Успехи ребенка: нужно ли гордиться?

В своем письме одна из читательниц подняла очень важный вопрос, в котором мы попробуем разобраться. «Если я хочу, чтобы мой ребенок учился хорошо, если хочется, чтобы он, вдобавок к моему естественному желанию видеть его хорошим христианином, был еще и успешен в жизни – это что – гордость? Я хочу видеть его «10-ки» в школе, потому что я знаю – он может их легко получить и, слава Богу, получает. Где та граница необходимой твердости матери в учебе ребенка и гордыней? И то, что я горжусь успехами ребенка и говорю ему об этом – и это в нем формирует гордость за свой достигнутый результат, это что – гордость или гордыня? И в чем разница между гордостью и гордыней?».

Хорошая гордость?

В православном святоотеческом богословии нет никакой «праведной» гордости. И гордость и гордыня – это наименования одного порока человеческой души. Святые отцы Православной Церкви веками «разрабатывали» тему гордости и оставили для нас исчерпывающий духовный анализ этой проблемы.

Итак, мы должны помнить, что гордость – это одна из главных страстей, поражающих человеческую душу. Гордость очень многообразна, и именно в душе христианина диавол стремится поселить некую «праведную» гордость, стремится оправдать то, что достойно осуждения и искоренения.

Мы должны также помнить, что учеба в школе и «10-ки» – не самоцель и не должны ею быть ни для родителей, ни для ребенка. Особенно это касается христианских семей. Кроме того, любой «успешный в жизни» человек скажет нам, что «10»-ки в школе и успех в жизни часто никак не связаны между собой.

«Я горжусь успехами ребенка и говорю ему об этом» – это, несомненно, одна из граней греха гордости, другое дело, что нам с детства привита эта педагогическая модель – хвалить детей за хорошие оценки, а у детей – жаждать похвалы. А потом вырастает такой вот жаждущий похвалы человек, не могущий жить без нее, человек без собственного внутреннего удовлетворения от своей работы, своего творчества. Потом у взрослого человека начинаются депрессии: меня не ценят, меня не уважают, меня оскорбили и т.д. Православные родители не должны прививать ребенку порок гордости, который очень многообразен и на данном этапе может заключаться в привитии зависимости от похвалы. Нужно прививать культуру самооценки, построенную, в том числе, на духе христианского смирения.

В целом, одобрять усердие и успехи ребенка нужно, но не слишком акцентируя на этом внимание. Помним, что главное – спасение в вечности, общение с Богом, для чего нужна добрая душа. Нужно оценивать ребенка, как и любого человека, в комплексе, при этом первостепенное значение придавать духовному развитию, доброте, высоте и богатству души, а вовторых – внешнему образованию и всему остальному.

Что делать?

 Христианин должен отказаться от концепции «успех в жизни» в ее современном понимании. Гораздо полезнее и для родителей, и для ребенка принять следующую концепцию: «Мы хотим распознать в ребенке таланты, заложенные в него Богом, понять вместе с ним, в чем его земное предназначение (воля Божия о ребенке) и помочь ему это предназначение выполнить. Когда все это у нас получится, мы скажем: «Господи, слава Тебе, что Ты помог нам вместе все это сделать. Мы не смогли бы этого без Твоей помощи». Вместо гордости – благодарим Бога за все, за нашу жизнь, за детей, которых Он нам подарил, за таланты, которые Он в них вложил.

Школа, кружки, домашнее воспитание – все это призвано обнаружить сильные стороны личности ребенка, его таланты и дарования и сделать первые шаги в их развитии.

Если родители не дадут ребенку правильного духовного воспитания, не научат правильно духовно оценивать себя, окружающих и свою жизнь – считайте, что все пропало.

Гордиться не надо ничем и никогда. «За все благодарите» – призывает всех нас апостол Павел (1 Фес. 5,18).

Еще один актуальный вопрос от родителей:

Надо ли освящать компьютер ребенка?

Вообще, чина освящения компьютера пока не существует. Очевидно, Ваш вопрос вызван беспокойством о том, что сегодня компьютер для ребенка это не только средство учебы и развития, но и, к сожалению, инструмент насаждения душевных пороков и деградации умственных способностей.

Главная цель освящения любого предмета, совершаемого православным священником, – забота о духовной пользе человека, который будет этой вещью пользоваться. Например, если мы освящаем автомобиль, то просим, чтобы Господь сохранил водителя от невольного причинения смерти или вреда другим людям посредством этого автомобиля. В случае с компьютером все сложнее. Ведь человек сам выбирает информацию, которую он получает при помощи компьютера. Поэтому, в первую очередь, освящать и духовно развивать нужно душевные качества, волю и разум самого ребенка.

Во-вторых, родители должны регламентировать объем и содержание того, что ребенок получает из компьютера и интернета. Регламентировать не только одними запретами, но и объяснением того, к чему может привести, к примеру, увлечение компьютерными играми. Кроме того, нужно обязательно рассказать ребенку, просмотр материалов какого содержания является явным нарушением Божиих заповедей, т.е. грехом, который ведет к разложению души и разрушению всей будущей жизни подрастающего человека. Солдату дают в руки оружие только после того, как научат с ним обращаться. Ребенку можно доверять самостоятельную работу на компьютере (особенно с подключением к Интернету) только после соответствующего родительского «духовного инструктажа». Если работа за компьютером часть учебы – тогда можно научить ребенка перед выполнением каждого домашнего задания молиться, читать молитву «Царю Небесный», в которой есть и такие слова: «…и очисти нас от всякой скверны». Все это, в комплексе, сможет помочь оградить Вашего ребенка от возможного вредного влияния компьютера.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.