Идеал и реальность: древности и святыни греческих Солоник

Для справки: Акимов Виталий Викторович. Родился в 1973 г. в Бобруйске. В 1995 г. окончил Минскую духовную семинарию, в 1999 г. — Санкт-Петербургскую духовную академию, кандидат богословия. Проректор по учебной работе, доцент Минской духовной академии, доцент Института теологии БГУ. 8 ноября 2013 г. в Общецерковной докторантуре и аспирантуре успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Книга Экклезиаст и литература древнего Ближнего Востока».

Наверное, в сознании многих наших соотечественников Греция живет как далекая страна-мечта, где почти всегда ярко светит солнце, где лазурные морские воды сливаются на горизонте с прекрасно-голубым небом, где на каменистых холмах возвышаются стройные колонны белоснежных храмов, которые на фоне небес в закатные и рассветные часы выделяются своим приятным розоватым оттенком, где широко раскинулись стройные ряды бледнозеленых оливковых деревьев.

Для многих Греция ассоциируется с величественно-прохладными, но вместе с тем и по-человечески живыми античными статуями, плавные изгибы которых так сильно приковывают взгляд. Далекая страна с теплым климатом, благодатная земля, преизобильный край, который мы со школьной скамьи знаем как родину древних греков, древних преданий, легенд и сказаний, древних философов и поэтов, древних историков, архитекторов и ученых. Особую значимость имеет Греция и для христиан, поскольку она стала местом проповеди апостолов, местом подвигов древних святых, землей всемирно известных монашеских обителей, жизнь подвижников которых воспринимается современными православными христианами как эталон духовной христианской жизни.

Встреча со страной, образ которой бережно хранится в душе с самого раннего детства, необыкновенно волнительна. Подобная встреча может таить и опасность разочарования, показав обманчивость идеального образа. Отправляясь впервые в своей жизни в Грецию, я вполне допускал, что страна моих идеальных представлений просто погибнет при встрече с реальной землей, от знакомства с современной страной, населенной живыми людьми, погруженными в свои повседневные житейские заботы и бытовые проблемы. Так уж устроен человек, то он всегда склонен идеализировать предмет своего обожания. Европа, оказавшаяся в плену у «идеальной» Греции несколько столетий тому назад, не желает «освобождения» и поныне, проявляя готовность направлять немалые средства на поддержание греческой экономики. Кажется, что античное наследие по-прежнему оказывает влияние на восприятие современной Греции. Но так ли уж идеальна была Древняя Греция? Современные знания об античной Греции без труда способны «приземлить» наши представления о ней. Об этом когда-то хорошо сказал Андре Боннар: «О Греция искусств и разума, Тэна и Ренана, розово-голубая Греция, Греция-конфетка, как ты вымазана землей, пахнешь потом и перепачкана кровью!». Однако все знания отступают перед мечтой. И все запахи земли никогда не смогут развеять европейскую мечту об античной Греции, подобно тому, как не смогут до конца разбить русскую мечту о Святой Руси все те, порой ужасающие, реалии, с которыми мы сталкиваемся в современной России. И тот, кто любит идеальную Грецию, кто знаком с ее многовековой культурой, будет воспринимать эту страну сквозь призму ее легенд, поэтов, историков, святых. Греция-мечта всегда напомнит о себе синью небес, лазурью моря, стройными колоннами античных храмов, молодой весенней зеленью, христианскими святынями, каким-то загадочным чувством молодости, которое навевает эта страна. С опаской за свою мечту об идеальной Греции летел я в Грецию современную. Но опасаться не стоило.

Мое знакомство с Грецией началось с прилета в северную часть страны, во вторую столицу Греции, город Салоники. Салоники являются центром самой большой области Греции – Македонии. Именно через Салоники пролегает путь современных паломников, направляющихся на полуостров Халкидики, на Святую Гору Афон, которая территориально относится к Македонии. Расположенная на севере страны, Македония отличается более суровым климатом. Существенную разницу в климате Македонии и Пелопоннеса я ощутил в эту поездку на собственном опыте. Если в начале февраля Македония встретила нас прохладой и голыми деревьями, то Пелопоннес порадовал теплом, зеленью, апельсиновыми и мандариновыми рощами, усыпанными зрелыми яркими оранжевыми плодами. Впрочем, прохлада Македонии весьма относительна. Днем на солнце температура доходила до 15 градусов тепла, что контрастировало с февральским холодом в заснеженной Москве, откуда проходил мой вылет в Грецию.

В древности Македония отличалась смешанным составом населения. Так было и в античный период, когда здесь проживало немало представителей варварских племен, так было и в византийскую эпоху, когда значительное влияние имел славянский элемент. Недаром, просветители славян, равноапостольные Кирилл и Мефодий, которые даровали славянам письменность, происходили из Македонии, из Салоник. Многим может показаться удивительным тот факт, что славянские племена оказывали серьезное влияние на жизнь территории современной Греции еще в середине первого тысячелетия. В VI веке византийский император Юстиниан построил специальную стену, которая должна была защитить юг Греции, полуостров Пелопоннес, от славянского нашествия. Современные же путешественники с удивлением читают на дорожных указателях греческих городов славянские названия. Так что в крови современных греков может оказаться немалая доля славянской крови, подобно тому, как русская кровь в свое время могла быть изрядно разбавлена татарской. Что касается современных Салоник, то они начинают испытывать на себе влияние уже совсем других народов. Вступление в Европейский союз открыло границы страны, отчего в последнее время в Греции стали селиться выходцы из далеких от Европы уголков, например, темнокожие выходцы из Африки. Высок уровень и незаконной миграции.

