По ту сторону реки: Библейские места Иордании

Для справки: Акимов Виталий Викторович. Родился в 1973 г. в Бобруйске. В 1995 г. окончил Минскую духовную семинарию, в 1999 г. — Санкт-Петербургскую духовную академию, кандидат богословия. Проректор по учебной работе, доцент Минской духовной академии, доцент Института теологии БГУ. В настоящее время является докторантом Общецерковной докторантуры и аспирантуры, где вскоре пройдет защита докторскую диссертацию на тему «Книга Экклезиаст и литература древнего Ближнего Востока»

Когда мы слышим о Святой Земле, о местах, на которых проходили библейские события, мы представляем территории современного государства Израиль и Палестинской автономии. Но совсем рядом есть и другая часть земли, которая в сознании древних библейских героев сопрягалась с этими территориями в единое целое. Эта часть находится по ту сторону Иордана, там, где сейчас расположено Хашимитское королевство Иордания.

Просторы Иордании помнят и массы еврейского народа, которые шли, ведомые Моисеем, к обещанной Богом земле, и праведного Лота, нашедшего тут спасение от гибели в Содоме и Гоморре, и сражение Иакова с Господом, принявшим ангельский вид, и псалмопевца Давида, который спасался тут от преследования царя Саула, и гибель первого мужа Вирсавии, несчастного Урии, и обличавших нечестивых царей библейских пророков Ветхого Завета, среди которых – родившийся в Заиорданье пророк Илия, и предтечу Спасителя Иоанна Крестителя, которому именно здесь усекли главу, и самого Иисуса Христа, Который принял здесь крещение от Иоанна, ходил по этой земле, совершал тут чудеса, среди которых – изгнание бесов из одного из жителей Гадарина. Эта земля стала последним пристанищем для Аарона, для тестя пророка Моисея Иофора и для самого пророка Моисея. Когда-то здесь располагались царства Эдом, Моав и Аммон, а также Десятиградие и древний Галаад. Многое помнит эта каменистая страна.

Впервые в Иордании мне пришлось побывать в 2009 году, когда я проехался по знаменитой в библейские времена Царской дороге, проделав путь от Акабы на Красном море до необыкновенно популярной в наше время Петры. Тогда я насладился видами древней страны, которую во времена Ветхого Завета называли Эдомом. На этот раз мне хотелось побывать в северной части Иордании, на землях древних Моава, Аммона, на территории Галаада.

В эпоху Нового Завета евреи, направлявшиеся из Галилеи в Иудею, предпочитали не прямой путь, а обходной. Презрение к самарянам заставляло их пересекать Иордан, обходить Самарийские земли через Десятиградие и Перею, а затем вторично пересекать Иордан. По такому пути путешествовал по Святой Земле и Божественный основатель Христианства. Именно этот участок Заиорданья и выбрал я для своего второго знакомства с Иорданией.

В качестве места пребывания в Иордании я избрал отель, расположенный почти на стыке северного и восточного берегов Мертвого моря. Из окна моего номера можно было видеть тот участок побережья, в котором священные воды реки Иордан впадают в самое соленое озеро в мире, расположенное на самой низкой точке земного шара. У северного побережья Мертвого моря вода чуть менее соленая, чем в юж ной части моря. Это можно объяснять и наличием ряда источников, и близостью устья реки Иордан. Воды Мертвого моря богаты целебными микроэлементами, а потому привлекают людей со всего мира.

Вспоминая библейскую историю об уничтожении нечестивых городов Содома и Гоморры, многие христиане избегают контакта с водой, уничтожившей человеческий грех. Но эту воду можно сравнить и со святой водой, которая также имеет очистительные свойства. Тем более, что Мертвое море питается священными водами реки Иордан. Окунаясь в это море недалеко от устья Иордана я вполне справедливо мог говорить о том, что я окунаюсь в воды самого Иордана. Мертвое море может служить и лучшей иллюстрацией к христианскому учению о Промысле Божием, о Божественном действии, которое, искореняя зло, обращает это зло в добро. Место нечестивых городов было уничтожено солеными, а потому мертвыми, водами, которые стали источником исцеления от ряда телесных болезней. Человеческое зло Бог обратил в добро.

Июль месяц – не самое лучшее время для посещения Мертвого моря. Температура в это время на самой низкой точке на земле поднимается выше 40 градусов. Отели и туристические места в это время пустеют. Но в этом есть и свое очарование, когда и отель, и пляж безлюдны, когда имеется удивительная возможность ходить практически в полном одиночестве по двухтысячелетним мостовым древних городов, предаваясь размышлениям о древней истории. Мой путь в Иорданию начался с киевского аэропорта в Борисполе, откуда Королевскими Иорданскими Авиалиниями я и мой спутник по путешествию, выпускник Института теологии этого года Илья Попов, были перенесены в Заиорданье. В самолете нас ждал приятный сюрприз: авиакомпания улучшила условия нашего перелета, переместив нас в королевский класс. Двухчасовой полет был наполнен ожиданием новой встречи со Святой Землей. В окне иллюминатора можно было видеть воды Черного и Средиземного морей, территорию Турции и остров Кипр, и, наконец, береговую линию Израиля, Галилейское озеро, Мертвое море и тонкую змей валось изменение давления. И неудивительно, ведь мы направлялись к самому низкому месту на земле.

