Побеждам зло добром
Для справки: Кирилл Гордун. Родился в 1987 г. В 2005 г. окончил СШ №37 г. Минска. В 2010 г. окончил исторический факультет БГУ. С 2010 по 2011 гг. проходил срочную службу в вооруженных силах. В 2012 г. поступил в Минскую духовную семинарию. Студент 4-го курса Минской духовной семинарии
Нет, кажется, ни одного человека, который не хотел бы жить в мире с окружающими, пользоваться их дружбой, поддержкой и доброжелательностью. Но, к сожалению, так уж устроены люди, что вся человеческая история состоит из перманентных стычек и столкновений различных масштабов с разными причинами.
После очередного конфликта мы говорим себе: разве можно было так поступить со мной? Я на все готов, только бы не видеть, уйти, уехать, забыть, только бы не вспоминать того, что произошло. Я готов сделать все от меня зависящее: простить, помочь, исправить, и все, что угодно отдать, только, чтобы все было, как раньше, до этого ужасного случая. Но ничего не исправляется, все как есть. И от этого не прощается; может и прощается, но вот стереть, выбросить из головы невозможно, никак не получается. И ядовитый туман обиды и тоски помимо нашей воли продолжает душить и мучать. И остается ждать, когда же это все закончится?
Всем еще со школьной скамьи известен миф об Эриде, которая исподтишка подбросила золотое яблоко трем богиням с надписью «Прекраснейшей», возбудив спор между Афиной, Афродитой и Герой. Раздоры с тех пор не утихают и причиной тому наша испорченная природа, и кто-то нашептывающий нам неправильные желания. Это отражается как на микроуровне, так и на макроуровне: войны, вооруженные конфликты между государствами, группами государств и внутри государств, между приверженцами разных политических течений и толков как происходили, так происходят и сейчас. Существовали даже государства, которые расовую или классовую враждебность возводили в ранг государственной идеологии, строили на ней цель существования государства, например, нацистская Германия или Советский Союз. Есть даже мнение, что конфликт – это двигатель прогресса. Согласно эволюционной теории принцип выживания — борьба за место под солнцем – это причина развития жизни и биологического разнообразия. Падающего – подтолкни, в противном случае – наоборот.
Эти же законы переносят и на человеческое общество, на межличностные отношения. Если человек, по Платону, двуногое животное, то такой перенос имеет под собой основание. Случается, конечно, что поведение людей в некоторых случаях мало отличается от поведения животного, но, все же, человек имеет нечто, что коренным образом отличает его от остального биологического мира. Это совесть, или нравственный закон, который говорит, что мы не животные, мы не такие, поэтому и жить должны по-другому. Нравственный закон вступает в противоречие с природными законами, он требует от нас отказа от комфорта, материального успеха, славы, наслаждений, а иногда и жизни. Не все способны так ясно и четко слышать голос совести, поэтому нам дан был особый писаный закон, чтобы уберечь от падения в скотское состояние, от войны всех против всех.
Чтобы не получилось как у Марка Твена в «Приключениях Гекльберри Финна»:
— Неужто ты хотел его убить, Бак?
— А то как же!
— Что же он тебе сделал?
— Он? Ничего он мне не сделал.
— Так за что же ты хотел его убить?
— Ни за что
— из-за того только, что у нас кровная вражда.
— А что такое кровная вражда?
— Чему же тебя учили? Неужели ты не знаешь, что такое кровная вражда?
— Первый раз слышу. Ну-ка, расскажи.
— Ну вот, — сказал Бак, — кровная вражда — это вот что: бывает, что один человек поссорится с другим и убьет его, а тогда брат этого убитого возьмет да и убьет первого, потом их братья поубивают друг друга, потом за них вступаются двоюродные братья, а когда всех перебьют, тогда и вражде конец. Только это долгая песня, времени проходит много.
Ветхозаветный закон провозглашает: «Если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:23-25). Такой принцип ограничивает возмездие, делая его адекватным вреду, нанесенным преступлением. Если ситуация накаляется до предела, то хочется уже не «зуб за зуб», а всю челюсть за зуб.
Нравственный закон, проповедуемый Иисусом Христом безусловно утверждает: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 38-39).
Такое поведение ни в коем случае не означает безвольный отказ от борьбы за справедливость. Вовсе нет. Но давайте зададимся вопросом, кто мы такие? Разве мы обладаем абсолютной беспристрастностью и высшей справедливостью? Особенно, если дело касается наших интересов. Бывает, когда выслушиваешь одну из сторон ссоры перед нами возникает образ невинно пострадавшей жертвы от лукавых действий некоего подлеца. Но обратившись к другой стороне за разъяснениями, к своему удивлению узнаешь, что причина разлада – это свинство и бесчестность первой, а другая – сама угнетенная невинность, попросту вынужденная реагировать.
