Крест и поклоны: практическое руководство

Для справки: Дмитрий Бровушкин. Родился в 1992 г. В 2010 г. окончил СШ №6 г. Солигорска. Студент 4-го курса Минской духовной семинарии

Добрый день, журнал «Ступени»! Помогите разобраться, как мне поступать когда на службе кто-то из присутствующих становится на колени, а кто-то нет — нужно ли и мне становиться на колени, если я не знаю зачем это делается или можно молиться и стоя? И если можно, подскажите, где я могу прочитать простыми и понятными словами — когда и как надо креститься во время службы в храме, когда кланяться или становиться на колени. Я буду признательна, если на страницах журнала вы расскажете об этом всем и еще о том — насколько это действительно важно знать и соблюдать? С уважением, Наталья.

Уважаемая Наталья! Наверное, каждый человек, где бы он не находился, хочет чувствовать себя спокойно и уверенно. Не является исключением и храм, где для простого человека далеко не все понятно. Как правило, это вызывает дискомфорт и люди, стараясь правильно исполнить обряд, забывают о том, что в храм они пришли для молитвы. Например, многие верующие, даже несколько лет ходящие в Церковь, не знают, куда надо ставить свечи, какие записки необходимо подавать, когда креститься или кланяться, к какой иконе лучше всего приложится. Поэтому для того, что бы мы в храме Божьем не заботились о внешнем, а могли спокойно молиться, в этой статье мы поговорим об одном таком, «внешнем», обряде.

Почему мы крестимся.

Издавна, православные христиане во время молитвы, осеняют себя крестом. Поэтому с крестного знамения мы и начнем наше повествование. Эта традиция, креститься, появилась еще в первые века христианства из-за того, что Господь Иисус Христос для того, чтобы нас спасти, пострадал и умер на Кресте. Но Спаситель не только умер, но и Воскрес. Поэтому крест для нас — это символ победы над смертью, над грехом, символ нашего спасения. По этой причине, Крест Христов сопровождает православных христиан на всем их жизненном пути. Но крест это не только символ или знамя, но еще и действительное оружие наше и защита. В одном из песнопений поется: «Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота Церкви, крест – царей могущество, крест — верных утверждение, крест – ангелов слава и демонов поражение. Именно демоны, или бесы, желают погубить каждого из нас. Поэтому нам и необходима защита от этих злых духов, и этой защитой для нас является Крест Христов – «демонов поражение».

 Как правильно перекреститься.

Поскольку крестное знамя для нас является святыней, поэтому налагать его на себя мы должны правильно, не торопясь, с благоговением перед такой святыней. Для того чтобы верно перекреститься мы складываем пальцы правой руки таким образом, чтобы кончики большого, указательного и среднего пальцев соединились, а два последних: безымянный и мизинец должны быть прижаты к ладони. В этой традиции заложен большой духовный смысл. Не многие знают, что тем, как мы крестимся, можем показывать, во что мы верим. В нашем крестном знамении заложены два самых главных догмата, две главные истины нашей Православной Церкви, на которых строится все наше вероучение. Тремя сложенными пальцами мы показываем, что верим в Пресвятую Троицу, Бога, троичного в Лицах, но единого по Существу. А двумя – показываем, что Иисус Христос, второе Лицо Святой Троицы, был как истинным Богом, так и истинным Человеком. Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные пальцы на лоб — для освящения нашего ума, на живот — для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения наших духовных и телесных сил. У многих людей может возникнуть вопрос: «А почему надо креститься именно правой рукой, и можно ли перекреститься левой?».

Ответить на этот вопрос не так уж легко ввиду того, что в Священном Писании нет никакого предписания о том, как креститься. Образ нанесения крестного знамения складывался веками и не всегда был таким, как сейчас. Но во все века христиане крестились именно правой рукой. Такая традиция существовала еще в ветхозаветные времена, когда правая рука предназначалась для совершения различных священнодействий. Также в Новом Завете, в притче Господа нашего Иисуса Христа о страшном суде говорится о том, что праведным людям, оказавшимся по правую сторону Его, Спаситель скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира», то есть они унаследуют вечность в Царстве Божьем. И напротив, оказавшимся по левую сторону, Господь скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Евангелие от Матфея 25 глава, 32-41 стихи).

Таким образом, верующие, крестясь правой рукой, выражают свое желание оказаться в числе тех праведников, которые по Втором пришествии Спасителя унаследуют Царство вечное. Вдобавок, Сам Господь в иконографии всегда изображается благословляющим людей правой рукой. Также, по моему мнению, причина кроется и в практических обстоятельствах, так как подавляющая часть всех людей правши, поэтому им и удобнее наносить крестное знамя правой рукой, хотя все же есть обстоятельства, по которым разрешается креститься левой. Например, когда правая рука недееспособна.

