Ловкая-паутина: опасная ли интернет зависимость?

Для справки: Лидия Скуловец, Яна Черепанова, студентки 4-го курса Института журналистики Белорусского государственного университета (специальность «Печатные СМИ»), внештатные корреспонденты журнала «Ступени».

Дорогие друзья, давайте начистоту: сколько раз за день вы заходите в Интернет, а самое главное – с какой целью делаете это?

Человек – самое усовершенствованное творение Бога, существо по натуре своей слаженное и гармоничное. Каждый его шаг тщательно обдумывается и взвешивается. Любые решения, поступки влекут за собой определенные последствия. И если смотреть поверхностно, то такой и представляется незамысловатая схема человеческого бытия, в которой имеют место и неугасаемая активность, и просто-напросто отдых.

Да вот только отдых этот бывает разным: некоторый, действительно, помогает освежить, привести в порядок ум, а другой – наоборот, засоряет мозг ненужной информацией.

Вспомните, как всего несколько десятилетий назад проводила досуг наша молодежь: организовывались походы с песнями у костра, массовые спортивные и культурные гуляния. И посмотрите, как сегодня ведет себя большая часть современных юношей и девушек: не выпускают из рук гаджеты, жадно исследуя виртуальное пространство. Маленькими шагами молодежь XXI века движется к большой пропасти – почти поголовной Интернетзависимости.

Для того, чтобы проанализировать все пути воздействия информационного потока на человеческое сознание, мы решили сопоставить два мнения: педагога психологической службы БГУ и кандидата богословия.

Алеся Рощинская, педагогпсихолог психологической службы Белорусского государственного университета:

Проблема эта уже давно тревожит умы специалистов: компьютерная «болезнь» началась на Западе еще в 1980-х годах. С 1999-2000-х годов стала распространенной проблема зависимости непосредственно от Интернета. В Беларуси же пик зависимости от виртуального мира пришелся на 2002-2003 годы. Как говорят специалисты, связано это с появлением компьютерных клубов, где посетитель бессознательно входит в азарт и получает острые ощущения от компьютерных игр.

Сегодня ситуация изменилась: не нужно куда-либо идти, чтобы сыграть в игру или пообщаться на форуме. Практически каждый может найти необходимую информацию, не выходя из дома. Отчасти поэтому и вырабатывается так называемая социальная леность, меняются приоритеты и интересы людей.

В одной из общеобразовательных школ Минской области совсем недавно проводилось исследование. Ребятам 12-13 лет был задан вопрос «Что бы Вы хотели получить сейчас больше всего на свете?» Какого же было удивление психологов, когда почти 50% учеников в своем ответе указали компьютерные игры. Несложно сделать вывод, о чем думает современная молодежь.

В наше время Интернет-зависимость угрожает многим, но среди этих людей можно выделить «группу риска».

Для начала сюда можно отнести высокоинтеллектуальных людей, которые безостановочно ищут информацию в Сети, совершенно не задумываясь о ее значимости. Под эту категорию попадают и так называемые «правдоборцы». Люди, считающие только свое мнение правильным и не терпящие критики в реальном мире.

Обиженные и ущемленные личности – те, кто не может насладиться полноценным общением со сверстниками и коллегами в реальной жизни. Люди, с повышенным уровнем тревожности, которые бояться сказать слово, не «загуглив» его значения.

И, как ни странно, социально активная молодежь. Парни и девушки, которые используют социальные сети в качестве органайзера: смотрят памятки о днях рождения, анонсы мероприятий и т.д.

Последствия заставляют задуматься.

«Неужели он не думал о будущем?» ― вопрос, который появляется при виде зависимых людей. А ведь Интернет-болезнь ведет к проблемам не меньшим, чем алкоголизм, курение или наркомания.

Во-первых, это ухудшение физического состояния человека – боли в спине, краснота в глазах, опухшие веки и осунувшееся лицо. Случается так, что человек просто забывает поесть, а потому ведет себя очень вяло. Имеет место так называемый «тоннельный» синдром, приводящий к ослаблению, а после – атрофированнию мышц руки. Рано или поздно начинаются проблемы с кровообращением, вызванные выбросом адреналина в кровь при постоянном сидячем положении.

Справиться с Интернет-зависимостью самостоятельно довольно непросто. Здесь очень важна поддержка и помощь близких людей. В первую очередь,им нужно понять, какую именно потребность удовлетворяет зависимый. Это сделать несложно: задайте ему несколько ненавязчивых вопросов о времяпровождении, о том, сколько полезной информации он нашел на сайтах и т.д.

Необходимо всеми способами привлекать человека к реальной деятельности. Помогите ему, например, применить умения выстраивать стратегии в играх-стрелялках при коллективной игре в пейнтбол. Главное – помочь ему разобраться, что есть виртуальная, а что – реальная жизнь.

