Мощи святых. Почему православные почитают нетленные останки?

Для справки: Дмитрий Бровушкин. Родился в 1992 г. В 2010 г. окончил СШ №6 г. Солигорска. Студент 4-го курса Минской духовной семинарии

В детстве, когда я ещё ходил в воскресную школу, мне довелось побывать в самом древней обители Беларуси ― Полоцком СпасоЕвфросиниевском женском монастыре, где хранятся мощи преподобной Евфросинии. В то время мне было 7-8 лет, и я не понимал, почему вся наша группа после Литургии выстроилась в ряд, чтобы поклониться мощам преподобной. Тогда я не совсем понимал, что такое мощи. Не понимают и многие наши верующие.

Что значит слово «мощи»?

Церковнославянским словом «мощи» переведено греческое слово «липсана» и латинское «реликвия», которые переводятся на русский язык, как «останки». Поэтому под мощами мы понимаем любые останки умершего ― все, что осталось от человеческого тела после его смерти, будь то тело целиком, какая-то его часть или даже одежда. В этом же смысле всегда употреблялось слово «мощи» и в церковнославянском языке. Издавна на Руси считалось, что вся сила, вся «мощь» человека заложена не в плоти, а в костях. Ведь даже сейчас мы называем могучим того, у кого сильно развит костный состав, у кого крепкая, хорошо развитая грудная клетка. Поэтому и слово «мощи», образованное от корня «мощь» означает не столько плоть умершего, сколько его кости. Так, например, в летописном тексте XVII века встречаем такие слова об открытии останков преподобного Нила Столобенского: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все». Но бывают случаи, когда плоть святого или его кости после смерти на протяжении многих лет не поддаются законам тления, поэтому они и называются «нетленными». Об этом нам свидетельствует как сама Церковь, так и современные научные исследования. Почему так происходит? Существует множество факторов, которые могут повлиять на нетленность тела. Например, удачное захоронение, при котором сохранялась постоянная температура и влажность, по каким-то причинам отсутствовали гнилостные бактерии и т.п. Но всё же главным фактором является благодать Божия, сходящая на останки святого. Именно она сохраняет мощи от тления. Но следует понимать, что нетленность тела никогда не являлась прямым доказательством святости человека. Неистлевшие останки – знак, исключение из правил, а не обязательное условие святости. С первых веков христианства никто никогда специально не искал мощи. Они находились благодаря промыслу Божьему: когда над могилами святых происходили знамения, чудеса, когда были особые, исключительные обстоятельства. Только тогда вскрывали могилу и находили мощи, которые могли быть как тленными, так и нетленными. Поэтому нам не надо смущаться, если тело святого сохранилось не полностью, а частично. История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской также говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались любые останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде простого праха и пепла. Например, святой Лукиан так рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана: «Остались от костей его весьма малые частицы, а все тело его обратилось в прах… С псалмами и песнями понесли эти мощи блаженного Стефана в святую церковь Сион…». Такие останки называются «тленными», так как, не смотря на святость человека, тело его за долгие годы истлело, превратилось в прах.

Почему мощи почитаются в Церкви?

Почитание мощей тесным образом связано с вопросом о том, какую роль имеет наше тело в деле спасения. В Новом Завете невидимый до этого Бог воплотился, то есть стал таким же человеком, как и мы с вами. И, следовательно, Своим Божеством освятил и нашу плоть. Поэтому наше с вами спасение невозможно без тела. Исполняя заповеди Божии, оно уже здесь на земле может стать неким «сосудом», в котором будет пребывать Бог. Поэтому и апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). На этом же основании учит и преподобный Иоанн Дамаскин: «Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния, потому что через ум Бог обитал и в телах святых». Основания для почитания мощей святых мы видим уже и в Ветхом Завете. Например, в четвёртой книге Царств описывается случай оживления мертвеца после прикосновения его к костям пророка Елисея: «И было, что, когда погребали одного человека… бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Царств 13:21). На этом примере видно, что Святой Дух не отошёл от святого пророка и после его физической смерти. Но есть свидетельства в Священном Писании, когда даже от одежды святого апостола Павла происходили многие чудеса. Например, в книге Деяний святых апостолов говорится о том, что «на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19:12). Отсюда видим, что почитание останков святых – Божие благословение. И такое повеление исполнялось Церковь с первых дней её земного существования. Первые христиане, указывая на единство земной и небесной Церкви, даже Святую Евхаристию совершали на гробах мучеников, проливших свою кровь за Христа. Такая же традиция сохранилась до наших дней. При освящении храма под престол полагают мощи святых. Также и в антиминс, небольшой плат, без которого не может совершаться ни одна Литургия, тоже вшиты маленькие частички святых мощей.