 Молитва в храме.

Но давайте все-таки вернемся к нашему храму. Многие люди крестятся в те или иные моменты богослужения только по традиции, только потому, что крестятся другие. И этой статьей мы попробуем объяснить основные принципы, когда следует креститься. Почему основные принципы? Потому что в храме человеку в этом плане предоставляется полная свобода, поэтому своеобразной «инструкции по использованию» попросту нет. Говоря в общем, необходимо сказать, что осенять себя крестным знамением, или креститься, необходимо в начале, во время и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, иконе или мощам святых. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости. Говоря же в частном случае про церковную молитву, следует понять один простой принцип. Поскольку мы крестимся во имя Отца и Сына, и Святого Духа, то и во время богослужения в храме или молитвы дома, когда слышим возгласы, относящиеся к Пресвятой Троице, нам следует перекреститься. К примеру, во время Божественной литургии можно услышать такой возглас священника: «Яко подобает тебе всяка слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно (сейчас и всегда), и во веки веков. Аминь» и т.п. Или, например, когда чтец в храме произносит слова: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Но в храме есть элемент, не встречающийся в домашней молитве. Это так называемая ектения, что в переводе с греческого означает «прошение» или «протяжное моление». Наиболее употребительных ектений пять. Первая называется «великой», или «мирной». Эта ектения начинается словами: «Миром Господу помолимся». Она имеет много молений и прошений, и после каждого из них поется: «Господи, помилуй!», отсюда и называется «великой».

Вторая – «малая» ектения, это сокращение великой. Она начинается словами: «Паки и паки (т.е. еще и еще) миром Господу помолимся!» — и имеет всего два прошения. Третья – «сугубая» ектения. Она начинается словами: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим ти ся, услыши и помилуй». Прошения этой ектении выражают собой усиленное (сугубое) моление к Господу, поэтому и ектения называется сугубой… На каждое прошение этой ектений хор отвечает троекратным «Господи, помилуй!».

Четвертая – «просительная» ектения начинается словами: «Испол ним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) утреннюю (или вечернюю) молитву нашу Господеви». После каждого прошения просительной ектении, кроме первых двух, хор поет: «Подай, Господи!». И наконец, пятая ектения – «заупокойная». Она состоит из прошений к Господу о том, чтобы Он упокоил в Царстве Небесном души умерших, простив им все согрешения. Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу. И так же, как и во время возгласа, так и во время пения «Господи помилуй» после прошений верующие осеняют себя крестным знамением. Также стоит упомянуть о таком виде богослужения как молебен. Он служится в основном сразу после литургии. Во время молебна священник от лица всех собравшихся людей просит Господа, Божию Матерь, святых угодников о помощи. К примеру, священник произносит «Пресвятая Богородице, Спаси нас», хор также поет это моление. В это время верующие также крестятся и просят у святых помощи.

Поклоны в храме.

У многих людей в свою очередь возникает вопрос о поклонах. Случается так, что во время службы в храме одни люди кланяются, другие нет, а человеку, только начинающему ходить в храм, сложно разобраться. Поклон с древних времен является признаком уважения, почтения. Сам Господь Иисус Христос в ответ искушающему Его диаволу ответил: «Господу Богу твоему покланяйся и ему одному служи» (Евангелие от Матфея 4 глава 10 стих). Поклонение это еще и служение Господу, поэтому в храме мы кланяемся. Поклоны бывают поясные, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колени, касаемся головою земли. Следует заметить, что при поясных поклонах не обязательно наклоняться до пояса, достаточно просто склонить корпус немного вперед и склонить голову. По правилам, креститься с поясным поклоном следует при входе и выходе из храма, на прошениях ектений, при возгласе священнослужителя, воздающего хвалу Святой Троице, на Литургии при возгласах: «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…». Креститься же с земным поклоном следует при возгласе на литургии «Святая святым», во время выноса Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите» перед причастием. Вдобавок, большинство предписаний о земных поклонах относятся к периоду Великого поста. К примеру, при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…», при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем», на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…». Но здесь следует обратить внимание на то, что земные поклоны отменяюся во все субботние и воскресные дни, в период от Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества до Крещения Господня и праздник Преображения. Но можем мы кланяться и без крестного знамения. Например, при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…», или при словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Напоследок, хотелось бы сказать, что не стоит заучивать наизусть все эти правила. Человек, регулярно посещающий храм, через некоторое время уже просто интуитивно будет понимать, когда следует ему перекреститься или поклониться. Все эти действия должны быть выполняемы не бездумно, не потому что другие делают, а понимая значение этих действий. Это должно является выражением наших внутренних переживаний во время молитвы.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.