Вера двигает горами

Беседовал протодиакон Павел Бубнов.

Для справки: Мишель Ренери Родился в 1959 г. С 2009 по 2013 гг. – Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Республике Беларусь.

Посол Франции в Республики Беларусь Мишель Ренери рассказывает «Ступеням» о своей книге «Чудотворные иконы Беларуси», о роли веры в своей жизни и о влиянии Церкви на общество во Франции и в Беларуси.

Господин Ренери, в начале и в завершение Вашего пребывания на посту посла Франции в Беларуси Вы посетили Минские духовные школы в Жировичах. За последнее десятилетие ни один другой посол иностранного государства не удостоил духовные школы такой высокой чести. Чем значимы были для Вас эти визиты? Какие чувства и впечатления остались у Вас от посещения Жирович?

На мой взгляд, дипломату, стремящемуся качественно выполнять свою работу, невозможно в полной мере понять страну пребывания за короткий период в 3-4 года, основываясь лишь только на официальных контактах. Именно поэтому я всегда стараюсь расширить свои связи за счет разносторонних собеседников. Должен признаться, что я в значительной степени разочарован моими встречами с белорусскими студентами. Я нахожу их молчаливыми, замкнутыми, задающими лишь те вопросы, которые они предварительно приготовили со своими преподавателями. Однажды я принимал участие в конференции, где лишь заявленные выступающие брали слово. Никому из молодых ребят не было позволено говорить. В таких обстоятельствах я отказался от дальнейших встреч в университетах. В противовес этому в Жировичах мои две встречи с семинаристами были запоминающимися. Мне задавали очень интересные, глубокие и порой даже провокационные вопросы. Семинаристы также внимательно слушали мои ответы, даже если они не всегда резонировали с их мнением. Это был настоящий живой диалог. В остальном Жировичи – это один из основных духовных центров Беларуси, который оставил в моем сердце неизгладимый след, как, впрочем, и у любого другого паломника с открытым сердцем.

Вы – автор книги «Чудотворные иконы Беларуси», увидевшей свет в конце Вашего пребывания в нашей стране. Как родилась идея книги? Почему именно эта тема? Можно ли сказать, что именно это явление – чудотворные иконы – оказало на Вас одно из ключевых впечатлений в Беларуси?

Когда вы находитесь где-то с официальным визитом, люди, которые вас встречают, стремятся показать все то, чем они гордятся. И это понятно. Но, в целом, это зачастую выливается в очень насыщенные программы и поток информации, который нормальному человеку тяжело переварить. Поэтому я стараюсь всегда заранее подготовиться к визитам и просмотреть предварительно информацию о месте посещения. Так я не теряюсь в многочисленных объяснениях и лучше понимаю то, что мне показывают. Тот же подход я применил и в отношении церквей и икон Беларуси. Пару месяцев спустя я подумал, что будет жаль, если я не поделюсь ни с кем теми материалами, которые я собрал и перевел на французский язык. Так родилась идея написания книги.

Тема чудотворных икон близка мне по одной причине: в советские времена, особенно в эпоху сталинизма, власти стремились уничтожить религию. Церкви закрывались, священнослужители бросались в тюрьмы или вовсе уничтожались физически, предметы и объекты культа изымались. Зачастую верующие не могли иметь никакой другой практики, кроме молитвы и поклонения иконам у себя дома. Привязанность верующих к иконам глубоко трогает меня. Осознание этого еще в большей степени пришло ко мне именно в процессе написания книги.

В предисловии к книге Вы пишете, что ее цель – «попытаться проникнуть в духовное чувство, рождаемое этими иконами». Какие чувства испытали Вы при обращении к этим иконам?

