Потеря дохода: или как апостол Павел разоблачил порицательницу?

Протодиакон Павел Бубнов

В Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, за Божественной литургией читается отрывок из книги Деяний апостолов (Деян. 16,16-34), в котором мы встречаем случай разоблачения прорицательницы (они «работают» и в наше время) и находим удивительный пример покаяния – решительного изменения жизни – ведь именно таков смысл этого понятия.

Стих 16. «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим». – Молитвенный дом – имеется в виду синагога. Именно иудейские синагоги были местом встреч, молитвы и общения первых христиан из иудеев. Служанка, одержимая духом прорицательным – речь идет о распространенном в древнее время явлении, когда одержимые злыми духами использовались для гадания, прорицания. Это, несомненно, демонический культ, т.е. доверие и поклонение диаволу, потому Церковь и ранее и в настоящее время резко осуждает гадание и всевозможных прорицателей, видя в этом общение с демонами.

Стих 17. «Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки ― рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». – Эти слова говорит демон, живущий в человеке. Диавол – отец лжи и говорит только ложь, и потому если он иногда и говорит правду, все равно нельзя доверять этому «источнику», нельзя на этом строить дело спасения людей.

Стих 18. «Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час». – Апостол Павел изгоняет беса из человека, потому что бес рядился под добро. Не могут нечистые уста возвещать истины о спасении. Поэтому здесь чудо исцеления девушки произошло даже без исповедания веры ее, или ее хозяев или родственников. Господь Иисус Христос не принимал свидетельства от бесноватых (Лука 8:28; Марк 1:24; 3,1; Матфей 8:29).

Стих 19. «Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам». – Напротив, чудо приводит к конфликту и гонениям на апостолов. Это напоминает современное негодование различных гадалок и прорицателей, когда представители Церкви высказывают о них свое критическое суждение.

Стих 20. «И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город». – Событие это происходит в городе Филиппы, столицы провинции Македония. Владельцы исцеленной девушки ничего не говорят об апостолах по существу, а используют тему антисемитизма, особо усилившегося в Римской империи к середине 1-го века.

Стих 21. «И проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять». – Здесь идет противопоставление римлян иудеям, которые первые считали людьми второго сорта. Иудеям, а тем более христианам, которые вообще были представителями запрещенной религии, запрещалось обращать в свою веру римлян.

Стих 22. «Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками». – Владельцы исцеленной девушки попали в точки, и удачно вызывали гнев толпы.

Стих 23. «И, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их». – Количество ударов палками могло быть ничем не ограничено, и потому часто такое наказание приводило к смерти. Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам, что он три раза подвергался такому наказанию.

Стих 24. «Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду». – Может ли убежать человек, до полусмерти избитый палками? Наверное, нет. Значит те, кто посадил Павла «во внутреннюю тюрьму», опасались его особых возможностей, видя как он исцелил бесноватую девушку.

Стих 25. «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их». – Павел и Сила, очевидно не могли заснуть из-за сильной боли от побоев и потому молились и воспевали Бога, и все слушали их. – Так апостолы проповедуют и в тюрьме, заключенным.

Стих 26. «Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели».

– Господь использует для спасительной цели естественное событие для того, чтобы Павел мог проповедовать не только заключенным, но и охране.

Стих 27. «Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали». – Смертная казнь ожидала охранника за побег заключенных, поэтому он предпочел самоубийство.

Стих 28. «Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь». – Все мы здесь – не только Павел с Силой не убежали сразу же после землетрясения, но и другие заключенные, желая дальше слушать молитву, пение и проповедь апостолов.

Стих 29. «Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе». – Начальник охраны потребовал огня у других охранников – он был там не один.

Стих 30. «И, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» – Вот мы видим цель и результат страданий апостолов и посланного Богом землетрясения: человек приходит к вере в Бога.

Стих 31. «Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». – Очень лаконичное исповедание спасения. Начальник стражи не был иудеем, ему бессмысленно было говорить о ветхозаветных пророчества, о пришествии Мессии, и потому апостолы так кратки.

Стих 32. «И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его». – Этот человек принял веру и принял проповедь апостолов, и приобщил к своему чудесному открытию весь свой дом: родственников и слуг.

Стих 33. «И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его». – Таинство Крещения – начало жизни с Богом и естественное следствие веры в Бога. Однако и здесь мы видим, что после внутреннего обращения, апостолы поучали этих людей, проповедовали им слово Божие, и только после такой подготовки совершили Крещение.

Стих 34. «И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога». – Этот факт показывает глубину и искренность обращения к вере этого человека. Ведь он привел своих заключенных к себе домой! Он просто вышел из реальности старых отношений и стал действительно новым человеком, не боящимся возможных проблем, которые его ждали в очень скором будущем.

Этот пример решительного изменения человека особо важен для нас сегодня. Все чаще окружающий мир навязывает христианам свою «систему координат» и мы нередко руководствуемся в своих ежедневных поступках совсем не евангельскими ценностями. Не будем забывать, что быть христианином сегодня, как и 2000 лет назад, ― это вызов обществу, и поэтому мы должны быть готовы терпеть любое негативное отношение к нам, любые скорби, но жить, как заповедал нам Господь и Его святые апостолы.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.