Нищие духом: Евангельский секрет настоящего богатства

Максим Козлов, студент III курса Минской духовной академии.

Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди даёт Своим последователям Девять Заповедей Блаженств. Первая из этих заповедей гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Эти слова во многом загадочны и непонятны. Что же подразумевается под «нищетой духа»? Святоотеческая традиция толкования текстов Священного Писания предлагает нам надлежащее понимание первой Заповеди Блаженства.

Западный Отец Церкви – святой Иларий Пиктавийский так комментирует эти слова Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Господь учит тому, что следует отвергнуть славу человеческого честолюбия, и приводит в пример слова: Господу Богу Твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Мф. 4:10). Когда Он предвозвестил через пророков, что изберет смиренный народ, боящийся Его слов, Он положил начало совершенного блаженства в духе смирения. Таким образом, Он определил, что живущие в смирении ― это те люди, которые помнят, что обладают Царством Небесным. Ни у кого нет ничего, что было бы его собственным, но всем по дару одного Отца даны одинаковые возможности и условия для прихода в жизнь, а также средства пользоваться ими».

Блаженный Феофилакт Болгарский отмечает: «Блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное. Прежде всего (Христос) выставляет смирение, как бы основание. Поскольку Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом: то Христос восставляет нас посредством смирения. Нищие духом суть душевно чувствующие свое недостоинство».

Знаменитый экзегет (толкователь) библейских текстов – блаженный Иероним Стридонский учит: «чтобы кто-нибудь не подумал, что Господь проповедует нищету, которую иногда претерпевают по необходимости, Он (Христос) добавил: духом, чтобы ты понимал под этим не бедность, а смирение. Блаженны нищие духом, которые ради Святого Духа нищи в своей воле». Этими словами отец Церкви подчёркивает, что сама по себе бедность, нищета не приближает человека к Богу. Так церковный писатель IV века Хроматий Аквилейский писал: «Блаженны нищие, которые богаты для Бога. Мы знаем весьма много бедных, но они блаженны не потому, что столь бедны. Каждого из нас делает блаженным не необходимость бедности, но вера в благочестивую бедность. Мы знаем, что многие бедны мирским имуществом, однако не оставили грехи и чужды вере в Бога; их, очевидно, нельзя назвать блаженными».

Таким образом, по мнению святых отцов, понятие «нищета духа» означает смирение. Смирение является добродетелью, которая противостоит гордыне. Смиренный человек, в отличии от гордого, не надеется на свои силы, а всецело уповает на Бога. Он не хвалится талантами, достоинствами, которыми обладает, но постоянно помнит о своих недостатках. Как замечает современный западный богослов: «”нищие духом” это те, кто не похваляются перед Богом своими достижениями. Те, кто не мнят себя, так сказать, деловыми партнерами Бога и не рассчитывают получить за свои дела соответствующее вознаграждение». Великий Отец Церкви – святитель Иоанн Златоуст говорит: «Смиренномудрие состоит в том, чтобы сознавая за собою много великого, ничего великого о себе не думать». В нашем мире смирение является очень редким качеством. Часто можно встретить человека, который надеется только на себя или на своих покровителей, но отнюдь не на Бога. Современный человек – это не нищий духом, но наоборот богатый духом, т.е. гордый. Гордыня является той страстью, которая до неузнаваемости может исказить Образ Божий в человеке. Неслучайно, один известный писатель заметил: «Дьявол – это высокомерие духа» (Умберто Эко). Эта мысль итальянского литератора не является принципиально новой. В житийной литературе, описываю — щей подвиги христианских святых, мы можем найти многочисленные назидательные повествования о смирении. Так, например, житие преподобного Макария Великого, христианского подвижника IV века, передаёт нам историю из жизни этого святого. Однажды авва Макарий проходил от озера в свою келью, неся пальмовые ветви. Но неожиданно на пути встретился с ним дьявол. Он хотел ударить Макария, но не мог. Тогда сатана сказал святому: «Много силы в тебе, Макарий, я не силён против тебя. Все, что ты делаешь, и я делаю: ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня». «Чем же?» – спросил авва Макарий. «Смирением, – отвечал дьявол. – Вот почему я не силён против тебя».

Смирение не является признаком слабости характера. Наоборот оно олицетворяет духовную силу, мощь человека. Гордостью обла — дает почти каждый, а смирением – единицы. Для человека, стре — мящегося исполнять евангельские заповеди, истинным образцом смирения является Господь Иисус Христос. Апостол Павел, настав — ляя первых христиан, говорит: «Он (Христос), будучи образом Божи — им, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сде — лавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2: 6-8).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.