Поступайте осторожно

Протодиакон Павел Бубнов

Отрывок из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5, 9-19), читаемый в Неделю 26-ю по Пятидесятнице за Божественной литургией, хорошо известен многим верующим, поскольку читается еще и на благодарственном молебне. В этих стихах апостол кратко, но очень четко показывает, как должен жить христианин, и почему, и как христианская жизнь может сказать больше, чем слова красноречивого проповедника.

Братья! Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

Рассмотрим каждый стих более внимательно.

Братья! Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

В предыдущих стихах пятой главы апостол Павел говорил о христианах как о «детях Света», живущих жизнью Духа. Плоды действия Святого Духа в человеке – во всем, что можно назвать доброта (благость), праведность (справедливость), истина.

Испытывайте, что благоугодно Богу.

Апостол говорит нам: пытайтесь узнать, проверяйте, что же угодно Богу в нашей жизни, в наших поступках. Точно так же, как мы, желая угодить человеку (например, начальнику или любимому человеку), стараемся узнать его интересы, увлечения, привычки, симпатии и антипатии и не видим в этом ничего зазорного – так должно быть и в исполнении воли Божией. Апостол понимает, что любое слово наставника, учителя можно перетолковать в свою пользу, а вот если всем своим существом задаться целью узнать, что же хочет учитель от нас, что хочет от нас Бог, и с Его помощью узнать это – тут результат наверняка будет лучше.

И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

Христиане – дети Света, они не должны иметь общения с делами тьмы, должны обличать дела тьмы. Обличать можно словом, а можно своей жизнью, своими добрыми делами, а можно проповедью Евангелия, проповедью христианского образа жизни и словом, и делом. Дела тьмы бесплодны, в отличие от дела Духа и Света.

Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.

В этом стихе апостол, очевидно, говорит, что некоторые грехи окружающего мира невозможно обличить словом, а только чистой жизнью, поскольку христиане – дети Света. Святая жизнь христианина – это свет, это обличение окружающего греха.

Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

В темноте ничего не видно, в темноте нравственной нет грехов и страстей. Когда христиане светом своей чистой жизни освещают общество, окружающие видят, что они живут в грехе, их грехи становятся видны, явны, они появляются на свет. Как шокирует и отрезвляет обнародование наших тайных недугов! Одно это уже нередко исцеляет человека. Потому так важно, чтобы светил ясный свет христианской жизни в нашем современном обществе.

Посему сказано: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос.

Посему сказано – таким вводным выражением обычно предваряли цитату из Священного Писания Ветхого Завета, однако слов, которые приводит далее Павел, нет ни в одной из книг Библии. По мнению святителя Феофана Затворника, который основывается на суждении блаженного Феодорита Кирского, апостол Павел цитирует древнее церковное песнопение, использовавшееся в Ефесской Церкви. В этой цитате грех сравнивается со сном и смертью – это действительно так, поскольку грешник не видит и не чувствует своего состояния, и ему действительно нужно воскреснуть и проснуться, чтобы быть освещенным светом Христовой благодати и начать жить для Бога.

Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые.

Мудрая осторожность как жизненный принцип противопоставляется безрассудности, беспечности и невнимательности, которые и в житейских делах приносят много проблем, а в жизни Духа лишают человека Царствия Божия. Поступайте осторожно – греч. Akrivos, дословно – точно, в соответствии с преподанным вам учением. От этого греческого слова произошло понятие «церковная акривия», в каноническом праве обозначающее действие в строгом соответствии с церковными канонами, в отличие от «церковной икономии», когда по веским причинам допускается отступление от точного исполнения канонов.

Дорожа временем, потому что дни лукавы.

Здесь апостол выразил очень простую, важную и интересную мысль, созвучную современной деловой фразеологии: окупайте время! ¬Время – очень ценный ресурс, который должен окупать себя и приносить прибыль. Современные светила экономической науки и практики говорят о выгоде земной, а апостол Павел – о выгоде духовной, о сокровищах небесных. Такую же параллель проводил преподобный Серафим Саровский в своей беседе с Мотовиловым о цели христианской жизни. Потому что дни лукавы – лукавый человек хитер, его сложно поймать, так и время ускользает от нас. Христианин не может жить попусту, проживая жизнь зря, тратя время своей жизни ни на что. Каждая минута нашей жизни должна приносить духовную прибыль.

Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом.

Вино, как и пища или вода – дар Божий человеку, и по свидетельству святых отцов Древней Восточной Церкви, живших в более теплом, чем мы, климате, вино необходимо для поддержания здоровья, для лучшего пищеварения. Когда же цель – «напиться» – это, понятно, грех. Сейчас мы людям «увлекающимся» говорим: пить – вредно для здоровья, от этого гибнет нация, разрушаются семьи. Апостол же призывает нас взглянуть в корень проблемы: выпил больше, чем нужно для здоровья, – уже плохо. Распутство – имеется в виду не только половое, но, в целом, разложение личности, временное или постоянное, расстройство внимания, памяти, распад жизни, профессии, семьи. Исполняйтесь Духом – как сосуд наполняется водой, так и христианин должен наполняться Духом Святым, Который, в отличие от вина, приносит настоящую радость, возвышает человека, освобождает его, делает независимым от внешних обстоятельств, сильным в испытаниях.

Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

Исполнение Духом приводит к псалмопению, молитве – что в апостольские времена было неформальным, а теперь существует в виде уставного богослужения, в котором присутствуют и псалмы и песнопения и славословия, в которых мы поем и воспеваем в своих сердцах Господу.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.