Счастье быть семинаристом

Беседовал протодиакон Павел Бубнов.

Для справки: Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, кандидат богословия. Родился в 1956 г. в Полоцком районе Витебской области. В 1982 г. окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. В 1985 г. принял монашество, рукоположен во иеродиакона, затем – в иеромонаха. В 1986 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и направлен на служение в Свято-Успенский Жировичский монастырь. В 1987 г. назначен благочинным монастыря, в 1989 – инспектором возрожденной Минской духовной семинарии. С 1990 г. ― наместник Свято-Успенского Жировичского монастыря. В 1996 г. рукоположен во Епископа Новогрудского и Лидского. С 2000 г. – ректор Слонимского духовного училища. В 2007 г. возведен в сан архиепископа. С 2012 по 2014 гг. – Управляющий делами Белорусской Православной Церкви. С 3 сентября 2012 г. – и.о. ректора Минских духовных академии и семинарии.

О прошлом и настоящем Минских духовных школ рассказывает ректор Минских духовных академии и семинарии Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий.

Ваше Высокопреосвященство, в то время, когда Вы, будучи молодым человеком, решили посвятить свою жизнь служению Богу, в Беларуси не было духовных школ – Вам пришлось покинуть родные места, ехать в Троице-Сергиеву лавру, 8 лет учиться вдали от дома. Какие чувства испытали Вы, когда в конце 80-х гг. узнали о решении владыки Филарета о возрождении духовной семинарии в Беларуси?

Это даже и во сне нам не снилось, что у нас будет такая возможность. Когда я был назначен инспектором возрожденной семинарии, первые чувства, которые я испытал – это чувство ответственности и переживание за то, что, в отличие от Московских духовных школ, где мы учились, в нашей возрожденной семинарии не было преемственности. Когда я поступил в Московскую духовную семинарию, то многому научился у студентов старших курсов, которые резко отличались от нас, только пришедших из мира первокурсников, своей порядочностью, интеллигентностью. Они пленяли нас, молодых, своим поведением, своими знаниями, нам хотелось им подражать, больше читать, больше узнавать о Православии. Мы понимали, что быть семинаристом – это счастье. Это было так почетно, что никому даже в голову не приходило на территории Лавры снять форму и ходить в светской одежде. Когда открылась наша семинария, и я стал ее инспектором, я очень переживал о том, где возьмут такой образец молодые люди, приходящие из мира. Они будут вариться в своем соку, ведь среди них были очень разные люди. Недавно я с ними встречался, они отмечали двадцать лет выпуска – все маститые священнослужители – кто секретарь епархии, кто благочинный, все папы, у всех взрослые дети, некоторые из которых уже успели окончить семинарию. Господь и Божия Матерь направили их. Условия были очень сложными, хотя студенты дорожили и тем, что было. Никто как сейчас не роптал, хотя сейчас условия значительно лучше. Тогда приходилось много трудиться, а не только учиться и молиться. Можно уверенно сказать, что выпускники нашей возрожденной семинарии сильно отличаются от священников старшего поколения. Конечно, тогда были и свои корифеи, но, в целом деятельность священника в советское время можно определить словами: шаг влево, шаг вправо – расстрел. Дальше храма – ни-ни. Молодые действуют более активно, трудятся, занимаются миссионерским и социальным служением, поэтому можно сказать, что наша духовная школа приносит свои добрые плоды.

Выходит, Владыка, что Вам приходилось создавать традицию в возрожденной Минской духовной семинарии на пустом месте?

Всем нам приходилось создавать эту традицию – ведь большинство из преподавателей были выпускниками Московских духовных школ – начиная от владыки Филарета, ректор ― владыка Стефан, я – инспектор, секретарь совета – протоиерей Сергий Гордун, многие преподаватели. Большую роль играла и обитель Жировичская, ведь богослужение в ней было организовано полностью по уставу Троице-Сергиевой лавры.

Можно ли сказать, что возрождение духовного образования после десятилетий безбожия было настоящим чудом Божиим. Чувствовали ли Вы помощь Божию в своей повседневной нелегкой работе?

Бог есть Дух Невидимый, но действия Промысла Божия можно видеть, если присмотреться. Мы ни секунды не можем прожить без помощи Божией.

