Кто хочет быть первым?

Для справки: Максим Козлов. Родился в 1988 г. в Минске. В 2006 г. окончил Лицей БГУ, в 2011 г. — Минскую духовную семинарию со степенью бакалавра богословия. В настоящее время является студентом III курса Минской духовной академии. Женат.

Евангелист Матфей передаёт нам следующие слова Господа Иисуса Христа: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом. Так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 25-28). Как правильно понимать этот евангельский отрывок? Неужели стремление к первенству греховно? Актуален ли для нас в XXI веке настоящий призыв Спасителя?

Желание первенства, господства пронизывает всю историю человечества. Ради обладания властью отдельные люди готовы пойти на многое, в том числе и на страшные преступления. Вспомним, что политическая история XX века продемонстрировала нам восхождение на вершину власти таких диктаторов, как Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Бенито Муссолини, Франсиско Франко, Мао Цзэдун и др. Для достижения политического могущества эти «вожди» не останавливались ни перед чем. Демагогия и репрессии, шантаж и вероломство являлись их главными средствами удержания власти.

По-видимому, жажда власти глубоко укоренена в человеческой природе. Неслучайно немецкий философ XIX века Фридрих Ницше, которого особенно ценили нацистские идеологи, считал, что в основе всех поступков людей лежит воля к власти. Стремление быть лидером, руководить, подчинять своей воле других людей неразрывно связано с таким пороком как гордыня. Австрийский писатель Стефан Цвейг заметил: «О власть с её взглядом Медузы! Кто однажды заглянул в её лицо, тот не может более отвести глаз: он остаётся зачарованным и пленённым. Кто хоть раз испытал хмельное наслаждение власти и повеления, не в состоянии от неё отказаться».

Можно наблюдать, как и в современном мире, где всё большее значение приобретают западные либерально-демократические ценности, стремление стать первым, лучшим захватывает умы многих людей. Уже давно нет гитлеризма и сталинизма, но всё так же явно или скрытно отдельные индивиды ведут борьбу за власть. Хорошо сказал немецкий писатель Лион Фейхтвангер: «Властолюбие – надёжнейшая из страстей». Власть сулит своим поклонникам уверенность, надёжность, превосходство и силу. Она становится кумиром, который рано или поздно потребует себе жертв.

Борьба за господство идёт не только между политическими, финансовыми, военными кругами в отдельно взятых странах, но и на уровне мирового масштаба.

Господь Иисус Христос подчёркивает, что среди Его последователей стремление к господству над братьями по вере не допустимо: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; Но между вами да не будет так…» (Мф. 20, 25-26).

Великий Отец Церкви – святитель Иоанн Златоуст замечает: «Этими словами Он показывает, что желать первенства свойственно только язычникам. Действительно, страсть эта слишком насильственна: она постоянно удручает и великих людей, потому требовала и сильнейшего отражения. Потому-то и Христос поражает их в самой глубине сердечной, стыдя надмевающийся дух их сравнением с язычниками». Блаженный Феофилакт Болгарский, специально занимавшийся толкованием библейских текстов, говорит: «Первенстволюбие имеет нужду в строгом обличении и говорит им (Христос) горькие слова, причисляя их к язычникам и неверным, если они хотят искать славы, и таким образом стыдит их следующею речью: некоторые люди, имея начальство, величаются тем, как будто им самим принадлежит нечто великое: но любить начальство есть страсть языческая, а Мои ученики узнаются по смирению и за смирение приемлют честь. Посему, кто хочет быть большим, тот должен служить и последнему: ибо в этом состоит высочайшее смирение».

Очевидно, что отношения между христианами не должны строиться по модели власть – подчинение. Это отнюдь не означает, что в Церкви должна быть анархия, безвластие. Ведь анархия – не «мать порядка», а хаос, беспредел, разброд и шатание. Церковное устройство глубоко иерархично, но иерархия – это не чиновничий корпус, не бюрократический аппарат. Чем выше иерархическое положение человека в Церкви, тем больше он должен осознавать свою ответственность, как перед Богом, так и перед людьми. Высокая должность требует от него жертвенного служения ближним, а не ожидания наград, почестей и поклонения. Знаменитый русский святой – святитель Тихон Задонский подчёркивает: «Всякая власть для христианина – не покой и честь, но большой крест, большими и многими трудами, заботами и постоянным терпением обременённый, чего никто не пожелает. Ибо надо всякому прежде сделать себя достойным чести и Божьего призвания ожидать, которым совершается избрание высших властей».

Господь Иисус Христос учит нас: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом. Так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). Уже упоминавшийся выше свт. Иоанн Златоуст так комментирует эти слова Спасителя: «(Христос) Как бы так сказал: Я не остановился на том только, чтобы послужить, но и душу Свою отдал в искупление; и за кого же? за врагов. Ты, если смиряешься, смиряешься для себя самого, а Я смиряюсь для тебя. Итак, не опасайся потерять честь свою через это. Сколько бы ты ни смирялся, никогда не можешь смириться столько, сколько смирился Владыка твой… Для чего ты, говорит Он, желаешь первенства? Для того ли, чтобы быть выше других? Избери же последнюю степень, и тогда получишь первенство; если желаешь быть великим, не ищи величия, и тогда будешь велик. Унижение то и составляет величие».

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что власть – это тяжёлый крест для обладающего ею человека. Постоянное чувство ответственности перед Богом и людьми должно сопровождать человека, наделённого властными полномочиями. В то же время желание стать безусловным лидером в политической, общественной, семейной жизни по своему существу греховно для христианина.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.