Македония, конечно, отличается от южной части Греции. Отличалась она и в древности. Смешанное население, экономическая отсталость Македонии вызывало споры о том, является ли этот регион Грецией. В этих спорах принимал участие Геродот, который видел Македонию частью Греции. Столетие спустя оратор Демосфен продолжал называть македонцев варварами. Так что македонцам приходилось доказывать свое право на принадлежность к цивилизации. Точку в этом споре смогли положить великий полководец Филипп, покоривший Грецию, и сын Филиппа, Александр Македонский, завоевавший весь мир, наследие которого не давало покоя политикам Древнего Рима, как не дает оно покоя и некоторым современным политикам.

Несколько часов перелета из Москвы перенесли нас из заснеженной зимы в весну. Экскурсия по Салоникам началась прямо с аэропорта. Город, основанный полководцем Александра Великого Кассандром, который назвал его в честь своей жены, сохранил целую россыпь древних памятников. Мы смогли пройтись по просторной городской набережной, осмотреть восходящие к эллинистическому периоду городские стены и башни, полюбоваться панорамным видом современной городской застройки, сложенной из однотипных бетонных коробочек зданий, фасады которых словно разлинованы рядами неизменных балконов и лоджий. Глядя на внешне не очень привлекательную современную архитектуру, я поймал себя на мысли о том, что бетонные фасады с рядами балконов напоминают мне полосатый рисунок кирпичных стен древних византийских храмов. От этого виды современных Салоник стали восприниматься мной не столь категорично негативно. В городе нам показали дом, в котором родился основатель Турецкой республики Кемаль Ататюрк, величественное захоронение которого в турецкой Анкаре мне уже приходилось видеть прежде.

Передвигаясь по городскому центру, особенно приятно неожиданно натыкаться на прекрасно сохранившиеся древние храмы, которые прячутся среди безликой бетонной застройки, древнейшие из которых относятся к IV-V веку. Интерес представляют церковь-ротонда святого Георгия, первоначально построенная в III веке как усыпальница римского императора Галерия; церковь Нерукотворного образа Богоматери, воздвигнутая в V веке; церковь святой Софии, датируемая VIII веком. В Салониках есть и целый ряд храмов XI-XIV веков. Бегло удалось осмотреть остатки древней римской агоры, арку императора Галерия и развалины его дворца.

Главной же христианской святыней Салоник является храм святого Димитрия Солунского, построенный в V веке, который по своим размерам в контексте эпохи создания сопоставим только с величественными храмовыми постройками Рима и Равенны. Храм был воздвигнут на месте римских терм, где в эпоху правления императора Диоклетиана произошла мученическая кончина святого. В храме покоятся и мощи святого Димитрия. Также в нем имеются мощи святой мученицы Анисии, пострадавшей от язычников в конце III века. Храм претерпевал несколько сильных разрушений, связанных с пожарами в 626 и 1917 годах. Несмотря на это, он сохранил древние элементы, включая некоторые фрески и мозаики.

Храм святого Димитрия производит очень приятное впечатление своей чистотой и опрятностью. Обратил на себя внимание тяжелый занавес из красного бархата, отделяющий притвор от основной части храма, который чем-то напомнил театральный занавес. Впрочем, насколько можно судить по древним изображениям, подобного рода занавесы существовали в храмах уже в ранневизантийский период. Русского паломника может удивить и еще один древний обычай, с которым мы встречаемся в греческих храмах. Церковное пространство в них уставлено рядами сидений. В храме святого Димитрия сиденья изготовлены из дерева и украшены красивой резьбой, изображающей византийского орла. О древности этого обычая свидетельствует первый церковный историк Евсевий Кесарийский, который, описывая освящение храма в городе Тире в IV веке, замечает: «Есть в этом святилище престолы и многочисленные скамьи и сидения… Скамьи – это души ангелов, приставленных к каждому для его наставления и охраны» (Церковная история 10:4). Не случайно на сидениях (стасидиях) в древних монастырях нередко изображаются ангелы.

Говоря о Салониках, нельзя забыть и о первых проповедниках христианства. Во время своего второго миссионерского путешествия тут побывал апостол Павел. В то время Салоники были весьма значительным городом с населением более 200 тысяч человек. В городе проживало немало иудеев, поэтому апостол Павел трижды посещал синагогу в Салониках, проповедуя об Иисусе как Христе. Недовольные этой проповедью иудеи подняли восстание, отчего апостолу пришлось уходить из города ночью. На месте, через которое по преданию тайно покидал город апостол, был построен монастырь Влатадон. Интересно, что история города тесно связана с евреями. В конце XV века в Салоники переселилось несколько десятков тысяч евреев, изгнанных из Испании, так что в XVI веке они составляли большинство жителей. В годы немецкой оккупации практически все евреи Салоник были уничтожены. Тогда погибло более 60 тысяч человек. Что касается апостола Павла, то через несколько лет после своего ухода он направил к жителям Салоник несколько своих посланий, в которых затронул вопрос о Страшном Суде. В Первом послании были написаны известные слова, которые читаются обычно на заупокойных богослужениях: «Не хочу же оставить Вас, братья, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели как прочие, не имеющие надежды…» (1 Фес. 4:13). Пройдя через серьезные испытания, христиане Салоник до сих пор сохраняют свою надежду и веру, которые помогли им выстоять в сложные времена турецкого владычества с 1430 по 1912 год. И наверное не случайно, что греческие войска освободили город в день памяти святого Димитрия, 26 октября, засвидетельствовав, что подлинная надежда никогда не будет посрамлена.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.