Поэтому очень важно, если мы чувствуем обиду, поставить себя на место обидчика, попытаться понять его и его образ мыслей, может даже случиться, что он не хотел причинять нам зло. Ну, а если мы всетаки обнаружим злой умысел в его действиях, не будем забывать, что мы сами далеко не совершенны. Чаще всего люди самодовольные ощущают себя всегда правыми и прощение, и примирение с ними очень затруднено. Задумайтесь, кто я такой, чтобы требовать справедливости? Разве я всё знаю? Всё вижу? Ведь есть не только мои желания и стремления, они существуют и у других, и они могут приходить в столкновение с моими.
Помня о своем несовершенстве мы должны знать, что есть одно непременное условие, без которого человек не может получить от Бога прощения своих грехов: нам нужно прощать чужие. Это условие мы произносим каждый день по нескольку раз: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12) ― произнося молитву Господню «Отче наш». Речь идет об обидах, которые нередко глубоко нас уязвляют, лишают внутреннего мира и возбуждают ответную агрессию, скрытую или открытую. Так и развиваются конфликты, — иногда мы являемся их причиной, а иногда отвечаем на зло злом. Но христианин должен останавливать распространение зла на себе. И если мы у Бога просим прощения, а обидчикам нашим не прощаем мы, тем самым, как бы ставим Бога в неудобное положение.
Главное, не забыть причиненное зло, а по прежнему любить и доверять человеку через понимание собственного несовершенства. Но это идеальный вариант, который возможен только, если обидчик сам нацелен на примирение и стремится устранить и исправить последствия своего проступка. Когда этого не происходит, наверное, не обязательно лицемерить и делать вид, что ничего не произошло, нужно примириться хотя бы в душе (даже это очень трудно и порой кажется невозможным) и отказаться от всяких счетов и расчетов в отношениях, предоставив их Высшему и Праведнейшему Судье.
Прощение ни в коем случае не означает игнорирование обиды или действия, принесшего вред. Соответствующие выводы сделать нужно. Нельзя также думать: «Кто ты вообще такой, чтобы мне на тебя обижаться?» Нет, это отказ от мести и даже от мечты о ней. Апостол Павел, как бы продолжая мысль Спасителя говорит: «Никому не воздавайте злом за зло. Старайтесь делать только то, что все люди считают добром. Живите со всеми в мире, насколько это возможно. Не мстите за себя, дорогие мои, оставьте место Божьему гневу. Ведь написано: «Отмщение – Мое, и Я воздам», – говорит Господь» (Рим. 12:17-19). И в заключение, подводя итог и раскрывая цель таких поступков, апостол пишет: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Рим. 12:21).
«Апостол знал, что враг, хотя бы он был зверь, будучи накормлен, не останется врагом, и что обиженный, хотя бы он был весьма малодушен, накормив и напоив врага, не станет уже и сам желать наказания его – говорит Иоанн Златоуст, комментируя эти слова. Помнить обиду ― значит уже быть побежденным злом.
Побеждай добром злое. Это и есть победа. Ведь и боец удачнее одерживает победу не тогда, когда подвергает себя ударам противника, но когда приводит себя в такое положение, что противник принужден тратить силу на воздух. Таким образом, он не только сам спасается от ударов, но и истощает всю силу противника».
Если я верующий христианин, я должен хоть иногда задаваться вопросом: двигаюсь ли я в направлении Царства Небесного, спасаюсь ли я?
И вот здесь в моей памяти оживают тысячи мучеников и подвижников, ведь они не были «любимчиками» Бога, все чудотворили и ходили по водам. Нет, они добровольно отдавали себя на истязания, помня слова: «Если вы делаете добро и терпеливо переносите страдания, вот тогда это заслуга в глазах Бога» (1 Пет. 2:19). Неужели я, ради любви к Богу, которая фальшива без любви к ближнему (1 Ин. 4:20), не смогу стерпеть этой обиды, ради всего того, чем был наделен я? Как справедливо заметил Г. Честертон: «Библия велит нам любить наших ближних, а также — наших врагов; вероятно, потому, что по большей части это одни и те же люди». И если Крест Христа для меня реальная вещь, а не набожная сказка, то я не должен ограничиваться чтением, созерцанием, восхищением добродетелью, я обязан подражать ей, воспитывать ее в себе.
Один из видных церковных писателей ХХ века, протопресвитер Александр Шмеман убеждает, что прощение нужно не столько прощеному, сколько самому прощающему. Оно нужно в первую очередь мне, потому что возвышает меня, а следовательно и мой мир, в иное, духовное измерение, которое одно может вывести человека из страшной взаимозависимости вины и мести, привести виновного не только к законному наказанию, но и к нравственному возрождению.