По ту сторону реки: Библейские места Иордании

Для справки: Акимов Виталий Викторович. Родился в 1973 г. в Бобруйске. В 1995 г. окончил Минскую духовную семинарию, в 1999 г. — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Проректор по учебной работе, доцент Минской духовной академии, доцент Института теологии БГУ. 8 ноября 2013 г. в Общецерковной докторантуре и аспирантуре успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Книга Экклезиаст и литература древнего Ближнего Востока».

(Продолжение, начало в №3(51)2013). О чем может думать человек, достигающий своей цели, к которой он шел долгим и сложным путем, растянувшимся почти на целую жизнь? О чем может думать человек, своими глазами увидевший исполнение своих надежд, но так и не вкусивший в полной мере всех плодов этих надежд? О чем мог думать Моисей, когда он поднялся на гору Нево, увидел очертания Обетованной земли, Мертвое море, долину реки Иордан, покрытые туманной дымкой холмы страны, которая была одновременно и бывшей, и будущей родиной его и его народа?

Он видел землю, путь к которой пролегал через десятилетия лишений и испытаний, которые можно было вынести только потому, что рядом всегда ощущалось присутствие и водительство Господа. Он уже видел цель пути, эту землю, но понимал, что ступить на эту землю ему самому не суждено. Ситуация поистине драматическая, сплавляющая воедино самые противоречивые чувства, в которой только героическая натура способна удержаться от огорчения и ропота.

С такими мыслями я поднимался к вершине горы Нево, с которой открывается удивительная панорама на Святую Землю. «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана…» (Втор. 34,1). С вершины горы, с высоты 710 м над уровнем моря, можно видеть земли древнего Аммона, Галаада, Израиля. Отсюда сравнительно недалеко до ряда известных библейских городов – 27 км до Иерихона, 25 км до Кумрана, 46 км до Иерусалима. В районе этой горы и был похоронен Моисей, хотя место его захоронения было неизвестно уже в древности. Эта гора связана и с библейским рассказом о пророке Валааме, которого именно сюда пригласил моавитский царь Валак, чтобы тот проклял Иакова и народ Израиля (Чис. 23,13-14).

Гора Нево упоминается и на известном Моавитском камне, который мне приходилось видеть прежде в Лувре, и который рассказывает о борьбе моавитского царя Меши с израильтянами в 9 веке за независимость Моава. Среди прочего Меша хвастался тем, что он пленил у Нево израильтян и захватил сосуды из святилища Яхве. Считается, что это самое первое упоминание во внебиблейских источниках священной тетраграммы, имени Бога, открытого Моисею.

В 4 веке на горе была построена церковь в честь пророка Моисея, которую в 390 году посетила знаменитая паломница Етерия. В дальнейшем церковь перестраивалась в 5 и 6 веках. Частично сохранилась она и до наших дней. В настоящее время доступ в церковь закрыт в связи с крупными восстановительными работами. Сейчас на горе Нево расположен мемориал в честь пророка Моисея. Тут собраны христианские мозаики и прочие древности, связанные с христианским прошлым. Обращает на себя внимание и изображение медного змия, выполненное флорентийцем ДжанПаоло Фантони. С 1930-х годов одна из вершин горы Нево, с которой открывается панорама на Мертвое море, находится в ведении францисканцев, которые занимаются здесь раскопками и исследованиями.

Рядом с мемориалом Моисея расположена и еще одна из вершин горы, которую называют Хирбет аль-Мухайят. Эта вершина поднимается на 790 м над уровнем моря. Тут мы смогли увидеть фундаменты и мозаичные полы, которые остались от древней церкви святых Лота и Прокопия, и которые сохраняются сегодня в специальном здании, внешне ничем не примечательным. На месте этой церкви еще совсем недавно стоял жилой дом, хозяева которого случайно обнаружили под своим полом следы прекрасно сохранившихся мозаик. По договоренности с владельцами дома это место стало доступным для туристов. Осмотрев памятники горы Нево, вздохнув о христианском прошлом этой земли, мы сели в машину и отправились в город Мадаба.

Город Мадаба в наше время получил всемирную известность благодаря ряду храмовых напольных мозаик, среди которых – мозаика с картой Ближнего Востока. Именно поэтому в туристической Иордании этот город представляется как столица мозаики, где предлагается широкий спектр современных мозаичных изделий. Однако этот город хорошо известен и благодаря библейским свидетельствам. Еще Моисей определил равнину Мадабы (Медевы) колену Рувима (Нав. 13). Под Мадабой состоялось сражение израильского войска, возглавляемого военачальником Давида Иоавом, с сирийцами (1 Пар. 19,14-15). Не обошел этот город в своих грозных пророчествах великий Исайя (Ис. 15,1-3). Упоминается он и на Стеле Меши, Моавитском камне. В римский период Мадаба стала христианским центром, ее епископ принимал участие в Халкидонском соборе 451 года. Наиболее значимые храмы были построены здесь в 6-7 веках. В 7 веке город был разорен персами, а в 8 – практически уничтожен землетрясением. Возродился он только в 19 столетии.

