Почему дети уходят из церкви?

Очень часто православные родители задаются вопросом: почему подрастающие дети больше не хотят ходить в храм? Это очень важный вопрос, поскольку он поднимает две серьезные темы: что будет с нашей Церковью через 20 лет и что должны делать православные родители, чтобы сохранить детей в Церкви?

Очевидно, что не всегда и не у всех получается передавать сокровище Православной веры от поколения к поколению. Конечно, научение в вере подростков – это индивидуальный труд, требующий время и концентрации усилий родителей, которые несут главную ответственность за это. Если подросток не любит Христову Церковь, нужно узнать, что является главным приоритетом его жизни? Учеба? Получение профессии? Спорт? Общественная жизнь? Развлечения?

Святой апостол Павел говорит нам, что мы пожинаем то, что посеяли (Гал. 6:7): что мы вкладываем в наших детей – любовь к музыке, путешествия по миру, необузданные амбиции, заботу о бедных – очень вероятно, что именно это формирует их характер. Точно так же, святитель Иоанн Златоуст говорит нам, что то, чем мы окружаем наших детей, будет либо усиливать, либо ослаблять и подрывать наше родительское влияние на их жизнь (его «Увещание к родителям» — чрезвычайно полезное чтение для всех матерей и отцов). Как же нам приступить к решению этой проблемы? Давайте обратим внимание на следующее:

  1. Проводите свою жизнь так, чтобы было ясно, что вы готовитесь к вечности. Мы все подвергаемся искушению быть «как все», «не хуже чем другие». Часто цена такого отношения к жизни очень высока. То, как мы тратим свои деньги и время, говорит многое о том, заботимся ли мы больше об этой жизни, или о вечности. Если мы гораздо больше заботимся об этой жизни, почему это наши дети должны беспокоиться о своей «духовной жизни»? Если мы тратим на шоппинг, отдых и развлечения больше времени, чем на храм и молитву, почему наши дети должны пойти другим путем?
  2. Прекратите работать и закупаться по воскресеньям.

Это прямой путь к отдалению от Бога. Господь говорит нам, что суббота (воскресенье для христиан была установлена ради нас (Мк. 2:27) – для нашего отдыха и духовного восстановления от житейского водоворота, который разрывает нас на части шесть дней в неделю. Если нам не хватает сил жить духовной жизнью – нужно понять почему!

  1. Дайте понять, что Православие – часть человеческой личности.

Православным детям в западном мире обычно предлагается противоречивый и духовно вредный выбор: сохранить свою национальную (напр. русскую, украинскую или белорусскую—прим. ред.) культуру, как исконную идентичность, частью которой является Православие, или принять западную культуру и оставить свою веру в стороне. Сама идея, что Православие является частью культуры, конечно, абсурдна, ведь еще 2000 лет назад любая культура была языческой. Совсем недавно многие «православные» культуры находились под гипнотическим влиянием коммунизма, сейчас многие заражены капиталистическим материализмом. Четкое осознание своей культуры, которую ты унаследовал – чем бы эта культура ни была – это семя, формирующее душу ребенка, поскольку глубокое восприятие и любовь к культурному наследию готовит сердце ребенка к православному образу жизни. Первая детская преданность, преданность, которую нужно взращивать каждым родителем, это преданность неизменному сокровищу Православной веры. Если подросток считает, что у него много общего с другими православными именно потому, что он сам православный – у него есть все шансы сохранить веру. И наоборот, если ребенок считает, что у него много общего с другими сверстниками, потому, что они принадлежат к одной культуре, независимо от их отношения к вере – возможно, уже слишком поздно – ребенок не имеет православного самосознания и для его формирования требуется провести огромную работу.

  1. Изучайте православную веру

Наши православные приходы должны учить вере взрослых, родителей, чтобы они могли передавать свой опыт детям. Мы должны научиться из истории Церкви, что Православие – универсальная вера, для всех времен, стран и народов, и учить этому детей.

  1. Создавайте общество друзей всех возрастов

Представьте на мгновенье, что в вашем городе отключили электричество. Что будете делать? Есть какие-нибудь варианты под рукой? Для многих людей, особенно молодежи, жизнь без электронных устройств – невыносимая реальность. Точно также, многие православные приходы считают, что реальность эмиграции (из православных стран) продолжится, и эти приходы останутся многолюдными. Но что произойдет, когда эмиграция остановится? Что случится, когда жизненность Православия будет зависеть только от привлечения местных неправославных жителей? К сожалению, мы не усвоили урок прежних поколений православных эмигрантов: в конечном итоге эмиграция исчезает, и потому мы должны начать делиться нашей жизнью в вере с другими православными людьми вокруг нас.

  1. Что дает нашим детям Православная вера?

Веселая музыка и «службы» с танцами (так распространенные на богослужениях неопротестантских религиозных течений) нравятся многим людям: они захватывают чувства и привлекают сердце человека. А что может дать человеку Православие? Православный взгляд, который видит вечную неизменяемую правду, православный ум, который понимает апостольскую веру, православный слух, обращенный к вечной красоте и православное сердце, воспитанное во внутренней тишине молитвы: именно эти дары дает нам Православная вера. Они нужны нашим детям. Если мы обладаем этими дарами, и не сделаем ничего, чтобы подарить их нашим детям, мы потеряем их.

Как говорит Господь: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попроси] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лк. 11:11). Православная вера спосбна дать нашим детям духовную пищу, которую они жаждут. Что мы скажем им, если они спросят нас, почему мы им дали вместо этого что-то другое?

Перевод с английскогой — протодиакон Павел Бубнов

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.