Редакция отвечает на вопросы читателей

У нас с мужем детей нет уже 6 лет, и мы хотим обратиться в центр репродуктивной медицины. Муж хотел взять благословление у батюшки, но он сказал, что зачатие ребенка в ЭКО – это грех, и что надо смириться и принять отсутствие детей – как волю Бога. Но ведь ребенок – это дар Божий, и если его дает Господь в ЭКО, то почему это грех?

Особенностью технологии экстракорпорального оплодотворения является то, что в ходе этой процедуры образуется большее, чем нужно, количество эмбрионов. Лишь один из них помещается в организм будущей матери, а все остальные – уничтожаются. С точки зрения Православной Церкви, эмбрион – это уже человек, обладающий бессмертной душой. Уничтожение «лишних» эмбрионов – фактически то же самое, что и аборт, а, значит, грех. Вместе с тем Церковь Православная не возражает против других биотехнологий, помогающих бездетным парам, в том случае, если они не посягают на человеческую жизнь и не нарушают целостности брака.

Подскажите, пожалуйста, 20 лет назад мы с бывшим мужем венчались в церкви, но сейчас находимся в разводе и уже много лет вместе не живем. Что мне нужно сделать, чтобы нас развенчали, и возможно ли это?

«Развенчание», или оформление развода с точки зрения церковных канонов необходимо тем, кто создает новую семью и планирует приступить к таинству Венчания. Для получения церковного «развода» необходимо с соответствующей просьбой обратиться в епархиальное управление той епархии Белорусской Православной Церкви, к которой относится Ваш населенный пункт, пройти собеседование с ответственным за этот вопрос священнослужителем и получить соответствующий документ.

У родственника на стройке на рабочего упала плита, и он сейчас в тяжелом состоянии в больнице. Он мне посторонний человек, но мне очень хотелось помочь в таком горе. Я хотела заказать о его здравии сорокоуст, но у меня в церкви записочку не приняли, потому что я не знаю – он православный или нет. Как же так, я же хотела, чтобы Бог ему помог и чтобы о его здоровье помолились в церкви! Получается, что если бы я сказала, что он православный – то записку бы приняли, а если честно сказала что не знаю – то за него никто молиться не хочет. Разъясните, пожалуйста, почему такое отношение в Храме к тем, кто больше всех нуждается в помощи и молитвах!!!

Хотя то, с чем Вы столкнулись в храме – несколько формальный подход к проблеме, он все же заставляет задуматься о ее сущности. Православная Церковь – это богочеловеческий организм. Его части – это люди, глава – Бог. В каждом отдельном храме священник и прихожане молятся друг за друга, за других православных, за своих родственников и знакомых, принадлежащих к Православной Церкви, поскольку все мы – единомышленники, люди, идущие одним путем веры, плывущие в одном Корабле – Церкви к вечному общению с Богом. Мы молимся за тех, кто хочет быть с Богом, идет к нему по пути своей жизни. Но как мы можем молиться Богу о том, чтобы Он помог тому, кто не хочет Его знать? Ведь если Вы не смогли узнать, был ли крещен этот человек, православный он или атеист, значит, он никак своего отношения к Богу и Церкви не проявлял. У нас очень много крещеных православных, которые давно забыли дорогу к храму, к общению со своим Творцом. По большому счету, такие люди сами отлучают себя от Церкви и православными не являются. Мы можем и должны молиться за таких людей, далеких от веры и Церкви, если они дороги нам, молиться о том, чтобы Господь Сам привел их к Себе. Молиться, не дожидаясь несчастья. Мы искренне желаем скорейшего выздоровления этму человеку, мира и радости Вам и всем его родным и близким, и, конечно же, радости от приобретения, пусть и через скорби, деятельной и живой веры в Бога.

Здравствуйте, редакция! Моему сыну 3 года и 8 месяцев. Он очень любит рисовать, и у него так красиво получается, лучше, чем у всех в садике. Недавно среди его рисунков появились картинки с лицами чудовищ (похоже на свинью лицом, но с рогами как у бычка и покрыты как будто длинной шерстью). Мы квартиру снимаем у верующей бабушки, и она сказала, что это он бесов рисует, когда видит их. Он их рисует, потом рвет и забивается куда-нибудь и ни с кем ни разговаривает. Мы водили его к психологу несколько раз, но он ничего ей не рассказывает, один раз только расплакался и сказал, что они его мучают. А теперь к психологу идти не хочет. Я ходила в храм, мне сказали, что надо приводить ребенка на Причастие каждую недели и тогда он рисовать их перестанет. Но никто ничего не объяснил – почему мой ребенок их видит, а другие дети нет. И что сделать, чтобы он их перестал видеть? Мне еще сказали, что нужно его в монастырь Дивеево отвезти к мощам святого Серафима, и что он всех, кто в это святое место с молитвой приезжает – защищает и вылечивает от всего. Я не знаю, к кому обратиться еще. Прошу, помогите нам! Светлана.

