«А вы готовы?» 20 вопросов священника будущим крестным родителям

Священник Евномий.

В Жировицком монастыре часто на исповедь приходят те, кому предложили стать крестными родителями. Встреча с ними у меня вызывает, как правило, немало смущения, и нередко чувствую себя в тупике – «казнить нельзя помиловать». Большинство из тех, кто мне попадались – к данной ответственности не готовы по той простой причине, что сами нуждаются в воцерковлении. А их жизнь порой такова, что непонятно, какой смысл в их собственном крещении. С другой же стороны – «уже все договорено». И запрещать принимать на себя обязательства крестных – значит внести смятение в круг участвующих в торжестве лиц. А вместе с тем – выносить суд священнику, который будет проводить крещение, и допускает данных лиц быть восприемниками . Ведь я покажу своим запрещением, что он ошибается или безразличен к духовному состоянию участвующих в таинстве крещения. А кто мне дал право выносить ему такой суд? Опять-таки: если приму исповедь и допущу до восприемничества – не приму ли участие в общей безответственности? Как решить эту дилемму – не знаю. В практике просто доверяю интуиции – разум здесь бессилен – и решаю вопрос, исходя из ситуации «здесь и сейчас».

Отсюда и родилась потребность в письменном обращении к тем, кому в будущем, возможно, доведется искать восприемников или быть ими.

  1. Не пересказывая историю развития чина восприемников, можно сказать одно. Задача восприемников – помогать крещаемому в его становлении как христианина. Не просто порядочного человека, а того, для которого Новый Завет – главное содержание его жизни. Человека, живущего в Церкви – Теле Христовом. А для этого нужен, в первую очередь, личный опыт. Есть ли он у Вас? Покажите. И не начинайте – «живем порядочно, ходим в храм регулярно, причащаемся два раза в год». Лучший показатель воцерковленности – насколько наша собственная семья является малой Церковью, насколько реально сам быт и все сферы нашей жизни освещены и освящены Евангелием. Чтобы определить это, предлагаю ответить на следующие вопросы. Сразу предупреждаю – положительный ответ на большинство этих вопросов – является само собой разумеющимся для всех христианских семей, которые я знаю. А эти семьи очень разнятся и по образовательному цензу, и по социальному статусу, и по количеству детей, и по загруженности работой и домашним хозяйством. Просто они живут Церковью, и все нижеперечисленное органично усвоено и стало их жизнью.
  2. Знаете ли Вы, хотя бы близко к тексту, Символ Веры (кстати, Вам предстоит его читать при совершении таинства Крещения)?
  3. Знаете ли Вы наизусть молитвы «Царю Небесный», «Богородице Дево, радуйся…», «Достойно есть…», молитву по принятии пищи?
  4. Начинаете ли и оканчиваете ли день молитвами, используя, хотя бы отчасти, молитвослов (утренние и вечерние молитвы)?
  5. Читаете ли перед и после принятия завтрака, обеда, ужина молитвы, и благословляете ли пищу крестным знамением?
  6. Не стыдитесь ли молиться вслух до и после принятия пищи в присутствии гостей, приглашая и их присоединиться к молитве?
  7. Благословляете ли Вы Ваших детей утром, отправляя в детсад, школу, ВУЗ, на ночь?
  8. Причащаетесь ли Вы ежемесячно и чаще, или хотя бы раз в два месяца?
  9. Читаете ли Вы, готовясь к причастию, по молитвослову Правило ко святому Причащению, хотя бы сокращенно?
  10. Соблюдаете ли Вы в данной Вам мере Великий пост и пост по средам и пятницам?
  11. Знаете ли Вы, какая первая Заповедь в 10-ти заповедях Ветхого Завета? Назовите, и затем проверьте себя. Если первое, пришедшее на память – «не убий» — ответ «провален».
  12. Читали ли Вы полностью Новый Завет, и читаете ли его регулярно (хотя бы одну главу в неделю)?
  13. Читаете ли Вы, хотя бы время от времени, духовную и богословскую литературу?
  14. Знаете ли Вы об отношении Русской Православной Церкви к ЭКО, «спиралям» и другим контрацептивам, и приняли ли Вы это отношение?
  15. Знаете ли Вы, когда у Вас именины (день памяти святого, имя которого мы носим) и житие Вашего святого, тропарь ему?
  16. Если Вы пользуетесь активно Интернетом – знаете ли хотя бы пару серьезных (не псевдо) православных порталов или сайтов?
  17. Можете ли назвать хотя тричетыре имени святых отцов, священников, богословов, чьи труды представляют актуальный интерес для нашей жизни?
  18. Как апостол Павел определяет критерии любви и взаимоотношения в семье?
  19. Знаете ли, как относится Церковь, в соответствии с Новым Заветом, к добрачным сексуальным связям, к явлению т.н. «гражданского брака», (т. е. сожительству без регистрации) и принимаете ли это отношение как само собой разумеющееся?
  20. Знаете ли, как Церковь относится к астрологии, гороскопам, «нетрадиционным целителям» и является ли для Вас это отношение естественным?
  21. Знакомы ли Вы с документом «Основы социальной концепции Русской Православной церкви»?