В Мадабе сохранился целый ряд древних церквей. Но главное внимание приковывает к себе церковь святого Георгия, на полу которой можно видеть уцелевший фрагмент мозаичной карты Ближнего Востока, созданной в середине 6 века. К сожалению, до нас дошла только пятая часть мозаики, которая играет важную роль в изучении древней истории и географии библейского региона. Карта сохранила 157 надписей на греческом языке. Как и в древнее время, моза ичная карта находится на полу – ведь еще в дохристианскую эпоху мозаичное покрытие использовалось преимущественно для украшения полов. На время богослужения ее покрывают ковром. Мозаичная карта была обнаружена в 1896 году, когда христианские семьи из Карака переселились в Мадабу и начали строительство на развалинах разрушенного землетрясением древнего города.

Для русского путешественника эта церковь интересна еще и тем, что ее иконостас и некоторые иконы были подарены сюда из России. На иконах имеется надпись, говорящая о том, что они были поднесены патриарху Герасиму. На стене храма под стеклом можно увидеть и изготовленную в России Плащаницу с вышитыми золотом надписями на славянском языке.

К сожалению, наше знакомство с Мадабой было достаточно беглым, так что этот неторопливый древний город остался для меня своего рода недочитанной книгой. И когда я вспоминаю о нем, я пытаюсь заверить себя в том, что еще вернусь, непременно вернусь.

Через день после посещения Мадабы нас ждал самый насыщенный маршрут в этой поездке, который занял по времени около 9 часов – путь в Амман, Джераш и Аджлун. В 9 утра мы направились на такси в столицу Иордании – Амман, библейскую Равву. Там нас ждала древняя цитадель, руины которой помнят осаду войсками царя Давида под предводительством Иоава. Именно при осаде Раввы погиб и первый муж Вирсавии, доблестный и верный Урия Хеттеянин, после смерти которого Вирсавия стала женой Давида и матерью Соломона.

Долгое время это место оставалось заброшенным. В 19 веке, когда Российская империя присоединила к себе Северный Кавказ, часть кавказских народов переселилась в Заиорданье. На месте древнего города возникло черкесское поселение. Именно из этого поселения и вырос современный Амман, который украшают не только минареты мечетей, но и достаточно часто встречающиеся колокольни христианских храмов. Из окна автомобиля Амман производит очень приятное впечатление. Город раскинулся на невысоких холмах (путеводители, намекая на Рим, говорят о семи холмах), что придает ему живописность и особый внутренний уют. В центре Аммана гармонично соседствуют древние и новые постройки. Сиденья римского театра, ступенями спускающиеся от вершины одного из холмов, перекликаются с небольшими современными домами, построенными на склонах холмов и также образующими ступенчатую конструкцию.

Таксист, который вез нас в Амман, с гордостью показывал новые городские районы с высотными домами и коттеджами состоятельных жителей иорданской столицы. Но нас больше интересовало прошлое Аммана. Все мысли были поглощены древней столицей Аммона Раввой, или Раббат Аммоном, землей, получившей свое название от младшей дочери Лота и помнившей стопы царя Давида, народ которой в эпоху судей притеснял неверных Богу евреев, печальную участь которых возвестили Иеремия, Иезекииль и Амос. Местом этого города является древняя цитадель, возвышающаяся на одном из городских холмов, с которого открывается волнующая картина современного города и прекрасно сохранившиеся римские постройки – театр, одеон.

Цитадель и была тем местом, которое осаждали войска Давида под предводительством Иоава. На этом месте после смерти Александра Великого Птолемей Второй Филадельф построил город Филадельфию. Позднее, в римскую эпоху, когда Филадельфия вошла в состав Десятиградия, ее украсили величественные римские храмы, а в христианскую эпоху – византийские церкви. Этот город мог видеть Иисуса Христа, Который проповедовал в Десятиградии и нашел там немало последователей (Мф. 4:25). Оставила здесь свои величественные следы и мусульманская эпоха. Цитадель и окружающие ее городские кварталы оставляют самое светлое впечатление. Кажется, они не могут не понравиться даже тому, кто ничего не знает о великом прошлом этого участка земли. Ну а тех, кто знаком с историей, в самой цитадели привлекает в первую очередь Иорданский археологический музей, хранящий великолепные артефакты, найденные как в самом Аммане, так и на территории Иордании. Представлены здесь и результаты раскопок, которые велись в городах современного Израиля, например, в Иерихоне, поскольку до 1967 года западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим входили в состав Иордании. Привлекают интерес и статуи, обнаруженные в 1985 году, которые датируются эпохой раннего неолита (8-6 тысячелетия до Р. Х.) и считаются самыми древними статуями в человеческой цивилизации. Библеистам этот музей известен в первую очередь тем, что в нем хранятся кумранские свитки, в том числе и так называемый Медный свиток, рассказывающий о местах, в которых спрятаны невиданные сокровища. Однако в музее нас ждало разочарование: лучшие экспонаты в этом году были перенесены в новый Иорданский музей, расположенный в нижнем городе. Новый музей работал только несколько дней в неделю. В день нашего визита он был закрыт. Не оставив надежды на его посещение, мы направились дальше – в один из самых хорошо сохранившихся древних городов Заиорданья, в древнюю Герасу, современный Джераш.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.