Секрет счастья

Впервые опубликовано в газете «Стуремянка» — приложении к журналу «Ступени»

Для справки: Протоиерей Георгий Рой, кандидат богословия. Родился в 1978 г. в г. Кобрине. В 2001 г. окончил Минскую духовную семинарию, в 2003 г. – богословский факультет Регенсбургского университета (Германия), в 2004 – Минскую духовную академию. В 2004- 2013 гг. — преподаватель, доцент Минской духовной академии. Клирик Борисоглебского Коложского храма г. Гродно. Женат, воспитывает сына и дочь.

Как исправить грех и его последствия? Призыв к повороту вектора жизни на 180 градусов видим мы в песнопениях первой седмицы Великого поста. Церковь открывает нам секрет возвращения человека к райскому состоянию и к счастью.

Зачастую замечательные и глубокие по своему содержанию богослужебные тексты проходят мимо нашего внимания и сознания. С недавнего времени пытаюсь взять себе за практику перечитывать молитвословия Октоиха и Триоди. И действительно, при внимательном, сосредоточенном прочтении открывается то, что очень трудно уловить, слушая тексты молитвословий за богослужением, а внимание, увы, часто рассеивается, да и чтение/пение не всегда бывают на высоте. Меня поразили тексты Триоди в Неделю сыропустную когда вспоминается изгнание Адама из рая. Все же эта тема, соседствующая с темой Прощеного воскресенья, находится как бы на периферии нашего восприятия. О прощении говорят в этот день все, а вот об изгнании Адама из рая, вспоминаем, наверное, только глядя в календарь. Да и кто же не знает библейский рассказ о грехопадении и изгнании? Все тут для нас ясно. Примерно так думал и я до того момента, пока внимательно не перечитал тексты богослужения этого дня. В который раз убеждаюсь: православное богослужение поистине поэтично. А иногда художественные формы выражения только и способны всколыхнуть духовные чувства и настоящее осознание темы. Творцы триодных песнопений Недели сыропустной живописуют. Трагедия. Адам – венец всего творения пал. Мы обворованы. Лишились богатств и славы. Лишились Богообщения и рая. Захвачены дьяволом. Адам сидит у врат рая и рыдает, вспоминая райский сад.

«Сел Адам напротив рая / и свою наготу, сетуя, оплакивал: / «Увы мне, обману лукавого поверившему, / и ограбленному, и от славы удаленному! / Увы мне обнаженному / и ныне недоумевающему! / Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, / больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; / ибо в землю отойду, из которой и был взят. / Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: / Помилуй меня падшего!» .

В преддверии поста очень важно подчеркнуть тему воздержания, ибо невоздержание стало причиной отпадения от Бога: «Пищей, – взывает Адам, меня соблазнил, / и от Божией славы отлучил, / и преисподней смерти предал в землю…». Где же выход? Воздержание и пост способны нас вернуть к Богу: «Изгнан был Адам из рая сладостного вкушением горьким … Потому давайте же возлюбим воздержание, / чтобы нам не возрыдать, как он, вне рая, / но войти в него». Но, пожалуй, наиболее трогательные и поэтичные слова, звучащие из уст изгнанного Адама, обращены к райским лугам и деревьям: «Рай драгоценный … шумом листьев твоих Создателя всех умоляй / открыть мне вра та, которые я преступлением затворил…». «Рай прекраснейший, для меня насажденный … умоляй тебя Сотворившего и меня Создавшего, / чтобы мне красотою цветов твоих насытиться!» «Луг блаженный, / Богом насажденные растения, услада рая, / ныне слезы проливайте / с листьев, как из глаз, / обо мне, нагом и лишенном славы Божией». «Сострадай, о рай, твоему владельцу обнищавшему, / и шумом твоих листьев умоли Создателя, / не затворять тебя…»

Удивляют не только сами тексты и образы, но и общий ход мысли. От трагедии к ободрению, от ободрения к надежде, от надежды же к призыву деятельно исправить трагедию. Замечательно звучит призыв к подвигу. Пост, подвиг и добродетель могут исправить ошибку Адама. Христос Спаситель – наша надежда, наша сила, наше оружие. «Изгнанных, Господи, из рая прежде / за вкушение от древа, / Ты снова ввел туда Крестом / и страданиями Твоими, Спаситель и Боже мой. / Им и нас укрепи / пост совершить в чистоте, как подобает, / и Божественному воскресению поклониться, Пасхе , по простоте спасительной, / по ходатайствам Тебя Родившей». Песнописцы дают неожиданный образ поста, как спортивного соревнования. Своего рода духовная Олимпиада. Открывается поприще для состязании в добродетелях: Поприще добродетелей открыто, / войдите, состязаться желающие, / препоясавшись для прекрасного подвига поста: / ибо законно состязающиеся увенчиваются справедливо. / И, взяв всеоружие Креста, врагу воспротивимся, / как стену нерушимую имея веру, / и как броню – молитву, и милостыню – как шлем; / вместо меча – пост, / который отсекает от сердца всякий порок. / Поступающий так получит истинный венец / от всех Царя Христа в день судный. Иной образ поста – путешествие: «Четыре десятерицы дней будем поститься, / непорочно предаваясь молитве и мольбе; / успокоим душевные страсти, / плотские излишества отгоним, / легкими в вышнее путешествие отправимся, / туда, где Ангелов сонмы неумолкающими голосами / воспевают нераздельную Троицу, / чтобы созерцать нам красоту неописуемую и владычественную». Итак, дорогие христиане, оружием воздержания и молитвы будем пробиваться обратно в наше духовное отечество – Рай Христов, чтобы и нам услышать «молитвенный шум райской листвы»!

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.