Господь воцарился

Протодиакон Павел Бубнов

На воскресном всенощном бдении, совершаемом по обычаю в субботу вечером, после пения удивительного песнопения «Свете Тихий», мы слышим слова 92-го псалма — прокимен в субботу вечером:

Господь воцарися, в лепоту облечеся, Облечеся Господь в силу и препоясася, Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Попробуем разобраться в значении этих величественных и одновременно привычных нам слов. Разберем эти стихи по порядку, как они произносятся в качестве стихов прокимна.

«Господь воцарися, в лепоту облечеся»

В славянской Библии этому псалму предшествует надписание: «В день предсубботный (т.е. пятницу) когда была населена земля». Эта надпись отсылает нас к творению Богом земли, живых существ и человека, ведь именно в пятницу появляются животные и человек – венец творения, которым оканчивается период создания Богом физического мира и наступает время покоя – суббота. Святые отцы – толкователи Книги Псалмов, призывают нас увидеть в этих словах как поэтическое изображение событий Ветхого Завета, так и пророчество о будущем Воплощении Сына Божия и его исполнение.

«Господь воцарился» — стал Царем над Своим творением, а Своим Воплощением и Воскресением стал Богом и Царем для всех людей. «В лепоту облекся» — «оделся» в величие, красоту. В этих словах святые отцы видят пророчество о Воплощении Сына Божия – облечении Его в одежду человеческой природы. В Священном Писании мы часто встречаем аллегории бытовой жизни к жизни духовной. Так, воплощаясь, Господь «одевается» в земную плоть, а мы в Крещении «одеваемся» во Христа (Рим. 6,3).

«Облечеся Господь в силу и препоясася»

Пояс – в Священном Писании Ветхого Завета – символ власти и силы, символ готовности к делу. Господь оделся в силу и препоясался поясом власти над Своим творением. В Своих Крестных страданиях и Смерти Сын Божий не имел, по словам пророка Исайи, ни вида, ни величия. В Воскресении же Господь Иисус Христос явился миру в сиянии Божественной силы, как Царь царствующих, препоясанный властью Главы Церкви Христианской.

«Ибо утверди вселенную, яже не подвижится».

Господь утвердил новосозданную Вселенную весь физический мир так, что он не разрушится, подобно дому, построенному на слабом фундаменте. Своим Воплощением и Воскресением Господь Иисус Христос утвердил мир благодатью Святого Духа, основал Церковь, которая есть начало Его Небесного Царства.

«Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний».

Домом Божиим иудеи называли сначала Скинию, затем – Иерусалимский храм, построенный Соломоном. Святыня – это чистота, непричастность ничему греховному, выделение храма только для служения Богу. Вот почему Господь Иисус Христос выгоняет торговцев и менял из храма (Мф. 21,12; Мр. 11,15; Ин. 2,15). Дом или храм Божий – это каждый христианин. Апостол Павел говорит нам: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6,19).

Стихи 92-го псалма, звучащие в качестве прокимна на субботней Великой вечерне, раскрывают нам глубокое духовное единство Ветхого и Нового Заветов. Господь создал мир, населил его живыми существами, создал человека и стал Царем над всем тварным миром. Величие и сила этого Царства, отвергнутые грехом прародителей, вновь восторжествовали в Воплощении и Воскресении из мертвых Господа Иисуса Христа и в основании Им Церкви.

Вслушиваясь в величие этих слов, в нашем сознании воедино соединяются события, отстоящие друг от друга на многие тысячелетия, и наша молитва наполняется священным благоговением перед величием Божьего Промысла о мире и человеке.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.