Сегодня трудно назвать точную цифру интернет-зависимых людей, ведь признать свою слабость может далеко не каждый. Если справиться с проблемой самостоятельно не получается или вы всерьез беспокоитесь за близких или друзей, можно обратиться за помощью к специалистам. Безусловно, вытащить из ловушки не всегда просто – очень многое зависит от желания самого человека.

Однако не стоит и переоценивать мощность сети – трезво оценив сложившуюся ситуацию, несложно найти лазейки-выходы. Как в любой борьбе здесь важно желание. Стоит хотя бы раз широко открыть глаза и жизнь наполнится новыми яркими красками!

Иеромонах Закхей (Вежновец), кандидат богословия, заместитель главного редактора журнала «Минские епархиальные ведомости», сотрудник Пресс-службы Минского епархиального управления:

Интернет для современной молодежи – это и добро, и зло. Молодежь – собирательное понятие, но нельзя всех под одну гребенку. У каждого свои интересы и своя целеустремленность. И отсюда соответственно, кто чего ищет, обязательно находит. Если Интернет не мыслится без понятия «Интернет-зависимость», то ответ на поставленный вопрос самоочевиден.

В целом Интернет – большая проблема, и причем не только для современной молодежи. Зло здесь тонко переплетается с добром и часто даже паразитирует на последнем, занимая не свою территорию. Я думаю, каждый знаком с ситуацией, когда на только что открытой, безобидной, казалось бы, страничке Интернет-ресурса начинают мелькать вдруг посторонние элементы, обнажающие порок во всей его красе. Парадокс: ничего общего с т.н. «гостями-элементами» основная размещаемая на страничке информация не имеет. И вот таки проверка на вшивость. Как уберечь себя от соблазна, входя с ним в контакт, визуально соприкасаясь с ним? Нужна большая сила воли. Но каждый в подобном случае сам для себя решит, добро для него Интернет или зло.

Православие, как и любая другая конфессия в мире, имеет основанный на концепции своего вероучения взгляд на вещи. Эти вещи могут быть предметами и явлениями различного порядка, в том числе и диагностического. Задача Православия, а лично я – священник и монах Православной Церкви, и потому полностью во всем с ней солидарен, – указывать человеку верный путь ко спасению и оказывать ему всяческую поддержку в преодолении преград на этом многотрудном пути.

Православная Церковь небезразлична ко всякому мгновению, всякой малейшей йоте человеческого бытия. Главное для нее – состояние духовного здоровья личности, почему ее не может не волновать судьба тех, кто добровольно потерял облик свободного человека и на ком изуверски поставило свою печать понятие «зависимость». Православная Церковь, состоящая в каноническом общении с вселенским Православием, безусловно, одобряет появление православных сайтов – именно тех, которые по благословению ее священноначалия, ее верными чадами создаются. Сейчас, особенно в наши дни, в Интернете есть много всего, что формально или по праву носит имя «Православие». Чтобы отделить пшеницу от плевел, во всей многоликости информационного массива нужно уметь разбираться. Для нас архи- и единственно важна каноничность Православия, его неповрежденность дисциплинарными отступлениями.

И вопрос здесь даже не во времени. Пагубное влияние – это не только Интернет-зависимость, которая, понятно, формируется, как правило, при частом и длительном участии пользователя в сети. Первостепенно важна сама информация, получаемая пользователем и воздействующая на его ум и сознание. Приобщение к источнику скверны и порока губительно и в малых количествах. И в то же время трудно себе представить, чтобы посещение Интернет-ресурсов, мотивированное какой-либо нравственно чистоплотной пользой или связанное с насущной необходимостью найти ответы на конкретные жизненно важные вопросы, могло нечаянно перерасти в зависимость и потому нуждалось в ограничениях. Единой временной нормы для всех не существует ввиду различных потребностей каждого. Входя в Интернет, не нужно в нем «зависать». И, как говорил один мой преподаватель, нужно уметь не только в Интернет входить, но и выходить из него.

Слово «угроза» часто ассоциируется со словом «исчезновение». Но неужели явленная в различных формах грешная человеческая мысль крепче столь жизнеутверждающего по своему величию обетования: «… Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18)?

Не знаете, как бороться с Интернетзависимостью? С воскресающей силой воли и оптимистичным осознанием того, что еще не все потеряно! Прежде всего, для страждущего недугом Интернет-зависимости не должен быть потерян этот мир с его удивительной красотой и полным спектром естественных человеческих радостей. Тот из зависимых, кто даст себе труд хотя бы один раз в день помыслить всю катастрофичность своего выпадения из окружающей реальности как добровольное отрицание себя – личности разумной, свободной и многогранной, я более чем уверен, во многом преуспеет.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.