Редакция отвечает на вопросы читателей

Если квартиру освящали, а потом в ней сделали ремонт, то надо снова ее освящать или нет?

Главное содержание и цель чина освящения дома или квартиры – благословение тех, кто живет в этом доме или квартире, молитва о том, чтобы жилище было для них местом общения с Богом в домашней молитве, духовного роста в добродетелях, а не местом греха и духовной деградации. Поэтому если жильцы не менялись и ремонт был не слишком капитальным – особой нужды в новом освящении нет. Нужно обратить внимание и на то, что во время освящения жилища священник помещает на стены квартиры или дома особые изображения креста и помазывает стены освященным елеем (маслом). Поэтому если в ходе ремонта эти изображения утрачены – нужно снова приглашать священника. Кроме того, всегда можно пригласить священника совершить молебен, окропить жилище святой водой. Существует также прекрасная традиция приглашать священника в период после праздника Крещения Господня для особого – Крещенского – освящения жилища. В одном из песнопений чина освящения жилища есть такие слова: «(Господи), входом священных Твоих служителей и с ними святых Твоих ангелов мир Твой подай этому дому, и милостивно благослови его, спасая и просвещая всех, хотящих жить в нем». Итак, священник – Божий служитель, и каждое его посещение Вашего жилища не останется без духовной пользы для Вас. До 1917 г. у наших предков существовала традиция приглашать священника домой для служения молебна.

Зачем надо крестить пищу перед едой и дорогу перед поездкой или выходом из дома?

Ответ на этот вопрос – замечательные слова святителя Кирилла Иерусалимского (315-386 гг.): «Да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем рукою знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; да изображаем Его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он – великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных и страх для злых духов. Потому, что посредством его победил Он их, изведя в позор с дерзновением (Кол. 2,15). Когда увидят они Крест, то вспоминают Распятого. Они боятся Сокрушившего главу дракона. Не пренебрегай этим знамением по той причине, что оно даром дано тебе; но за это тем более почитай Благодетеля».

Свекрови назначили иглоукалывание для нормализации давления и укрепления организма, а она отказывается, говорит, что это грех. Как ее переубедить?

Иглоукалывание – древняя медицинская врачебная практика, возникшая в Китае, где она воспринимается как традиционная медицина. В Европе акупунктура стала популярной в ХХ в., и до сих пор врачи и ученые всего мира не пришли к единой оценке эффективности этой методики, споры продолжаются. Сам по себе этот метод лечения может и не содержать ничего отрицательного в духовном плане. Однако те, кто в нашей стране практикуют эту методику, нередко придают ей некую духовную составляющую, пытаются связать ее с религиозными практиками неопределенного направления, что уже становится опасным для человека. Побеседуйте со специалистом, к которому Вы собираетесь обратиться. Будет лучше, если он (или она) – православный верующий человек. Если вы не можете точно разобраться в человеке, который предлагает услуги иглоукалывания – лучше от таких услуг отказаться. Ваша свекровь, очевидно, права в том, что она отказывается от лечения, которому она не может дать однозначную духовную оценку. В любом случае, если есть духовные сомнения, нужно посоветоваться с духовником.

У нас в храме исповедуют утром перед литургией, а на вечерней службе исповеди нет. Скажите, если после утренней исповеди стоишь на литургии и вдруг понимаешь, что о каком-то грехе забыл и не покаялся сейчас на исповеди, то надо ли второй раз становиться в очередь и исповедоваться в тот же день или допустимо и так причащаться?

Конечно, нужно стараться не забывать свои грехи, если не получается, то записывать. Но если все же так вышло, что вы забыли исповедать какой-то грех, не являющийся поводом к запрету причащаться, то второй раз идти не надо, исповедаете его, когда в следующий раз пойдете на исповедь.

Здравствуйте, редакция журнала «Ступени». У меня к вам вопрос. Мой сын стал заниматься в группе цигун – это оздоровительная гимнастика из восточных стран. Он стал более организованным, серьезным, перестал курить, стал лучше учиться, и я всему этому очень рада. Но меня волнует, что он дома каждый вечер, когда тренируется этими упражнениями гимнастики, жжет какие-то палочки с сильным запахом, и еще, что он теперь стал неохотно ходить в храм. Разъясните мне, не вредят ли его душе эти занятия и можно ли верующему заниматься цигун?

Цигун, как и большинство восточных (в основном, китайских) спортивнолечебных практик, имеет как физическую, так и духовную составляющие. Духовная составляющая цигун – это медитации. Разные тренерыучителя могут по-разному представлять своим ученикам эту духовную составляющую. Под медитацией можно понимать и молитву, и поиск душевного мира и многое другое. Но в любом случае, мы должны признать тот факт, что в духовном мире нет ничего нейтрального. Если ты медитируешь и открываешь свою душу чему угодно, кроме Бога, этим, несомненно, воспользуется диавол.

Есть ли разница в духовных дарах, которые получает в таинстве Причащения ребенок верующей, воцерковленной мамы и той, которая слабо осознает и сущность таинства Крещения, и таинства Причащения и приносит ребенка к Причастию из каких-то приземленных побуждений?

Любой крещеный младенец причащается одинаково – конечно же, соединяется с Господом. Душа каждого человека – по природе христианка (так сказал учитель Церкви II-III века Тертуллиан). В том числе и душа младенца, мать которого – маловерующая, суеверующая и т.д. Сознательность при участии в Таинствах требуется от тех, кто этим сознанием обладает – взрослых детей и взрослых. От младенца осознания таинства мы требовать не можем, поэтому независимо от уровня воцерковленности его родителей – любой младенец соединяется с Господом в силу того, что его душа – христианка, и что он – член Церкви через таинство Крещения.

А вот то, что мать не причащается сама – это ее духовный недостаток, тоже самое можно сказать про тех, кто не осознает смысл таинства Крещения. Для того, чтобы этого не было, и вводится сейчас повсеместно обязательная катехизация перед этим таинством. На практике нередко бывает и так, что люди, никогда не ходившие в храм, после рождения и крещения ребенка начинают ходить туда, чтобы ребенка причастить, а потом и сами открывают смысл этого таинства. Так младенец приводит родителей к Богу. И как тут не сказать, что дети – дар Божий!

Проблема, которая порождает такие вопросы, в том, что в Церковь можно прийти и приступить к таинствам без всякой подготовки и потому получаются такие вот формальные христиане и разные суеверия. Единственный выход и решение проблемы – во всесторонней учебе и катехизации – и тех, кто уже в Церкви, и тех кто «захожанин», и тех, кто просто интересуется. Чем больше будет образовательных курсов, журналов, интернет-ресурсов, выступлений священников и мирян везде, где можно, тем быстрее проблема эта будет решаться.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.