Полезные советы

В православных храмах нередко можно встретить такую памятку: «Разговаривающим в храме посылаются скорби». Их произнес русский святой XIX века преподобный Амвросий Оптинский. Но неужели он имел в виду, что в храме действительно вообще ничего нельзя говорить? Как же тогда записку подать, свечу купить, да и вообще просто узнать смысл богослужения?

Что нужно делать в храме?

Подобные вопросы очень часто возникают в умах верующих, особенно тех, кто совсем недавно стал ходить в храм. Для разъяснения этого вопроса нам необходимо обратиться к Священному Писанию. Во всех Евангелиях говорится об одном интересном случае из истории Иерусалимского храма. О том, как Господь Иисус Христос, войдя туда, «нашёл, что в храме Божьем продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, Он выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» (Ин. 2:13-15), и учил: «не написано ли: Дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов?» (Мк. 11:17). Это событие как нельзя точно отвечает нам на наш вопрос. Из этих слов Христа мы понимаем, что храм нужен только для молитвы, для соединения с Богом, а не для того, чтобы решать свои дела. Поэтому тем людям, которые приходят в храм не для молитвы, а для пустой болтовни, Господь попускает различные жизненные трудности — скорби. Они попускаются для того, чтобы образумить человека и направить его на путь к Богу, на путь к единению со Христом через Таинства и молитву.

Что такое молитва?

Молитва – это то, что присуще каждому человеку без исключения, вне зависимости от того, считает ли он себя верующим или нет. Каждый человек хоть раз в жизни молился, осознаёт он это или нет. Потому что молитва, как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, «это величайший и бесценный дар, данный Богом человеку, через который можем беседовать с Творцом своим, как ребенок с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения». Но из-за своих грехов человек не может общаться с Творцом непосредственно, как это делали наши прародители Адам и Ева. Нам необходимо этот дар, эту способность человеческого ума и души взращивать, развивать и совершенствовать, что и делали святые Церкви. И мы, глядя на их молитвенные подвиги, помня обетование святого апостола Павла (1 Фес. 5:17) должны непрестанно молиться, то есть всегда обращаться к Богу: весело нам или грустно, случилась большая радость или великое горе. Поэтому в православных молитвословах содержится большое количество молитв для разных жизненных ситуаций, или как можно прочитать на молитвенниках «на всяку потребу».

Самостоятельные молитвы

Первые из них это «утренние молитвы», в которых мы благодарим Господа за то, что Он подарил нам ещё один день, и, несмотря на все наши греховные страсти, дал шанс измениться, стать лучше и приблизиться к Царству Божьему. В конце же нашего дня, перед отходом ко сну, мы читаем вечерние молитвы, или как они называются по-церковнославянски «молитвы на сон грядущим» (т.е., для тех, кто собираеться идти спать). Общий смысл этих молитв заключается в том, что мы, обращаясь к Господу, просим прощения за все те грехи, которые совершили днём и молим, чтобы Он благословил наш сон, и чтобы мы, проснувшись, вновь славили Его Пречистое Имя. Но есть в молитвословах и много других молитв, например, «Последование ко святому причащению». Цель этих молитв — настроить и подготовить христианина к принятию самой великой святыни – Тела и Крови Христа. Эта подготовка необходима изза того, что каждый из нас – человек греховный. У всякого есть страсти, тянущие его в бездну к гибели. Поэтому и необходима особенная подготовка к причастию, как телесная – через пост, так и духовная – через молитву. В самом начале этих молитв можно найти такие слова: «Хотя ясти, человече, тело владычне, страхом приступи, да не опалишися, огнь бо есть». По-русски эти слова означают следующее: «Человек, намереваясь вкусить Тело Владыки, приступи со страхом, чтобы не опалиться: потому что это Огонь». Отсюда мы понимаем, что далеко не любой человек может причаститься, а лишь тот, кто готовился к причастию, тот, кто сокрушался о своих грехах, тот, кто примирился со всеми своими неприятелями. Неподготовленному же человеку причастие может пойти не на пользу, а даже наоборот – во вред. Поэтому и священник перед причастием от лица всех верующих молится словами: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела». Далее в молитвословах содержатся «благодарственные молитвы по святом Причащении». После Причастия, мы, как и всегда, должны поблагодарить Господа за то, что подарил нам общение с Собой.

Но есть в молитвенниках и много других молитв. Например, о помощи Божией на доброе дело, молитва водителя, о путешествующих, в день рождения, в день Нового Года, молитва перед вкушением просфоры и т.д. Перечислять их можно долго. Все они помогают верующим просить, благодарить и восхвалять Бога и Отца нашего. Но вы мне можете задать такой вопрос: «Если молитва это разговор с Господом, то как можно с Ним беседовать заученными словами? Ведь мы когда беседуем со своими родными, друзьями и коллегами не говорим выученными фразами, а говорим свободно, непринуждённо. Можно ли так же разговаривать и с Отцом Небесным?». Я считаю, что не только можно, но и нужно! Но не стоит забывать и о молитвах, изложенных в молитвословах. Мы, зачастую, имеем очень малый опыт молитвы. А святые отцы Церкви этот опыт имели огромный, поэтому и оставили для нас свои драгоценные жемчужины-молитвы, чтобы и мы, смотря на их молитвословия, молились теми же словами, что и они. Эти молитвы — образец для нас, или по-другому — эталон. Но ещё мы молимся определёнными молитвами потому, что в этом выражается единство и соборность нашей Церкви.

