Редакция отвечает на вопросы читателей

Почему нельзя называть пост «яблочным спасом» или «медовым спасом», если у нас в деревне все всегда так называли?

Так в простонародьи называют не пост, а праздники, которые выпадают на время Успенского поста (с 15 по 27 августа включительно). «Яблочным Спасом» народная традиция именует двунадесятый (т.е. один из двеннадцати главных праздников) Преображения Господня. Незадолго до Своей Крестной смерти Господь, взяв трех учеников, взошел на гору Фавор и приоткрыл им тайну Своей божественности ― просял столь ярким светом, что ученики не могли на Него смотреть. В этот праздник мы просим Христа, чтобы этот Он и нас осветил этим светом, чтобы мы ясно видели всю свою жизнь, свой жизненный путь, что на нем правильно, а что нет, всегда могли различать добро и зло. Ну и по традиции прежней, крестьянской жизни большинства наших предков, мы приносим в этот день в храм первые земные плоды нового урожая. Смысл этого приношения не в том, чтобы принести, освятить и самим съесть, а в том, что мы приносим эти плоды в дар Богу, и признаем то, что Он ― главное действующее Лицо в процессе выращивания этих плодов. Он дает солнце, дождь, а мы лишь его помощники в этом деле, и мы пользуемся щедрыми дарами природы, которую Он создал.

Все то же самое относится и к первому урожаю меда, часть которого, мы, по древней церковной традиции приносим в храм в первый день Успенского поста ― 14 августа, в праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Названия «яблочный Спас» или «медовый Спас» (именно так, второе слово ― с большой буквы, ведь Спас ― это Спаситель, Господь Иисус Христос), с одной стороны, являются традиционными и прочно вошли в нашу народную речевую культуру. С другой стороны, они являются очень поверхностными и совершенно не раскрывают сути и смысла этих праздников, подчеркивают лишь их бытовую, потребительскую составляющую. Если мы поняли смысл и величие этих праздничных дней, которые, в первую очередь, имеют отношение к нашему спасению, обращены на нашу душу, то следует нам самим следует избегать таких названий. Если же мы слышим как их употребляет кто-то другой и имеем возможность пообщаться с таким человеком и объяснить ему смысл этих слов, открыть ему глубину православной веры, а не только ее поверхность, это будет настоящим добрым делом, полезным для всех. И, наконец, если мы слышим, как кто-то употребляет эти названия и не имеем возможность поговорить с таким человеком ― отчаиваться и расстраиваться не нужно. Придет время когда и он узнает настоящее название и смысл этих праздников.

Считается ли и, если да, то почему сильнее молитва, написанная в наших молитвословах, чем обращение своими словами от сердца к Богу?

Сила молитвы зависит от внутреннего расположения человеческого сердца и души. Можно молиться самыми прекрасными словами самых лучших молитв, но сердце при этом будет холодно, а можно простыми словами выразить огонь любви. О молитвах в молитвослове мы можем сказать, что они ― выражение духовного опыта людей великого духа. У нас, скорее всего, так красиво и вдохновенно не получилось бы. И поэтому мы пользуемся этими шедеврами. Проблема в том, что если сказать себе, что я буду молиться только лишь своими словами, то, как показывает опыт, человек очень скоро вовсе перестает молиться. Или его молитва сокращается до минимума. Поэтому есть правило, которому мы стараемся по мере сил придерживаться. Это своего рода эталон, на который нужно равняться.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.