Сейчас то время называют «лихие 90-е» ― нашу страну хотели развалить, продукты выдавали по талонам, как можно было прокормить студентов, как человек будет подавать записки в храме, если ему не на что прокормить семью? Возможно, кто-то рассчитывал, что Церковь в таких условиях рухнет. Наш монастырь находится в деревне, но слава Богу, кто-то приезжал, кто-то откликался на наши просьбы и помогал. Да, не было комфорта, не было такого питания, столовой, кухни. Все было гораздо скромнее и слабее, но с голода не умирали – это явное действие промысла Божия, заступничества Божией Матери. Мы жили и трудились. Люди были более порядочные, умные, трудолюбивые, старательные.

В чем были трудности и радости послушания инспектора духовной семинарии?

Главная трудность – воцерковление абитуриентов, ведь это люди, а не стадо овец, немало было без церковного воспитания, было много неофитов, пришедших по зову Божию. Некоторые уходили, понимая, что они не туда пришли. Иногда доходило до комичного. По лаврской традиции я ходил в сапогах, стук которых студенты слышали издалека и так распознавали мое приближение. Однажды вечером, идя проверять комнаты студентов, я одел обычные ботинки, которые уже так не стучали и поэтому мое приближение осталось незамеченным. Я зашел в комнату, а там студенты едят тушенку, хотя это был Великий пост. Студенты чуть в обморок не упали. Некоторые до семинарии даже не знали, что такое пост. В отношении поста традиция Жировичской обители была даже строже, чем Троице-Сергиевой лавры, а студенты ведь питались в монастырской трапезной. Естественно, есть хотелось.

Радости – посетит благодать Божия – радуешься, уходит – скорбишь – это не запланируешь. Радовался тому, что возрождалась Церковь. Ведь в советское время была на государственном уровне поставлена задача: Беларусь превратить в полностью атеистическую республику, где должны быть уничтожены все храмы, вымереть все священники. Милостью Божией и трудами митрополита Филарета этот план не осуществился. А ведь за этим планом стояла мощь государства. Если продолжать о радостях, то на всю жизнь запомнилась первая служба с участием хора семинаристов. До этого в праздничные дни в Успенском соборе Жировичского монастыря пел смешанный хор любителей под управлением протоиерея Алексия Кожевникова, пели также сестры (монахини, проживавшие в Жировичской обители с 1963 по 1991 гг.). А в седмичные дни пел братский хор. И вот запели семинаристы. У всех было такое умиление – что опять возродилась семинария, что молодые люди пришли в Церковь, что у Церкви есть будущее.

В 2012 г. вы стали ректором Минских духовных академии и семинарии. В чем видите Вы дальнейший путь развития духовного образования в Беларуси?

Это путь развития, расширения деятельности наших духовных школ. В Церкви возрождается миссионер ское и социальное служение. Вот сечас (июль 2014 г.) в стенах наших духовных школ проходит семинар «Миссия и милосердие», прошел Летний богословский институт. Когда мы могли представить, что такое будет у нас? Сейчас в семинарии открывается богословско-педагогическая специализация для мирян (женщин и мужчин) на заочном отделении. Наш процесс образования охватывает все больше и больше – в прямом смысле – чтобы образовывать человека, восстанавливать в нем образ Божий. В прошлом нам приходилось преодолевать много бытовых трудностей, а сейчас, слава Богу, у нас очень хорошие условия, что постоянно отмечают и ректоры других духовных семинарий.

Мы взяли курс на то, чтобы было меньше приезжих преподавателей, чтобы, во всяком случае, их было меньшинство. Когда-то секретарь совета, протоиерей Александр Болонников, по благословению владыки Филарета приглашал профессоров Московской и Петербургской духовных академий читать лекции к нам, а сейчас наших преподавателей приглашают в Москву, в Общецерковную докторантуру и аспирантуру читать лекции новопоставлен ным архиереям. Это, несомненно, показатель роста наших духовных школ. Растут наши кадры, развивается наша школа, повышается ее уровень.

Ваши пожелания сегодняшним студентов из опыта прошлого.

В первую очередь могу посоветовать, из своего личного опыта, из опыта своих ошибок – всегда советоваться со старшими. Я советовался с духовником и избежал многих ошибок. Многие из нас так увлекались учебой, что не замечали перегрузок, которые негативно влияли на здоровье. В семинарии установлен распорядок дня – его нужно соблюдать для собственного блага, чтобы не перегружаться. Дорожите этим временем, оно пролетит очень быстро, как стрекоза. Те, кто становится священниками – это величайшая ответственность: на земле готовить человека к вечной жизни. Нужно помнить и об опасностях, которые готовит нам враг рода человеческого. Ну и нужно, конечно, осторожно пользоваться электронными средствами массовой информации, которые как нож, могут принести и пользу и вред.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.