Церковные (совместные) молитвы

Это единство наблюдается во всём, как в одинаковом молитвенном правиле, так и в общей молитве церкви за богослужением. Все мы подаём записки в храме: за здравие или за упокоение. И хоть мы подаём их самостоятельно, но молится об этих людях вся Церковь. Даже название богослужения, на котором совершается Евхаристия — величайшее Таинство всего мира — Литургия означает «общее дело». Дело, в котором участвует вся Церковь, начиная с епископа и заканчивая самым обычным мирянином. Поэтому Литургия является центром христианской молитвы. Начинается она с проскомидии, самой первой части, которая совершается во время чтения третьего и шестого часа. В это время священник приготавливает хлеб и вино для совершения Евхаристии. Вынимая из хлебов (просфор) маленькие частички, он молится о всей Церкви, как небесной, так и земной. Поминая Пресвятую Богородицу, Пророка и Предтечу Иоанна, ветхозаветных пророков, святых апостолов и множество других святых, которые уже сейчас пребывают с Господом, священник вспоминает о небесной Церкви. Но молится он и о земной, то есть о нас с вами. Когда мы подаём свои записочки на Литургию, о здравии или упокоении, то они поминаются именно в этот момент, на проскомидии.

Далее во время богослужения мы слышим различные ектеньи, или, по-другому, прошения. Их произносит или священник, или диакон. Ектенью собственно молитвой назвать сложно. Она лишь направляет и координирует молитву верующих. Например, когда диакон произносит такие слова: «О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся!», у каждого верующего могут возникнуть разные мысли. У кого-то друг отправился в круиз, у кого-то муж поехал в командировку, а у кого-то дети болеют. И в этот момент, когда священнослужитель произносит слова ектении, каждый думает о своём, у каждого своя молитва, хоть и не перестаёт быть церковной, то есть совместной. Темы прошений ектений очень разные. Церковь молится о мире всего мира, о храме и о тех, кто в нём молится, о предстоятеле нашей Церкви, о нашей стране и её воинстве, городе или селе, где совершается богослужение и т.д. В целом, Церковь предлагает верующим молитвы, охватывающие все грани нашей жизни. Также в Православной Церкви есть такое понятие, как заказная Литургия. Она в целом, не отличается от Литургии, которая обычно служится в церкви. Различие в том, что на таком богослужении все молитвенные прошения и Проскомидия совершаются только за одного человека. Будь то о здравии или об упокоении. То есть на протяжении всей службы поминается всего одно имя. Заказную Литургию служат не во всех храмах, а только в тех, которые имеют на это благословение (разрешение) правящего архиерея (епископа). Прибегают к такой службе когда необходима сугубая, то есть очень сильная, помощь в тех или иных ситуациях, например, болезни. А так же и для душ усопших такое поминовение неоценимо.

Молебны

Но кроме литургии есть и другие общие молитвы, в которых участвует вся Церковь. Это так называемые молебны. Молебен — это богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу или святых Его о помощи в различных жизненных обстоятельствах или благодарят Бога за получение благодеяний. Он входит в разряд треб, так как служится по требованию прихожан. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого (или от кого) он будет совершаться. Поэтому молебен может быть как частным, когда совершается дома, так и общим, когда совершается в храме. Общие совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время и обычно соединяются с чином малого освящения воды. Частные же совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (война, засуха, болезнь). В дореволюционное время, например все сельскохозяйственные работы сопровождались молебном. Люди возлагали надежду не только на свой тяжёлый труд, но и на помощь Господа, потому что только от Него зависит, каким будет урожай. В нынешнее время, когда в деревнях и сёлах не так много людей, эта практика забывается. Но появились и другие традиции. Например, всё чаще можно услышать о молебнах на начало учебного года. В конце августа или начале сентября учащиеся школ, колледжей и университетов собираются в храм, чтобы попросить у Господа помощи в учёбе, чтобы Он укреплял их терпение и внимание, необходимые для познания наук. Также во многих медицинских учреждениях появляются различные часовни и молитвенные комнаты, где пациенты вместе со священником молят Бога о даровании здравия не только себе, но и докторам, которые их лечат. В тюрьмах также проводятся молебны о заключённых, чтобы Спаситель вразумил их и дал силы осмыслить свою греховную жизнь и исправиться. Ещё Церковь предлагает молитвы о тех, кто находится в зависимости от пьянства или наркомании. Эти молитвы наиболее актуальны в наше время, потому что всё чаще в храме можно увидеть плачущих женщин, молящих Господа и Божью Матерь о помиловании и исцелении от таких страшных недугов мужей и сыновей.

Но кроме наших просьб и молений мы должны возносить к Господу и благодарения за то, что у нас уже есть. На это указывал и апостол Павел в послании к Фессалоникийцем, когда говорил нам непрестанно молиться и за все благодарить. Самое главное богослужение и таинство Церкви — Евхаристия — переводится как «благодарение». Поэтому в церкви можно подать записку на благодарственный молебен, который служится только Господу Иисусу Христу. Потому что только Он «виновник» всех исцелений, всех радостей и самой даже жизни человеческой. Именно Он создал Церковь, которая заботится о каждом человеке и молится за всех нас. Поэтому в заключение, хотелось бы напомнить, что за всеми нашими записками, молебнами не надо забывать о самом главном – о чистосердечной молитве.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.