Где хранятся мощи?

Но святые останки хранятся не только под престолом и в антиминсе. Во многих храмах хранятся иконы, в которые вложены специальные отделения, прямоугольной, округлой или крестообразной формы, которые называются «мощевиками». В мощевики вкладывают маленькие части мощей святого, изображённого на иконе. Частички останков святых также полагаются в «ковчежцы» ― небольшие ящички, которые, в основном, выполняется из драгоценных металлов, куда могут помещаться как частицы мощей одного святого, так и одновременно нескольких святых. Наряду с мощами в ковчежец могут помещаться и другие реликвии, связанные с жизнью святого: одежда, частицы гроба. Но когда мощи святого сохраняются целиком, то для их хранения изготавливают ковчег в форме гроба. Такой ковчег называется «рака». Такие раки обычно хранятся внутри храмов или в подземных хранилищах монастырей. Во многих случаях, они остаются закрытыми. Это, так называемые, мощи «под спудом». В древности над такими наглухо запечатанными раками строились православные храмы. Незапечатанные же раки открываются для поклонения им верующими. В таких случаях мощи облачаются в одежду согласно чину святого. Если это преподобный, то в монашеские облачения, если святитель, то в архиерейские и т.д. Такие раки хранятся во многих монастырях нашей Церкви. Есть они и в Беларуси.

Мощи белорусских святых

Преподобная Евфросиния Полоцкая

В самом начале этой статьи я писал, что в детстве мне довелось побывать в монастыре, который был создан преподобной Евфросинии Полоцкой. Поэтому, в первую очередь, мне бы хотелось рассказать об этой святой подвижнице. Преподобную Евфросинию в миру звали Предислава. Она родилась около 1101 г. в семье князя Святослава-Георгия, младшего сына Всеслава Чародея. Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из знатных князей, она, желая послужить Богу, тайно ушла из дома в обитель, где вскоре приняла иночество с именем Евфросиния. Преподобная основала женский и мужской монастыри, ставшие центром просвещения в Полоцком княжестве. Ее стараниями пополнялась библиотека Софийского собора, и велось полоцкое летописание. По заказу святой Евфросинии был создан уникальный шедевр – крест, названный ее именем. В 1161 году усердием преподобной был воздвигнут каменный храм во имя Спасителя, сохранившийся до настоящего времени. Также с именем просветительницы связано и появление в Беларуси привезенного из Византии образа Божьей Матери, известного как Одигитрия Полоцкая. На склоне лет преподобная Евфросиния, предчувствуя скорую кончину, желала поклониться Живоносному Гробу Господню, от правилась в Святую Землю. Там она и приняла мирную и блаженную кончину. В 1187 году ее мощи были перевезены в Киево-Печерскую лавру, а в 1910 – в Полоцк, где покоятся и в настоящее время. Чудеса от них происходили во все времена, даже во время переноса из Киева в Полоцк. Например, в летописи монастыря упоминается такой случай, относящийся к началу XX столетия. Иван Генрихович Пинкевич, страдавший немотой целую неделю, после лобзания и слезной молитвы перед святыми мощами преподобной Евфросинии стал говорить и просил присоединить его к Православной Церкви, так как он был католик.

Адрес: Витебская обл., г. Полоцк, ул. Ефросинии Полоцкой, 89, индекс: 211407, тел: 8(0214) 42 14 29, 8(0214) 42 70 99, Тел./факс:8-0214- 42-56-72

Святая праведная София Слуцкая

Так же одной из самых почитаемых святых в Беларуси является святая праведная София Слуцкая. Она родилась в 1586 году и происходила из именитой православной династии Великого княжества Литовского — рода князей Слуцких Олельковичей. Выйдя замуж за князя Януша Радзивилла, протестанта по крещению, она выдвинула условие: не принуждать ее к измене вере своих предков — Святому Православию. Кроме этого, София настаивала на том, чтобы дети от будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные. В дальнейшем всю любовь своего верующего сердца княгиня София излила на заботу о православных обителях и храмах, на сохранение Православия в Слуцких землях в период после заключения Брестской церковной унии. Под влиянием супруги Януш Радзивилл исходатайствовал у короля Речи Посполитой постановление о том, чтобы не принуждать к унии православных людей Слуцкого края. Этот акт сохранил юридическую силу и после кончины праведной Софии. Святая княгиня София отошла ко Господу 1 апреля 1612 года при рождении ребенка и была торжественно погребена на территории Свято-Троицкого Слуцкого монастыря. Практически сразу же началось ее почитание народом. Сейчас святые мощи праведной Софии почивают в Минском СвятоДуховом кафедральном соборе. Веками хранятся в народе предания и свидетельства о многоразличной помощи святой Софии слуцким жителям. Например, в 1848 году в Слуцке свирепствовала эпидемия холеры. По просьбе горожан был совершен крестный ход с мощами святой Софии, их пронесли через весь город крест-накрест, в двух направлениях, а в четырех противоположных концах были отслужены молебны. Вскоре после этого эпидемия в городе и его окрестностях прекратилась.