Если Вы не смогли ответить положительно на 10 вопросов — подумайте еще раз, стоит ли Вам брать на себя сейчас ответственность еще и за кого-то. Если на 10-15 – если не находите возможным отказаться попросите Вашего священника, чтобы он помог Вам в Вашем воцерковлении. Если «нет» — более чем на 15 вопросов – будьте честными перед самими собой. Не беритесь за то, к чему пока сами неспособны. Вежливо объясните причину Вашего отказа – умные люди поймут.

Поймите сами – Вы берете на себя перед Богом ответственность за христианскую жизнь данного человека, для которого «да» на эти вопросы должны быть, по мере возрастания, нормой. В христианских семьях ребенок к семи годам знает не только «Отче наш», но и другие указанные во втором вопросе молитвы, для него естественно самому молиться утром и перед сном, просить благословения у родителей, знать некоторые известные сюжеты из Евангелия, он грамотно ответит на вопрос, что такое причастие. Вы этому способны научить? Если нет…

  1. Если Вы православный христианин, знающий Закон Божий, и берете на себя ответственность восприемника, важно сразу договориться с родителями о мере Вашего сотрудничества в религиозном воспитании ребенка, и о создании единого фронта, чтобы потом не было разногласий, и не оказалось, что Вам просто не дают возможности воспитывать в нем религиозное направление. Или, что все Ваши усилия привить ребенку христианский образ жизни «гасятся» безрелигиозной атмосферой внутри семьи. Они крестили, «потому что так принято», «чтобы не был некрещеным» и по другим подобным не очень умным причинам. Дань традиции. Но никакого христианства. Бывает в практике, к сожалению. Скажу более. Порой восприемники родителями крещаемого и самим крестником принимаются в качестве «хороших дядь и теть» . Не более.
  2. Ребенок не должен Вас воспри нимать как источник подарков и карманных денег. Ваша задача – религиозно-нравственное воспитание. На тему, как не стоит воспитывать ребенка – приведу выдержку из своей статьи «Духовные корни зависимости» :

«На теперешнем уровне современной европейской цивилизации, homo sapiens может выбирать между пепси- и бела-колой, «Клинским» и «Балтикой» , «тойотой» и «мерседесом», кандидатами на пост президента и мэра города – и больше ничего. Фактически, мы наблюдаем ту ее модель, которая описана в фантастических мирах Хаксли, Брэдбери, Оруэлла. Самая тоталитарная идеология – это идеология «Кока-колы», «МакДональдса», чипсов, гаджетов, «Комсомолки» и «Стервы», жевательных резинок, секса и разного рода примитивных наборов звуков и слов, которые почему-то носят название «музыки» и «песен», ломающихся в наше сознание из окон проезжающих и стоящих на стоянке автомобилей и в пассажирском салоне маршрутного такси. Окруженный этим с колыбели, человек даже не знает, что мир может быть другим. Он в два-три годика уже подсаживается родителями к телевизору, в пять-шесть – получает модель поведения из мультфильмов типа «Маша и медведь». Затем – получает почти неконтролируемый доступ к компьютеру («стрелялки», Интернет), к восьми у него свой мобильный телефон – опять-таки, со «стрелялками» и прочим. А главные произведения киноискусства – «Шрек», «Бэтмен», «Черепашки-ниндзя», «Покемоны». Произведений, где нет погонь и крови, но есть хоть какой-то смысл – он просто не воспринимает. К 14-ти – он уже полностью детерменирован на определенный образ жизни и иерархию ценностей, где места понятиям долга, чести, целомудрия, — нет. Кстати, из практики общения скажу: многие 14-18-летние юноши и девушки даже не знакомы со словом «целомудрие». Оно в их лексиконе отсутствует. Секс в 18 лет – для них норма, а не блуд. А когда говоришь о свободе – ассоциации со свободой политической, «правами» и т. д. О внутренней – самые смутные понятия. И хорошо, если они вообще есть. Не думаю, что это случайность. Еще никто не отменил закона, выраженного Оруэллом: кто контролирует язык, тот контролирует сознание. Лет в 16 (плюс-минус два года), появляется опыт употребления пива и слабоалкогольных напитков, сигарет. А еще – он окружен информацией и «новостями», 98% которых устаревают к утру следующего дня, да и новостями не являются. Грохот цивилизации, его постоянный шум, — не дают услышать тихий зов Неба и даже понять собственную пустоту…».

Для христианства воспитанный в таких «ценностях» человек практически «непромокаем». И задача семьи, в т. ч. и крестных – воспитать его как свободного от этой парадигмы цивилизации, как человека, способного открыться Небу. Повторяю — это и следует проговорить с его родителями, еще до крещения.

Только при наличии всех этих условий и при взаимодействии со священником Вы сможете выполнить свои обязанности по отношению к крестнику – и получить награду у Христа в Его грядущем Царстве.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.