Ненапрастная вера: или почему смерти больше нет?

Для справки: Максим Козлов. Родился в 1988 г. в Минске. В 2006 г. окончил Лицей БГУ, в 2011 г. — Минскую духовную семинарию со степенью бакалавра богословия. В настоящее время является студентом III курса Минской духовной академии. Женат.

Апостол Павел в послании к христианам города Коринфа утверждает, что «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Эти слова ученика Спасителя являются программным манифестом Христианской веры.

Почему апостол выделяет именно событие Воскресения Господа Иисуса Христа как сердцевину Христианства? Что для человека XXI века означает этот догмат церковной веры?

Современный мир на данном этапе своего исторического развития перешагнул через эпоху воинствующего безбожия, но это не означает, что он приблизился к религиозной вере. Скорее наоборот: мир вступил в постхристианскую эпоху. Главным признаком этого является равнодушие к религии. Человек, пропитанный постхристианской культурой и идеологией, не против Бога. Для него не существует выбора «за» или «против» Христианства. Он подчёркнуто равнодушен к самой идее Бога, к Церкви, к догматам веры. Зачем ему какая-то «религиозная метафизика», ведь он занят только собой.

Христианская вера не является по своей природе особым философским учением, как платонизм, или политической идеологией, как либерализм. Это означает, что Христианство, существуя на протяжении многих столетий, не может устареть или обветшать. Оно становится для верующего человека самой жизнью, т.к. в центре его веры находится Личность Христа, который сказал о Себе, что Он есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6).

Вероучение Православной Церкви имеет в своей основе подлинные факты из земной жизни Господа Иисуса Христа. От этих исторических событий нас отделяет две тысячи лет. Как для современников Христа, так и для многих из нас представляется невероятным, что в далёкой Иудее, которая в I веке нашей эры являлась глухим захолустьем могущественной Римской империи, мог родиться Сам Бог.

Родиться не для того, чтобы принять почести от людей, а Самому послужить им. Быть окружённым в Своей жизни не знатными, богатыми, влиятельными последователями, а простыми рыбаками и мытарями. Увенчаться не императорской диадемой, украшающую голову властителей Рима, а терновым венцом. Взойти не на царский престол Давида и восстановить политическое могущество Израиля, сокрушив его врагов, как ожидали богобоязненные иудеи, а на дерево Креста, претерпев унижение и издевательства. Быть покинутым в страшные мгновения Своей жизни последователями, которые совсем недавно горячо уверяли, что пожертвуют собой ради Галилейского Наставника, и вместо этого остаться в окружении двух распятых разбойников. Пережить всю тяжесть безысходного одиночества и вкусить позорную смерть, предназначенную в древнеримском обществе для политических преступников и взбунтовавшихся рабов.

Казалось бы, что всё это свидетельствует о тотальном господстве зла, несправедливости, лжи и людской подлости. Но совершенно неожиданно, когда не было уже никакой надежды, и казалось, что Иисус из Назарета ошибся в Своей миссии и не оправдал чаяния поверивших Ему людей, пронеслась весть как свет яркой молнии: «Он воскрес! Иисус восстал из мёртвых!».

Значительное количество богословов и философов, историков и писателей стремилось проникнуть в тайну этих загадочных слов. Что означает воскресение? Возможно ли оно? Не является ли эта евангельская история мифом, наподобие древних легенд об умирающих и воскресающих богах?

Очевидно, что если воскресение из мёртвых Господа Иисуса не произошло, то и само спасительное дело, ради которого пришёл Христос не совершилось. Искупление человечества не состоялось. Освобождение от греха и смерти лишь иллюзия. Всё осталось как прежде: жизнь человека, наполненная страданиями, проходит. Смерть, эта неумолимая владычица, обрывает жизнь, когда ей это заблагорассудится. Как писал русский философ и поэт В. С. Соловьёв: «смерть и время царят на земле…».

Русский святой XX века, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), размышляя о событии Воскресения Христова, отмечает: «Во что бы мы тогда верили, если бы не воскрес Христос? Как могли бы веровать в вечную правду, в Божию абсолютную справедливость? Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадёжной, ибо «если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес». Если не верить воскресению мёртвых, то и Христа Бог не мог бы воскресить, поэтому умершие во Христе погибли бы».

Рационально доказать истинность Воскресения Иисуса Христа, как и других церковных догматов, невозможно. Человеческий разум может познавать только факты, относящиеся к сфере естественного. Воскресение из мёртвых выходит за грани естественных феноменов, и представляет собой сверхъестественное событие, которое в корне меняет жизнь каждого человека. Проникнуть в Пасхальную тайну, возможно, только тому, кто по слову Спасителя, имеет «чистое сердце» (Мф. 5:8). Кто смотрит на это событие не глазами холодного скептика, стремящегося рациональными методами опровергнуть Воскресение Христово, а глазами апостола, который всем своим сердцем предан Иисусу из Назарета.

Известный православный проповедник митрополит Антоний Сурожский так говорит о значении Воскресения Христова: «Воскресение Христово – это победа любви; оно нам говорит о том, что любовь, которая принимает смерть, тем самым делается бессмертной, делается сильнее смерти».

Апостол Павел, постигая Пасхальную тайну, восклицает: «Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа?.. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:55, 57).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.