Редакция отвечает на вопросы читателей
Моему сыну 13 лет. Да, тот самый трудный возраст. Наша проблема в том, что он совсем забросил учебу. Может запросто прогулять уроки в школе, о кружках, в которые он раньше ходил, и вообще речь не идет. Часто пропадает неизвестно где, в какихто компаниях. Мы очень за него переживаем, боимся, что вырастет непутевым человеком, потеряется в жизни. Подскажите, что делать?
Наталья, г.Витебск
В этом возрасте ребенок начинает становиться взрослым человеком. Это действительно трудный процесс, а значит – и трудный возраст. Трудно, в первую очередь, Вам – родителям. Сын становится все более независимым, самостоятельным, у него остро проявляется потребность самому принимать решения, касающиеся своей жизни. В этой связи он начинает понимать, что его жизнь к настоящему моменту во всем определялась родителями. Вы принимали за него все решения: где, как и чему учиться, с кем общаться, что есть и одевать. Теперь он просто хочет сам все это «перерешать». И здесь самое главное – кто или что для него становится авторитетом кроме (а иногда и вместо) родителей. Если в детстве, до начала подросткового периода, родители давали, пусть и ограниченную, но возможность ребенку самому принимать отдельные решения, касающиеся его жизни, учили его на практике делать выбор – тогда есть шанс, что он выберет правильные ориентиры и авторитеты. Если такого опыта у него нет – тогда выше вероятность, что он просто подпадет под влияние того, кто находится рядом с ним и обладает большим жизненным опытом. Что касается учебы, во всем ее многообразии, то не следует ее делать единственным содержанием жизни ребенка. Образование играет существенную роль и в настоящем и в будущем ребенка, но не менее важным является его полноценная социальная адаптация, развитие умения строить отношения с окружающими, уметь разрешать конфликтные ситуации, уметь дружить, наконец, уметь говорить слово «нет». Это только базовый перечень того, что нужно освоить ребенку, и освоить этого нельзя на уроках или в кружках – а только в реальном общении со сверстниками. Где найти такую возможность для ребенка, чтобы это была не порочная кампания, а что-то действительно развивающее? В идеале для верующего подростка таким местом должно быть православное молодежное братство. Если его поблизости нет – подойдут любые формы организации свободного времени школьника: и спортивные секции по групповым видам спорта, клубы следопытов, туристов – и другое, в зависимости от интересов ребенка. Здесь задача родителей найти такую возможность и ненавязчиво рассказать о ней, помочь, в случае заинтересованности ребенка, с ее реализацией. В любом случае, родители должны помочь ребенку стать взрослым. И главное, не нужно «заставлять» сына-подростка быть «активным» в церковной жизни. У него изменилось отношение ко всему – и к вере в том числе. Он хочет понять и, если можно так сказать, узнать мир веры заново. В таком положении неоценима роль крестных родителей – если они, конечно, у него есть, и он с ними общается. Если нет – их может заменить верующий родственник или друг семьи – любой верующий человек, обладающий авторитетом в глазах ребенка. Пусть Господь даст Вам мудрость и силы!