Редакция отвечает на вопросы читателей

Моему сыну 13 лет. Да, тот самый трудный возраст. Наша проблема в том, что он совсем забросил учебу. Может запросто прогулять уроки в школе, о кружках, в которые он раньше ходил, и вообще речь не идет. Часто пропадает неизвестно где, в какихто компаниях. Мы очень за него переживаем, боимся, что вырастет непутевым человеком, потеряется в жизни. Подскажите, что делать?

Наталья, г.Витебск

В этом возрасте ребенок начинает становиться взрослым человеком. Это действительно трудный процесс, а значит – и трудный возраст. Трудно, в первую очередь, Вам – родителям. Сын становится все более независимым, самостоятельным, у него остро проявляется потребность самому принимать решения, касающиеся своей жизни. В этой связи он начинает понимать, что его жизнь к настоящему моменту во всем определялась родителями. Вы принимали за него все решения: где, как и чему учиться, с кем общаться, что есть и одевать. Теперь он просто хочет сам все это «перерешать». И здесь самое главное – кто или что для него становится авторитетом кроме (а иногда и вместо) родителей. Если в детстве, до начала подросткового периода, родители давали, пусть и ограниченную, но возможность ребенку самому принимать отдельные решения, касающиеся его жизни, учили его на практике делать выбор – тогда есть шанс, что он выберет правильные ориентиры и авторитеты. Если такого опыта у него нет – тогда выше вероятность, что он просто подпадет под влияние того, кто находится рядом с ним и обладает большим жизненным опытом. Что касается учебы, во всем ее многообразии, то не следует ее делать единственным содержанием жизни ребенка. Образование играет существенную роль и в настоящем и в будущем ребенка, но не менее важным является его полноценная социальная адаптация, развитие умения строить отношения с окружающими, уметь разрешать конфликтные ситуации, уметь дружить, наконец, уметь говорить слово «нет». Это только базовый перечень того, что нужно освоить ребенку, и освоить этого нельзя на уроках или в кружках – а только в реальном общении со сверстниками. Где найти такую возможность для ребенка, чтобы это была не порочная кампания, а что-то действительно развивающее? В идеале для верующего подростка таким местом должно быть православное молодежное братство. Если его поблизости нет – подойдут любые формы организации свободного времени школьника: и спортивные секции по групповым видам спорта, клубы следопытов, туристов – и другое, в зависимости от интересов ребенка. Здесь задача родителей найти такую возможность и ненавязчиво рассказать о ней, помочь, в случае заинтересованности ребенка, с ее реализацией. В любом случае, родители должны помочь ребенку стать взрослым. И главное, не нужно «заставлять» сына-подростка быть «активным» в церковной жизни. У него изменилось отношение ко всему – и к вере в том числе. Он хочет понять и, если можно так сказать, узнать мир веры заново. В таком положении неоценима роль крестных родителей – если они, конечно, у него есть, и он с ними общается. Если нет – их может заменить верующий родственник или друг семьи – любой верующий человек, обладающий авторитетом в глазах ребенка. Пусть Господь даст Вам мудрость и силы!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.