Адрес: г. Минск, ул. Кирилла и Мефодия, 3. Индекс: 220030, Тел: 2276609, E-mail: MinskCath@mail.ru

Святой праведный Иоанн Кормянский

В посёлке Корма Добрушского района, хранятся ещё одни святые останки белоруского святого ― мощи святого праведного Иоанна Кормянского. Он родился 7 октября 1837 года в семье священника Иоанна Гашкевича. С самых малых лет святой вместе с братом помогал отцу в храме. Послушание, труд и молитва, а также предание себя в волю Божию и под Покров Царицы Небесной с отрочества стали главными чертами отца Иоанна. В юности он поступил Могилевскую Духовную семинарию, по окончании которой женился. За годы совместной жизни с Марией, дочерью покойного иерея Филиппа, появилось 5 детей. В 1862 году Преосвященнейший Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский и Мстиславский рукополагает Иоанна Гашкевича во иереи. И в 1876 году отец Иоанн перемещается на служение в храм святителя Николая деревни Огородня. На этом месте служения в полной мере Господь раскрыл духовные способности Своего избранника. Здесь батюшка приложил много трудов по благоустройству храма. После рождения младшего сына отец Иоанн исполнил свою мечту: посетил КиевоПечерскую Лавру. Ум свой батюшка всегда занимал Иисусовой молитвой, научая этому своих сыновей и духовных чад. Земная жизнь святого праведного Иоанна Гашкевича, подвижника благочестия белорусской земли, окончилась осенью 1917 года. Сохранились многочисленные свидетельства прозорливости преподобного Иоанна. Обретение мощей совпало, по промыслу Божиему, с приездом в Гомель в 1991 году Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И в среду, в день приезда Святейшего Патриарха в Гомель, когда в Корме открыли храм, от мощей шло благоухание, запах исходил неземной. А 31 мая 1998 года отца Иоанна прославили в лике святых. К раке святого приходит много людей, которые по своей горячей вере получают исцеления. Например, некая Анна из Могилева около 30 лет болела астмой. 31 мая 1998 г. приехала на праздник прославления праведного Иоанна Кормянского, и, приложившись к мощам святого, исцелилась.

Адрес: Гомельская обл., Добрушский р-н, г.п. Корма. Свято-ИоанноКормянский монастырь. Индекс: 247067, тел: (8 02333) 9 51 33, +375 2333 951 33

Преподобная Манефа Гомельская

Известна Гомельская земля ещё и святой, чьи нетленные мощи хранятся в Свято- Петропавловском соборе города Гомеля. Речь идёт о преподобной Манефе Гомельской.

Она родилась 1-го апреля 1918 года в деревне Севруки. При крещении ее нарекли Марией в честь пустынницы Марии Египетской. Однако врачи вынесли приговор ― девочка никогда не будет ходить. Надежды на избавление от тяжелого недуга не было. Часто на маминых плечах добиралась Мария в женский монастырь в Ченках, где много молилась, прежде чем решиться на уход в обитель. Девушка приняла монашеский постриг в малую схиму 19 августа, в день Преображения Господня. Несмотря на телесную немощь, матушка смиренно подчиняется воле Божией. Святая непрестанно молилась, строго постилась, рукодельничала, была образцово послушной и вскоре приняла постриг в великую схиму, который совершил один из последних Оптинских старцев схиигумен Макарий, ставший духовным отцом схимонахини Манефы.

По молитвам матушки Манефы совершались также и исцеления. Продолжились исцеления и после её смерти в 1984 году. Многие люди не забывали матушку, приходили на ее могилу, просили о помощи и получали исцеления и духовную крепость. 11 августа 2006 года святые мощи схимонахини Манефы были обретены нетленными и находятся в Свято-Петропавловском соборе г. Гомеля.

Адрес: г.Гомель, пл.Леніна, 6, Индекс: 246050, Тел: +37523 274-14- 94, 74-16-25

Смотря на все эти примеры боговдохновенной жизни можно только удивляться насколько сильно эти люди, которых мы называем святыми, возлюбили Господа, что во всём следовали Его святой воле.

Они настолько позволяли Спасителю войти в их жизнь, что даже уже после смерти Благодать Божия не оставляла их святые тела, которые сейчас хранятся на нашей белоруской земле.

Они даны были нам от Господа, чтобы наша вера укреплялась и преумножалась для того, чтобы достигнуть Царства Божьего.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.