Как получить благодарность от Бога?

Для справки: Протоиерей Алексий Васин, кандидат богословия. Родился в 1974 г. в Новополоцке. В 1998 г. окончил Минскую духовную семинарию, параллельно изучал древние языки в Библейкой школе Бетель (Германия). В 2001 г. окончил Библейскопатристический институт в г. Бари (Италия), в 2004 г. — Минскую духовную академию со степенью кандидита богословия. Преподаватель Минских духовных школ. Женат, воспитывает двоих сыновей.

Святой апостол Иаков, обращаясь ко всем христианам говорит: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Эти слова особенно нужны нам в повседневной жизни. К сожалению, мы часто привыкаем «просто знать» эти слова… Судя по жизни окружающего нас общества и многих из нас самих, они не особо влияют на нас.

В одной из минских средних школ в стенгазете я прочитал такие слова: «Наши ученики добиваются успеха в жизни»… Я остановился … Там были и другие слова и фотографии, объясняющие смысл термина «успех». Я всмотрелся в лица взрослых и детей, которые были изображены на фотографиях и задумался о том, что несмотря на гордый и временно счастливый вид некоторых, в глазах я прочитал страх, скорбь и растерянность. А догадываясь о контексте жизни многих из них в современном обществе, мне представилось, что эти личности и понятие «счастье» несовместимы. Но есть понятие «успех». Оно очень важно для современного общества. Слово «успех» происходит от глагола «успеть». В представлениях современного общества оно означает «успеть урвать свое». В этом как-бы и заключается счастье секулярного, светского мира. Но такие стремления и понятия уже при жизни ввергают душу человека во ад, делая жизнь бессмыслицей. Именно мысли об «успехе» и создают почву для гордости, которая связана прежде всего с безбожием. В этом случае понятие «успех» никак несовместимо с терминами «радость» и «счастье».

Многие, живущие в Церкви люди, осознают, что стремление к успеху даже в церковной среде может породить «церковное» безбожие. Именно потому, что мысли о личном успехе, порождают гордость, разрушающую мир души. Апостол Иаков цитирует эти слова взятые из книги Притч, из Ветхого Завета. А русский перевод передает термин «гордый» термином «кощунник»: «Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать». (Притчи 3:34). Не случайно существует такое разночтение между посланием апостола Иакова и книгой Притч. Библейское слово «луц» передает одновременно значение обоих русских слов «гордец» и «кощунник», потому что оно ставит себе целью затронуть именно безбожный характер называемого так лица. Поэтому и апостол Иаков призывает дальше в следующем стихе своего послания: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7).

Когда мы читаем послание апостола Иакова, то обращаем внимание на то, что это и есть главная мысль всего послания. Но Апостол ставит акцент не на негативной стороне сравнения, а на положительной, он не хочет подчеркнуть то, что гордецы – плохие люди, он хочет подчеркнуть то, что Господь смиренным дает Свою благодать. Именно эта вторая часть сравнения и является главной мыслью послания. Для того, чтобы получить благодать от Бога (если она нам на самом деле нужна), мы должны быть смиренными.

Гордость связана, прежде всего, со своеволием по отношению к воле Бога. Наличие гордости связано с отсутствием веры в Бога, надежды на Бога. Конечно, зачем нужен Бог, когда я сам себе и царь, и Бог, и Господь. Сознание гордеца погружено совершенно в другую фальшивую реальность. Это не реальность присутствия Бога, а реальность самовозношения, самонадеянности и горделивости. Апостол Иаков призывает: «Смиритесь перед Господом и вознесёт вас!». Он указывает самый конкретный путь ко спасению, подразумевая, что даже если уже в жизни наделано много дел, если нам кажется, что грехов столько, что они тянут нас на дно жизни, то, смирившись и отдавшись воле Бога, мы найдем путь к вознесению и воскресению наших душ. Наша душа смирившись, т.е. приобретя мир в Боге, сможет получить большое количество благодати Святого Духа, чтобы мы почувствовали – мы живём!

В современном молодежном жаргоне существует слово, которое как нельзя лучше обозначает внутренний мир человека, не обретшего успокоения в Боге, т.е. смирения. Молодежь сказала бы: такого человека «колбасит». И хотя этот термин лучше не употреблять в своей жизни, но он достаточно точно определяет это состояние. «Вы по своей надменности тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» — продолжает апостол Иаков. Надменность и пустое самовозвеличивание (комплексы неполноценности) не позволяют человеку отречься от своей неестественной воли в пользу воли Бога.

Очень много такого и среди тех, кто может называть себя «христианами», а не знать в чём сущность христианства. В русском языке у нас возникает проблема: когда мы хотим сказать, что Христос – Царь мира, то у нас получается, что Христос – Царь вселенной. А в ключе этой темы важно осознать, что Христос – не только Царь мира (вселенной), но и Царь мира (умиротворения, смирения, духовного и душевного спокойствия). Этот аспект напрочь теряется в современном сознании… Поэтому и кидает многих из нас от научного атеизма и коммунизма в религиозный экстремизм, где Христос используется как идеологический символ власти во вселенной, но не как Царь умиротворения, смирения, гармонии человека и окружающего мира. Поэтому для человека, который резко метнулся из безбожия в религию, характерны амбиции, которые не просто порождают греховную гордость и истребляют веру вокруг себя, но создают раскачку общества для дальнейшего качка в сторону внутреннего безбожия и идеологического атеизма.

В древности, когда понятие «мир» было связано непосредственно с понятием «космос», которое привносило в сознание как раз именно то, что оно означало в греческом языке: красоту, гармонию, умиротворение и смирение в Боге, чувство божественного достоинства в человеке (достаточно вспомнить происхождение таких слов как косметика, космея (красивейший цветок). В молитве на облачение подризника священник говорит слова: «и яко невесту украси мя красотою» («украси мя красотою» по-гречески звучит «катакосмисэ мэ космо»). Вся этическая и эстетическая система Православия неразрывно связана с чувством прекрасного и полного подчинения воле Бога, полного смирения пред Ним. Слова «Бог гордым противится» правильнее было бы передать с усилением смысла «Бог противопоставлен гордым», т.к. Бог не противится, а просто горделивое расположение духа абсолютно не совместимо с приятием Бога в свой внутренний мир. Здесь абсолютно всё зависит от нас самих, как пишет Апостол: «Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.