Вне общения с Богом любой человек – маленький или взрослый – остается беззащитным против нечистых духов. Ребенок – это член семьи, а значит, он имеет и духовную связь с другими ее членами. Поэтому вернуться к общению с Богом, или даже заново открыть Его должны все члены семьи. Начните вместе регулярно ходить в храм, исповедуйтесь и причаститесь сами, причастите сына. Пригласите священника освятить квартиру, украсьте квартиру иконами, начните ежедневно молиться, хотя бы понемногу, читайте Священное Писание – и тогда Вы дадите возможность Богу защитить Вас и Вашего сына от любых проявлений зла в мире.

Дети все время сидят в интернете и социальных сетях, надо ли ограничивать их общение там в пост, и почему? И если да, то как им объяснить, почему это нужно?

Ограничивать зависимость от виртуального общения нужно с первой минуты знакомства ребенка с компьютером, сразу оговаривая его объем, чтобы потом у него не было недовольства. Если проблема запущена, то пост – хорошее время ее исправить.

Пост – время не только отказа от чего-то, но и созидания, возрождения и пополнения духовных сил человека. Можно предложить детям время, сэкономленное за счет сокращения общения с компьютером, посвятить посещению богослужения в храме, чтению и обсуждению интересной книги (церковной или полезной художественной). Можно организовать поездку в монастырь или интересный храм, музей, парк, чтобы подрастающий человек вспомнил о существовании реального мира, в котором тоже много интересного. Можно попробовать присоединиться к одному из православных молодежных братств, предложить Вашим детям принять участие в какой-либо благотворительной акции в качестве волонтеров. Помогите Вашим детям почувствовать прекрасное, интересное в этом мире, и тогда, наверняка, Ваша проблема разрешится.

Почему мне отказали в венчании в православном храме с будущим мужем (он – православный, я – католичка), если такие браки уже совершались неоднократно в Православной Церкви? В костеле наше решение венчаться сразу одобрили и препятствий не видят. Но муж очень хочет именно православный брак, подскажите, что нам делать и к кому обратиться, чтобы обвенчаться в православной церкви?

Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», «исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитании детей в православной вере» (Раздел 10.2). Икономия – это снисхождение, отступление от строгого исполнения церковных канонов. Очевидно, именно строгого исполнения церковных правил придерживаются в том храме, где Вам отказали в Венчании. В то же время, Вы можете найти храм, где Вам не откажут в совершении таинства Венчания. Однако, в любом случае, Вы должны задуматься, не будет ли различие в религиозных взглядах предпосылкой к нестабильности Вашей будущей семьи?

Идеальный вариант – когда оба супруга осознанно исповедуют одну веру, делом, словом и мыслью живут по одним духовным правилам. Даже далекие от любой религии социологи признают, что осознанная принадлежность к одной вере сильно укрепляет семью и значительно снижает возможность развода. Постарайтесь изучить Православную веру – веру Вашего будущего супруга, подумайте над тем, что для Вас значит быть католичкой – и сделайте правильный выбор.

А давать родственникам и знакомым деньги под проценты – это грех? Ну, в смысле, мог бы проценты и не брать, но почему бы и не заработать, я же их мог и в банк отнести, в конце концов.

Господь Иисус Христос отвечает на Ваш вопрос так: «От хотящего занять у тебя не отвращайся» (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 42). Давать в долг тому, кто нуждается, нужно, если Вам позволяют собственные финансовые возможности. Что касается процентов, то в Священном Писании мы находим множество случаев резкого осуждения «лихвы» – т.е. обогащения за счет дачи денег в долг под проценты. Так, в книге пророка Иезекииля мы читаем: «(Тот кто) в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? [Нет], он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет» (Иез. 18,13).

В наше время, если подходить к этому вопросу с любящим сердцем и здравым смыслом, то в случае долгосрочного «кредита» можно просить должника о выплате процентов, которые смогли бы покрыть потери от инфляции и возможного колебания курса валюты кредита. Евангельский принцип – помогать другим бесплатно, а проценты – это уже плата за помощь в виде денежной ссуды. Помогать другим и самому ни в чем не чувствовать недостатка – хороший путь. Помогать другим, лишая себя чего-то ощутимого, – удел совершенных, недоступный многим. Все сказанное относится исключительно к лич ным взаимоотношениям людей, и не касается кредитных институтов – таких как банки, которые существуют для того, чтобы способствовать развитию экономики, созданию новых производств и предприятий. Предприниматель берет в банке кредит на создание или развитие своей компании не от плохой жизни, а потому что хочет жить лучше, получать больше прибыли. А сколько людей в мире и в нашей стране построили жилье или приобрели автомобиль благодаря банковским кредитам? Банковский кредит – это такой же товар, как и любой другой – он создан для продажи. Проценты по кредиту – его цена. Вкладывая свои деньги на банковский депозит, Вы помогаете банку помогать другим людям и предпринимателям развиваться, улучшать свою жизнь. Но за это Вы получаете плату – проценты, а значит, это уже не безвозмездная помощь, а получение личной выгоды. Бог призывает нас помогать ближнему безвозмездно, а выбирать – Вам.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.