Религиозная практика, существующая у западных католиков, не учит их поклонению изображениям. Когда мы с моей дочерью посещали православные церкви, она спросила меня: «Почему люди целуют стекло?», имея в виду стекло киота, хранящего икону. Так, в книге, размышляя о моей дочери, я постарался изложить, какую роль играет икона в вопросах веры. И, мне кажется, я осознал нечто очень важное. На самом деле чудо заключается не в самой иконе. Чудо – в тебе, это твоя вера в Господа. Но иногда вера человека прячется где-то глубоко в сердце. Икона же помогает выявить твою веру, ту, что может горы передвигать или исцелит тебя. Таким образом, мы отождествляем чудо с изображеним. Может даже показаться, что икона плачет или кровоточит. Думаю, это происходит тогда, когда мы достигаем такого уровня веры в могущество Господа, который позволяет нам видеть то, что от других сокрыто.

Как в целом Вы могли бы охарактеризовать религиозную ситуацию в Беларуси в целом и православных верующих, Православную Церковь в частности?

Церкви в Беларуси – не только православные, к слову, но и католические и протестантские, – находятся в процессе трансформации, духовной и физической, вследствие репрессий, перенесенных в эпоху СССР. Многое им приходилось начинать с нуля, так как духовным традициям не осталось места, даже в семьях. И это способствует появлению общин, не обремененных предубеждениями и суевериями. Но только, как сам Иисус нас ободряет в Евангелии от Матфея 14:27, «не надо бояться».

Этот же призыв был сделан Иоанном Павлом II во время интронизационной Мессы в 1978 году и, в свое время, православным протоиереем Кириллом Арженти.

В своем интервью журналу «Ступени» известная белорусская художница Ирина Котова призналась, что Париж является для нее не только городом творческого вдохновения, но и местом определенного роста в духовной, церковной жизни. Что для Вас во Франции, во французской культуре является духовным сокровищем, которые рождает в Вас духовное чувство?

Церковь во Франции переживает сложные времена. Это и снижение религиозной практики, отсутствие смены священнослужителям, и эффект секуляризации. Легализация однополых браков тоже является для Церкви непростым испытанием. В тоже время я вижу и некоторые положительные моменты. Прежде всего я говорю о традиции Франции – «старшей сестре Церкви», завещавшей нам уникальную архитектуру, не имеющей аналогов во всем мире. Она же подарила нам исключительных духовных наставников. Вспоминаю мою духовную сестру Святую Терезу Младенца Иисуса.

Кроме того, позитивный момент испытаний для Церкви – это то, что люди, приходящие на службу регулярно, делают это уже не по долгу, но по искреннему убеждению. Так Церковь становится более сплоченной, более сильной и способной принять вызовы.

Можно ли сказать, что влияние христианских Церквей Европы на общество с каждым годом слабеет? А какова, на Ваш взгляд, ситуация в Беларуси? В одном из официальных выступлений Вы сказали, что «…в перспективе социальная и духовная роль церквей станет здесь (в Беларуси) незаменимой». В чем Вы видите призвание, социальную и духовную роль христианских Церквей в Беларуси?

Возможно, ее влияние слабеет, но это способствует новому определению места церкви в европейском обществе. Церковь больше не находится в стороне, она интегрирована в общество. И она каждый день трудится над решением возникающих проблем. Я уже упоминал о нехватке священнослужителей в Западной Европе. Сообщества, не имеющие такого недостатка, как, например, Польша, Африка, практикуют обмен духовными служителями. Мне кажется это очень разумным, очень животворящим. Вы знаете, Иисус не имел ни паспорта, ни визы, и неважно, какого цвета могла бы быть его кожа, черная или белая. Он был Человеком. Вот, что имеет значение.

Что касается ситуации в Беларуси, то думаю, что в сотрудничестве с государством и неконфессиональными благотворительными организациями Церковь могла бы играть более значимую социальную роль в жизни людей. В частности, в вопросах борьбы против бедности, алкоголизма, в вопросах поддержки неполных семей… На мой взгляд, крайне важно, чтобы белорусские власти на всех уровнях приняли и поняли, ничуть не умаляя принципы невмешательства и светскости, прописанные в законодательстве, что Церковь способствует укреплению национальной идентичности белорусов. Когда мы мешаем Церкви самовыражаться, тем самым мы ослабляем независимость страны.

Большое спасибо за интервью!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.