Огромный отель, в котором мы поселились, был практически пуст. В июле и августе самая высокая температура, поэтому данный период характеризуют как низкий сезон. С возрастанием температуры падают и цены на проживание. Людей в отеле в некоторые дни было так мало, что временами казалось, что этот огромный отель работает только на нас. Мы имели возможность находиться на пустынном пляже, практически в одиночестве плавать в большом бассейне. Однако отдых не был главной нашей задачей. Совсем недалеко от нас находилось множество мест, хорошо знакомых по библейской истории. Из окна отеля мы могли наблюдать израильский берег, у которого расположен знаменитый Кумран. В семидесяти километрах от нас в новом Иорданском музее в Аммане хранились кумранские свитки. И уже совсем близко находились место Крещения Иисуса Христа, гора Нево и известный своей историей и археологическими памятниками город Мадаба. Туда мы и направились на такси через день после приезда.

Все хорошо знают, что Иоанн Предтеча крестил Спасителя в Иордане. Однако само это место получило известность только с 1996 года. До этого времени сохранялись письменные свидетельства древних паломников об устройстве места Крещения и об их посещениях этого места. Из Евангелия от Иоанна знали, что Крещение произошло в Вифании или Вифаваре за Иорданом (Ин. 1:28): новозаветные рукописи давали два варианта названия этого места. Знаменитый церковный учитель третьего века Ориген, проведя свои топографические изыскания, пришел к выводу, что правильное название – Вифавара. Определить расположение этого места помогла и знаменитая мозаичная карта из храма святого Георгия в Мадабе.

Вифавара была обнаружена в ходе археологических раскопок, про веденных в 1994-1996 годах, когда между Израилем и Иорданией был заключен мир, положивший конец конфликту 1967 года. За последние два тысячелетия река Иордан слегка изменила свое русло, так что древний памятный комплекс, включавший бассейн для омовения, часовню и храм, оказался ныне несколько в стороне от берега. Полагают, что рядом с этим местом проживала и преподобная Мария Египетская. Недалеко от места Крещения находится и источник Иоанна Крестителя. В настоящее время в районе Вифавары уже возведены и активно строятся храмы различных христианских конфессий, в том числе сверкает золотым куполом и храм Русской Православной Церкви. Ближе всех к берегу Иордана стоит недавно по строенный храм Иоанна Предтечи, принадлежащий Иерусалимской Православной Церкви.

Спуск к реке оборудован и со стороны Иордании, и со стороны Израиля. Это место можно считать своего рода визитной карточкой добрососедских отношений двух стран. Окунающихся в Иордан с двух сторон разделяет только несколько метров воды. Со стороны Иордании спуск к реке оборудован с помощью деревянной конструкции с навесом. Что касается израильского берега, то совсем недавно там был построен удобный каменный комплекс для паломников, что придало посещению этого места со стороны Израиля определенную комфортность. Но, как кажется, именно на иордан ской стороне может посетить чувство подлинности, первозданности этого святого места.

В библейские времена, в эпоху Иисуса Христа в районе Вифавары находилась одна из самых популярных переправ через Иордан. Этой переправой, как уже упоминалось, пользовались паломники, которые шли из Галилеи в Иудею и не хотели проходить дорогами грешной Самарии. Глядя на современное очень узкое русло реки в районе Вифавары, легко представить эту переправу через Иордан. Правда, и в других местах эта река ныне не отличается многоводьем. Дело в том, что за последние полвека уровень воды в Иордане снизился на 3 метра, соответственно и поступление воды в Мертвое море уменьшилось почти в два раза. Все это связано с деятельностью человека. Воды Иордана активно используются сопредельными Израилем и Иорданией. Кроме того, значительная часть Израиля питается водами Галилейского озера. Вследствие этого сокращается объем воды в реке и Мертвом море, уровень которого каждый год снижается на один метр. Для спасения уникального моря обдумывается проект переброски воды из Красного моря. Территория Святой Земли страдает от хозяйственной деятельности человека уже несколько тысячелетий. И сейчас, глядя на ее каменистую почву, сложно представить, что прежде, при таких же климатических условиях, эта почва была покрыта лесами.

При посещении Вифавары обычно обращают внимание и на расположенный неподалеку Телль Харрар, или Джебель Мар Ильяс – холм, на котором произошло вознесение пророка Илии на небо. Оставив берег Иордана, мы направились к горе Нево.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.