого Господа Бога. Верующие же получают её только тогда, когда обращаются к Богу, усердно молятся. Если для человека прикладываться к тому или иному чудотворному образу становится обыденным делом, то ни о каком исцелении, помощи от Господа речи идти не может.

Иконы в храме

Когда мы слышим слово «икона», невольно представляется храм Божий. Это и понятно, ведь так много икон, как в церкви, мы больше нигде не увидим. Большая часть из них находится в иконостасе, в той самой перегородке, которая отделяет среднюю часть храма (то место, где молятся миряне) от алтаря, самого святого места в храме. Иконостасы бывают разные, но, естественно, есть определённый образец, или, лучше сказать, идеал того, каким должен быть иконостас. Он состоит из пяти рядов икон. Первый из них, самый нижний, называется местным рядом, потому что здесь помещаются иконы местночтимых святых. Здесь же находятся врата: одни – по центру, одни – слева и одни – справа. Центральные и самые большие называются «царскими» или «святыми» вратами. Они открываются в определённые части богослужений. Например, когда священник выносит Святую Чашу для причащения мирян. На этих вратах также изображаются иконы четырёх евангелистов и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Другие врата называются «диаконскими» или «северными» и «южными», по сторонам горизонта, так как храмы у нас строятся в направлении на восток. Диаконскими они называются из-за того, что через них наиболее часто выходит диакон на солею (возвышенность вдоль всего иконостаса) для произнесения молитвенных прошений, или, по-другому, ектений. На этих вратах мы можем увидеть образы архангелов, ветхозаветных пророков и святых диаконов. В местном ряду также находятся две иконы, которые присутствуют в любом иконостасе, вне зависимости от размеров храма и иконостаса. Это иконы Спасителя и Божьей Матери. Образ Спасителя размещается справа от царских врат, а Божьей Матери слева. Икона, размещённая справа от образа Христа, поможет вам в той ситуации если вы зашли в храм, но не знаете в честь какого праздника или какого святого он освящён. Но так бывает не всегда. Во многих храмах из-за нехватки места эта икона отсутствует. Идём дальше. Поднимаем глаза чуть выше и видим второй ряд икон, который называется «праздничным», поскольку в нём помещены иконы главных церковных праздников. Таких праздников у нас двенадцать. Отсюда и название этих праздников: двунадесятые. Третий ряд икон – деисисный. Такое именование он получил от греческого слова «деисис», что значит «моление». В центре этого ряда изображается Спаситель, а справа и слева от Него изображаются Дева Мария и Предтеча Христов Иоанн Креститель и апостолы. Они молят Спасителя о помиловании всех нас, грешных людей, поэтому этот ряд и называется деисисный. В четвёртом ряду изображаются ветхозаветные пророки, а пятом – ветхозаветные праотцы, такие как Авраам, Иаков и т.д. Увенчивается же иконостас крестом с распятием. Но, конечно, в храме иконы не только в иконостасе, они практически везде, но чёткой последовательности, такой как в иконостасе, нет.

Иконы дома

Поскольку молимся мы не только в храме, но и дома, поэтому и в наших домах и квартирах у нас также есть иконы. Но здесь очень важно не перегнуть палку. Следует понимать, что количество и качество – разные вещи. Наивно думать, что чем больше образов святых в доме, тем благочестивее наша жизнь. Собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, занимающее значительную часть жилого пространства, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Во-первых, такое необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи. Во-вторых, в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи. «Дом мой домом молитвы наречется» (Евангелие от Матфея 21:13) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств. Дом же является продолжением храма, но не более. Он прежде всего семейный очаг, где звучит молитва, но молитва келейная. В доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Но, тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли «передний угол», «красный угол», «святой угол». Такие киоты обычно находились в восточном углу дома, точно так, как в храме алтарь. В наших современных условиях не всегда так получается. В таких случаях, святой угол должен находиться в месте, где можно уединиться, подальше от телевизоров и прочей электротехники. В таком домашнем иконостасе обязательно должны быть образы Спасителя и Божьей Матери, распятие. Из образов Спасителя для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Из образов Богородицы чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» («Владимирская», «Донская», «Достойно есть») и «Одигитрия» («Казанская», «Иверская»). Тем, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями наиболее почитаемых святых, местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

Поскольку икона – это не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, поэтому хорошо, когда в доме есть семейная икона. На ней изображаются святые всех членов семьи вместе. Ещё одной древней традицией является написание мерной иконы. Когда в семье рождался ребёнок, то родители, выбрав ему имя и небесного покровителя, заказывали икону точно такого же размера, как рост новорожденного. Как правило, святой или святая на такой иконе изображаются в полный рост. Такие иконы также помещались в домашний киот.

В нынешнее время стали очень распространены иконы в виде календарей, картонок, ламинированных образов. Такие иконы бывают весьма полезны, но нередко очень быстро изнашиваются, портятся. Выбросить их нельзя, а сжечь жалко. Поэтому желательно покупать качественные иконы, на твёрдой, деревянной основе. Опять же стоит повторить: от количества икон мы святее не становимся. Пускай лучше в доме будет пять, десять икон, а не сорок, но перед ними будут молиться.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.