Брак по расчету

Для справки: Протоиерей Алексий Васин, кандидат богословия. Родился в 1974 г. в Новополоцке. В 1998 г. окончил Минскую духовную семинарию, обучался в Библейкой школе Бетель (Германия). В 2001 г. окончил Библейскопатристический институт в г. Бари (Италия), в 2004 г. — Минскую духовную академию. Преподаватель Минских духовных школ, клирик Татианинского прихода г. Минска. Женат, воспитывает двоих сыновей.

Мы часто совершаем ошибки… Это свойственно человеку. Но ошибки бывают разные. Одно дело, если мы зашли не на ту улицу, на которую хотели попасть… Другое дело, если мы спутали выходную дверь с окном многоэтажного дома… Последствия, конечно, будут разными. Современная жизнь, которая «разрушает стереотипы» часто подсовывает нам вместо окон двери, а вместо дверей окна. За последствия никто кроме нас самих не отвечает. Сейчас современная светская среда, сформировавшаяся в безбожных реалиях постсоветского хаоса, пытается привить патологический либерализм нашему духовно неокрепшему обществу.

Одним из проявлений, уничтожающего нравственность нездорового либерализма, являются беспорядочные половые отношения в молодёжной среде. Смертный грех – блуд – выставляется за необходимость «лучше познать» партнёра, прежде чем сделать в жизни очень важный и ответственный шаг к созданию семьи. Многие говорят, что надо вначале пожить вместе, «лучше узнать» друг друга, узнать все слабые стороны, а потом решать, можно ли с этим партнером создать семью или нет. Многие другие аргументы приводятся для того, чтобы оправдать так называемые «гражданские браки». Но, несмотря на все «положительные» стороны таких сожительств, мы должны признать, что главным фундаментом их существования является безбожие и нежелание брать на себя обязательства, которые Бог и природа возлагают на человека, желающего реализовать свои антропологические стремления и позывы души к таинству продолжению рода. В современном обществе многие «верующие» клюют на эту удочку, не задумываясь о последствиях.

Жениться по любви?

Выработанное безбожной средой понятие «жениться по любви» фальшиво и греховно связывает сексуальные влечения, подростковую влюбчивость и греховные похоти к противоположному полу с религиозным термином «любовь». «Жениться по расчёту» в советское время считалось условно аморальным, но эту мораль могли перешагивать все, считающие себя «деловыми» людьми. Понятия «по духовному расчёту» не было вовсе, но именно это понятие, даже не сформулированное так, являлось и является в обществе верующих главным критерием выбора себе спутника жизни. Понятие «любовь», входящее в сочетание «жениться по любви», на самом деле не является любовью в смысле этого слова. Таким образом происходит сатанинская издевательская подмена смысла слова, означающего важнейшую христианскую добродетель на самую низкую и порочную страсть. Любовь становится таким образом грехом, распутством, похотью. Такой опыт показывает, что любовь и материалистическое мировоззрение – понятия несовместимые. Любовь может быть любовью только в духовном контексте, с поддержкой благодати Божией. Без веры в Бога любви быть не может. Любовь в свете материализма – либо похоть, либо формальное человеческое уважение, либо жалость.

Негражданский брак

«Гражданский брак» с самого начала полностью разрушает представления партнеров о чистых и святых отношениях в семье, сводя стремления партнеров к святости на нет. В таком сожительстве происходит удовлетворение своей половой похоти с желанием не брать на себя обязательств по отношению к партнёру и последствиям своих сексуальных услаждений. Партнеры в таком «браке» не верят друг другу, сомневаются в себе, не думают о Церкви и ее предании, не задумываются о Боге. В «гражданском браке» партнеры преследуют цель полового удовлетворения своей плотской похоти, делая из чувства любви чувство привязанности. В браке, благословленном Церковью, преследуется совсем другая цель – цель деторождения, продолжения рода и воспитания детей в вере, в Церкви, в Боге. Именно деторождение и религиозное воспитание детей и является исходной точкой системы координат жизни верующей православной семьи. Если в этой системе координат в исходную точку, в начало, ставится что-то другое, то брак уже не исполняет своей антропологической сущности. Если смыслом брака становится удовлетворение полового инстинкта, то жизнь такого союза с самого начала программируется в извращенной материалистической системе координат. Приоритеты таких людей совсем другие, т. е. не духовные, не религиозные, не православные. Если эти люди захотят жить в последующем церковной жизнью, им будет тяжело войти в русло святой и праведной жизни. Сейчас многие истины всплывают, когда обратившиеся в Православие люди, начинают видеть, что избранные по определенным критериям советского времени супруги, не поддерживают их стремления к духовной жизни. Многие спрашивают священника, как сделать, чтобы супруга или супруг начали поддерживать «духовные стремления», начавшей видеть смысл в церковной жизни второй половинки. В таком случае сложно что-то сделать. Ведь каждый остается со своей свободной волей, а делать надо было что-то раньше, тогда, когда и состоялся выбор супруги или супруга. Избранные не «по духовному расчету» супруги чаще всего относятся с непониманием или в лучшем случае с безразличием к религиозному стремлению своей второй половинки. Такую семью может переродить только чудо. Шаг назад уже невозможно сделать. Возможно только ждать чуда, молиться и нести свой крест.

Можно ли до брака?

Половые связи до брака порождают недоверие к партнеру, мотивируя его на беспричинную ревность и подозрения в распутстве. В современном обществе многие уверены, что здоровье человека связано с его систематической активной жизнью… Поэтому, чтобы сохранять свое здоровье, они готовы и до брака заниматься удовлетворением своих похотей, предохраняя себя от деторождения. Такой подход – свидетельство тотального безбожия и сатанинской хитрости. Такой подход приводит не к здоровью, а к духовной смерти и распущенности.

Человек, вступающий во внебрачные союзы, не может считать себя членом общества верующих, т.е. Церкви. Сожительство вне благословенного Церковью брака, что свершается в таинстве венчания, есть блуд, один из самых серьезных смертных грехов. Мы перечислили «пять основных минусов» внебрачного сожительства, которые с позиции верующего человека делают очевидным ответ на вопрос «Возможна ли семья без венчания?» или «Венчаться или нет?»

Без венчания семья не может иметь духовное или религиозное основание, без чего она несёт в себе материалистический смысл, превращаясь в союз удовлетворения похоти. Но это не означает, что венчающаяся пара автоматически становится «верующей». Для счастья и полноценности семьи самым важным является фактор выбора супруги или супруга, который на современном русском языке смело можно назвать православным «духовным расчётом». В этом случае венчание является само собой разумеющимся следствием такого выбора, а в последствии ― главной точкой отсчёта новой, благословенной Богом семейной жизни.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.