Путь к обладанию собой

Для справки: Кирилл Гордун. Родился в 1987 г. в семье священника. В 2005 г. окончил СШ №37 г. Минска. В 2010 г. окончил исторический факультет БГУ. С 2010 по 2011 гг. проходил срочную службу в вооруженных силах. В 2012 г. поступил в Минскую духовную семинарию. Студент 4-го курса.

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Эти слова Христа заставляют задуматься каждого человека. Почему человек должен к стремиться к совершенству, почему не нужно удовлетворяться тем, что у него уже есть?

Стремиться к совершенству мы должны потому, что это исходное состояние человека. Как говорил один писатель, «человек создан для счастья как птица для полета». И таким он должен стать. Для себя самого, чтобы стать самим собой, чтобы быть в гармонии с самим собой.

Набирая в поисковой системе запрос «успех», я решил обратить внимание на первые из 18 400 000 результатов, чтобы понять, что в первую очередь для людей значит успех. Выводы из моего небольшого исследования я сделал такие: успех – это достижение поставленных целей и для большинства из нас целью этой является богатство (кое-где так и пишут: секрет успеха и богатства). Предполагается, что человек, обладающий крупной суммой, с наименьшими проблемами может прожить эту жизнь, где за всё нужно платить. И чем больше будет сумма, тем меньше препятствий для удовлетворения самых разнообразных желаний. Сеть пестрит мотивирующими советами, книгами, тренингами и т.д. Информационное пространство наполнено секретами, формулами успеха, способами достижения, которые учат, как поставить цель и добиваться ее, не сдаваться, быть активным. Зачем? Ответ на поверхности – чтобы стать счастливым!

Но трагедия в том, что люди, собирают богатства и удовлетворяют все новые и новые желания с целью заполнить ту душевную пустоту, которая образовалась в результате бессмысленной жизни. А причиной тому наш разум, сформированный окружением, общественным мнением – он ослеплен «успехом». Он гонится за иллюзорным, а когда достигает этого, если вообще достигает, он понимает бессмысленность достигнутого.

Успех в нашем понимании, как уже говорилось выше, — это богатство: деньги, материальные вещи; или слава, власть, популярность – статус.

Это все исходит от эгоизма. Человек хочет почувствовать свою значимость, но он не понимает, что богатства, слава, статус – это иллюзии. Они, как бездонная бочка, в которую сколько воды не лей – все равно не наполнишь. Потому люди всю жизнь и гонятся за ними. Люди думают: вот заработаю столько денег и буду счастлив, вот выйду на уровень дохода в 100 000 у.е. в год и тогда буду счастлив, вот когда я выйду на сцену и буду петь я буду счастлива, вот выйду замуж, вот буду иметь детей… Но они не будут счастливы. Более того уровень счастья станет еще меньше. Чем больше богатства, славы, статуса человек получает, тем больший контроль над жизнью берет вечно неутолимое желание. В 2009 году один из немецких миллиардеров потерял с началом кризиса около 3 млрд. долларов. Оставшись с «несчастными» 9 млрд., он бросился под поезд. Конечно, на жизнь ему хватило бы. Но, видимо, не для этой цели он собирал все это время такие деньги. Они сами превратились в цель и смысл существования этого человека.

Сколько люди тратят энергии, усилий, а порой, идут и на значитель ные лишения для достижения земных благ, построения карьеры, общественного положения, статуса, уважения (или даже поклонения), знакомства и завязывания отношений с нужными людьми. И все для чего? К чему приводит такой успех? Где удовольствие, радость, счастье?

Есть в Библии место, где Иисус Христос излагает законы счастья. Сразу, возможно, они нам покажутся непонятными и нереальными. Христос говорит: «Блаженны нищие духом», т.е. счастливы нищие духом. Почти все толкователи единогласно утверждают, что «нищие духом» (такое выражение в синодальном переводе) значит «смиренные».

В чем же это смирение состоит и почему оно делает человека счастливым? Существует общее, словарное понятие, которое подразумевает отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле, и есть понятие, наполненное христианским смыслом. Разность этих понятий обусловливается разными целями светской этики и религиозной нравственности. Задачи у нравственности светской и христианской разные: задача первой – установить некие общепринятые нормы сосуществования, другая является условием приближения, уподобления Богу.

Это уподобление Богу выражается в словах: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Чтобы приблизиться к такому состоянию мы должны преодолеть долгий путь. А первым шагом является осознание слабостей своих и недостатков, скромность.

Часто скромный человек теряется среди людей, бывающих самоуверенными и горделивыми, и сама добродетель его незаметна. Есть даже пословица: «Сердитого проклянут, а смирного проглонут». Зато зачастую хорошо видно человека строптивого и самоуверенного. Последствия его натуры все окружающие испытывают на себе. Такой человек не воспринимает любви людей, часто обижается и всё толкует неправильно, считая, что все хотят ему зла, что все живут и радуются, а его бросили.

Такой человек живёт в оковах своего самомнения и в страшной темнице своего одиночества.

Смирение является однокоренным со словом «мир». Обладание этим качеством позволяет человеку понять своего ближнего и жить насколько это возможно в мире с ним. Многие пробуют внушить, что о такую доброту вытирают ноги. Иногда это трактуется как бесхарактерность, но ведь больше усилий подчас требуется, чтобы удержать недостатки своего характера: вспыльчивость и гнев в узде, чем отпустить вожжи, сдерживающие отрицательные эмоции. «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис.12:3). Но этого человека никто из нас не назвал бы бесхребетным.

Но более важным является духовное понимание смирения, которое проявляется в осознании, что человек это не всегда звучит гордо. Что всем нам свойственны недостатки, от которых мы никогда ни избавимся при всем своем желании. Это и есть так называемая духовная нищета — осознание всецелой зависимости от Бога, такая скромность по отношению к Богу является первой обязанностью и корнем всякой до бродетели, которые ведут нас к вершине — к совершенству.

Это не только то, что мы приносим Богу или получаем от Него в подарок, но это чувство собственной незначительности, которая приходит тогда, когда мы видим, что Бог является всем, и при котором мы предоставляем Богу возможность быть всем. Это и есть истинное благородство. Смирение – это попросту признание своего истинного положения в качестве творения и предоставление Богу Его места.

Смирение не является такой вещью, которая приходит сама по себе, но оно должно быть сделано объектом особого желания и практики. Чтобы воспитать это положительное качество в себе, требуется немало душевных и нравственных усилий. Но человек, приблизившийся к нему обретает непоколебимую опору — помощь Божию. Одно из следствий ее — потрясающее самообладание. Ведь такой человек совершенно не чувствует зависти, его не беспокоит иллюзорная слава, он не боится потерять статус или деньги, поскольку все эти вещи занимают в его иерархии ценностей отнюдь не первое место. Он спокойно выдерживает те моменты, когда хвалят других, а о нем забывают. Даже когда с ним поступают несправедливо, он не беспокоится, не страдает от этого. Потому что счастье такого человека, удача не пропадает от этого, поскольку он ждет её не от людей, но от Бога.

Главная же правда заключается в том, что смирение — это божественное качество: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8.). Мы так много тратим на достижение вечно ускользающего земного успеха, давайте попробуем сосредоточить усилия на настоящем, на том, которое обещано (гарантировано!) самим Богом — это ведь целое Царство!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.