У каждого свой путь

Для справки: Протоиерей Алексий Васин, кандидат богословия. Родился в 1974 г. в Новополоцке. В 1998 г. окончил Минскую духовную семинарию, параллельно изучал древние языки в Библейкой школе Бетель (Германия). В 2001 г. окончил Библейскопатристический институт в г. Бари (Италия), в 2004 г. — Минскую духовную академию со степенью кандидита богословия. Преподаватель Минских духовных школ. Женат, воспитывает двоих сыновей.

«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». (Иаков 3,13-18)»

В этих словах святого апостола Иакова мы находим указание пути к мудрости. Заповеди Божии даны нам для того, чтобы воспитать настоящую мудрость. Не фиктивную, которой болеет наша наука, а именно ту мудрость, началом которой и является страх Господень, а завершением – познание настоящей божественный любви и к нам, и в нас, и любви, исходящей от нас к нашим ближним. В современном мире достичь этой цели мешают нам сети, расставленные везде самим отцом лжи диаволом. Сейчас, в век высоких технологий, якобы старомодно говорить об этом. Но незыблемые Десять Заповедей не просто напоминают нам об этом, но и пытаются предотвратить беду в нашей жизни. Церковь называет имена источника и отца всякой лжи, неправды и зла: Клеветник и Завистник. Именно клевета и зависть по словам апостола Иакова отличают бесовскую мудрость этого мира от божественной, неземной мудрости человека, живущего с Богом.

Последняя десятая заповедь учит нас: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». (Исход 20,17).

Нельзя ли было сказать проще: «Не завидуй!»? Можно, но таким образом Священное Писание избавляет этот термин от излишнего богословского и философского контекста, указывая именно на бытовую значимость этой заповеди, – не в наших рассуждениях и размышлениях – в нашей повседневной жизни.

Именно нарушение этой заповеди во всех мировых юридических практиках приводит к тому, что связано с нарушением уголовного права, т.е. к грабежам, воровству, насилию, краже, и даже к убийству. Но эта заповедь не только запрещает то, что приводит к злу, но и запрещает даже корень этих преступлений, которым является внутреннее желание, приводящее к зависти. Любое преступление имеет мотив, а именно в Десятой заповеди и описываются мотивы многих преступлений. В своем послании апостол Иаков пишет: » Где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое (Иаков 3,16)», а апостол Павел говорит о зависти как о последствии гордости, матери всех человеческих грехов: «Гордый ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (1 Тим. 6,4 ). В Священном Писании именно зависть и является основным мотивом грехопадения первого человека: будучи прельщенными внутренне Адам и Ева, пойдя на поводу у змея, захотели быть как божие, тунеядство, леность и безделие: «Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою». (Эккл. 4, 5).

Человек, познавший радость жизни и труда в Боге, будет избегать зависти, так как его душа занята другими мыслями. Это – мысли радости от общения с самым главным богатством нашей жизни – Богом. К этому призывает нас апостол Петр в своем послании: «Итак, отложив всякую подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 19-21). Православная Церковь всегда, цитируя Евангелие, призывала своих верных к молитве и воздержанию. Именно две этих добродетели противопоставляются злой силе зависти, которой в нашей жизни так много.

Десятая Заповедь перечисляет то, на что особенно падок завистливый человек: дом, жена, средства передвижения или средство труда (в заповеди символом последнего явлются осел и вол).

«Квартирный вопрос» является одной из самых главных движущих сил безбожия. Очень ярко описывает знаменитый писатель М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», как жестоко издевается Сатана над человечеством (в романе над неверующими москвичами), применяя «квартирный вопрос» как самое верное и меткое оружие. А как часто распространяются на этой почве злоба, клеветничество и безбожие! Но самое главное, что именно Диавол действует посредством людей, которые несут ответственность за то, в каких условиях живут люди, не обращая внимания именно на это. Таким образом «под колпаком» оказываются как одни так и другие. Одни, завидуя, не выполняют своих обязательств по решению «квартирного вопроса», а другие, страдая от этого, начинают истерически опускаться в зависть и злобу, пытаясь решить его самостоятельно. А сатана развлекается и тешится! Да, квартирный вопрос, – двигатель нашей цивилизации, только, к сожалению, не в ту сторону, в которую хочет нас вести Господь. Даже если мы просто сравним цены на квартиры и зарплаты, пусть только в городах, которых живем мы сами, то мы увидим, что в нашем современном обществе, работая на одной работе, заработать на квартиру совершенно невозможно. В дополнение к официальной работе общество предлагает нам «крутиться», чтобы заработать на квартиру. А под «крутиться» подразумевается прежде всего та деятельность, которую любое цивилизованное общество называет «черной». Вот и получается, что в таких реалиях «квартирный вопрос» прежде всего портит нравственность всего «православного» народа.

А сколько завистливых взглядов провожают дорогой автомобиль?! И здесь потешается сатана!

В наших школах неформальная школьная среда прививает молодому поколению нашей страны менталитет завистника, могущего жить только по законам толпы и руководствующегося одним лишь лозунгом-вопросом: «А я чем хуже?». Советская идеология делала из человека раба этого вопроса. Даже те, кто не были рождены быть тем, что от них хотела партия, лезли из кожи и тянули всё общество вниз, только для того, чтобы быть «не хуже» или иметь «не меньше». Никто и не думал принять всерьёз тот жизненный путь, который предлагал ему Сам Господь. К сожалению, общество и сейчас, несмотря на полную религиозную свободу, еще не встало на этот путь. Начиная со школы человек учится сравнивать, у кого лучше мобильник, а кому «предки» компьютер крутой купили, у кого какие «шмотки» и т.д. Со школы начинает воспитываться идеология «классового» общества: быть богатым – престижно, бедный – это неудачник. А то, что легче верблюду в игольное ушко пролезть, чем богатому войти в Царство Небесное, никто из «нормальных» людей и думать не хочет. Но если мы посмотрим вокруг, то религиозному, благочестивому человеку очевидным будет и то, что богатым в реальных для нас условиях быть даже грех. И завидовать – грех, и вызывать зависть – грех, т.к. искушаться – грех и искушатьтоже. Наше общество опасно посматривает на «развитые» страны, живущие идеологией потребления. Завидуя «ближнему» мы можем погрузиться в извращенную форму этой идеологии, которая для нас будет пагубной.

Конечно, не завидуя, а ревнуя о добром, мы можем использовать опыт других стран в добрых начинаниях, но мы не должны забывать, что Господь уготовал каждому свой путь. И добрый путь для одного может оказаться совсем не добрым для другого. И скорее всего, богатство, которого желаем мы себе является ничтожеством по отношению к тому, что Господь уготовал нам. «Не пожелай» десятой заповеди связано прежде всего с внутренним миром страстей, которыми должен научиться управлять каждый человек. Таким образом речь в этой заповеди идет и о «квартирном вопросе», и о внешних символах нашего «добробыта», а также и о «жене», посмотрев с вожделением на которую, по словам Христа из Нагорной Проповеди, человек становится прелюбодеем. Внутреннее вожделение к материальному, которое, кроме того, принадлежит не нам, является материалистическим идолопоклонством, которое в библейском понимании есть блудодеяние богоизбранного народа, которым являемся и мы, по отношению к своему Творцу.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.