Что такое секта?

В редакцию журнала «Ступени» приходит все больше писем с вопросами, касающимися сект. Сегодня на эти вопросы отвечает Владимир Александрович Мартинович. В 1997 г. по благословению митрополита Филарета он основал Информационно-консультативный центр имени преподобного Иосифа Волоцкого, главная цель которого – сбор информации о сектах и помощь пострадавшим людям. На сегодня Центр обладает крупнейшим в Восточной Европе собранием документов по истории и современной жизни сект во всем мире, а также способствует развитию этого направления работы во всех епархиях Белорусского Экзархата.

—Владимир Александрович, что такое секта?

—Понятие секта является одним из ряда терминов, используемых в Центре преподобного Иосифа Волоцкого для описания основных типов нетрадиционной религиозности. Он имеет чисто инструментальное значение, которое наиболее полно и адекватно раскрывается только при ознакомлении с остальными понятиями, используемыми при анализе нетрадиционной религиозности. Под сектой понимается религиозная организация, отколовшаяся от какойлибо иной религиозной организации (традиционной религии, либо секты). Вместе с понятием секта используется термин «культ», который определяется как религиозная организация, образовавшаяся в результате радикальной инновации ― процесса целенаправленного создания или спонтанной самоорганизации религиозной группы, при противопоставлении ее всему окружающему религиозному пространству и без предшествующей структурной зависимости от какой-либо иной религиозной организации. Секты и культы, взятые вместе, представляют собой первый тип нетрадиционной религиозности. Они имеют сильно развитую организационную структуру, институт постоянного членства, а также всесторонне развитое вероучение, охватывающее все сферы бытия человека и мира. Секты и культы имеют религиозную направленность и допускают возможность тотального пожизненного вовлечения человека в свою деятельность.

Ко второму типу относятся клиентурные культы ― организации, имеющие слабо развитую организационную структуру, институт временного членства и претендующие на полноту знаний в какой-либо конкретной сфере бытия человека и общества. Клиентурные культы предлагают ограниченный набор специализированных услуг за определенную плату или компенсацию и изначально не предполагают выстраивания долгих отношений со своими «клиентами». Временное членство в них, длящееся от нескольких дней до нескольких лет, заключается в прослушивании лекций, участии в семинарах, тренингах, сеансах исцеления или контактах с высшим разумом, инициациях, обучении составлению гороскопов и т.д. Клиентурные культы могут иметь религиозную, псевдопсихологическую, экологическую, образовательную и др. ориентации. Секты, культы и клиентурные культы вместе взятые именуются новыми религиозными движениями.

К третьему типу относятся аудиторные культы ― отдельные индивиды или небольшие группы лиц, имеющие минимальную организационную структуру с системой регулярной трансляции оккультно-мистического знания в массы и/или с оказанием упрощенных оккультно-ритуальных услуг, при полном отсутствии института членства. Наиболее распространенные формы аудиторных культов включают в себя публичные лекции, выставки, концерты, а также частные практики астрологов, экстрасенсов, магов, колдунов и др. Ни к чему не обязывающая «принадлежность» к ним подразумевает посещение указанных мероприятий и индивидуальных практик.

К четвертому типу относится оккультная среда общества, которая включает в себя все неинституционализированные нетрадиционные религиозные идеи, смысловые конструкции и ритуальные практики современного общества, передаваемые и поддерживаемые как конкретными людьми, их разделяющими, так и с помощью литературы, аудио-, видеоматериалов, периодических изданий, TV передач и др. носителей информации соответствующего содержания. Приметы и суеверия, вера в НЛО и аномальные зоны, в энергетический вампиризм, в действенность порчи и сглаза, в особое значение сновидений и их толкование, в силу талисманов и оберегов, в гадания и астрологические гороскопы и т.д. и т.п. являются лишь некоторыми наиболее распространенными в современном мире ее составляющими. Оккультная среда общества является самым большим и значимым типом нетрадиционной религиозности.

К пятому типу нетрадиционной религиозности относится внутрицерковное сектантство ― всевозможные формы нетрадиционных, языческих, оккультно-мистических верований и практик, существующих в границах традиционных религий мира. Такие народные формы религиозности, редуцирующие и искажающие ортодоксальное вероучение и религиозную практику являются практически неконтролируемыми образованиями и сопровождают жизнь всех без исключения религий мира.

К шестому типу нетрадиционной религиозности относятся так называемые сектоподобные группы – организации, совмещающие в своих границах не имеющие ничего общего с сектантством элементы, с рядом чисто сектантских характеристик. Такое совмещение достигается одним из двух основных способов: а) путем тесного переплетения сектантского и несектантского компонентов на уровне вероучения, структуры, членства, или деятельности организации; б) посредством простого соприсутствия обоих компонентов в границах одной и той же организационной структуры. Сектоподобные группы глубоко нестабильны и являются пограничной или переходной формой сектантской организации. Они могут также легко терять свои сектантские характеристики, как и развивать их, превращаясь в полноценные культы (либо клиентурные культы). Соответственно их сектантскость является постоянно изменяющейся величиной и лишь в редких случаях организации этого типа могут сохранять status quo на протяжении достаточно долгого времени. Сам факт существования сектоподобных групп является одним из весьма красноречивых свидетельств о тесной, неразрывной взаимосвязи и вписанности нетрадиционной религиозности в культуру, традиции и практики окружающего общества.

— Очевидно, что термин «секта» имеет в обществе негативные смысловые оттенки. Можно ли заменить его каким-либо иным, нейтральным понятием?

Практика показывает, что каким бы нейтральным термином в обществе не именовались секты, он всегда с течением времени приобретает негативные оттенки. Самое интересное заключается в том, что сектоведы не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на появление негативных коннотаций у этих терминов в общественном употреблении. Об этом заботятся сами люди, которые, будучи недовольны деятельностью сект, начинают жаловаться на них своим знакомым, друзьям, коллегам по работе, и, наконец, в СМИ. Во-вторых, определенное количество ученых все же пыталось ввести альтернативные термины. Было придумано больше сотни альтернативных понятий, но ни одно из них не смогло прочно закрепиться в науке. Впрочем, если у кого-то есть желание ввести какой-то новый нейтральный термин, то это никем не запрещается, особенно если он будет достаточно обоснован. Время покажет, сможет ли он ужиться в науке и занять то же место, что и старый привычный термин «секта». Не считаю возможным тратить время на эти терминологические игры уже хотя бы потому, что в конечном итоге важно не то, каким термином мы называем религиозные организации, а то, как они влияют на общество, на людей, как они устроены, как они смотрят на мир, представляют ли они какую-то опасность для общества или нет и т.д. и т.п.

—Какие категории людей чаще всего уходят в секты?

—К общим характеристикам, в той или иной мере присущим всем потенциальным адептам сект и культов, относятся:

а) отсутствующие или сильно сниженные способности к критическому мышлению, всестороннему осмыслению любых возникающих на жизненном пути ситуаций;

б) отсутствующие или сильно сниженные способности к самостоятельному принятию решений, недостаток умения и готовности нести ответственность за свои поступки;

в) отсутствующая или чисто формальная принадлежность к традиционной религии.

Глубокое знание и понимание основ христианской веры в сочетании с критичностью мысли и внутренней свободой являют собой непреодолимое препятствие для любых попыток закабаления человека, втягивания его в секты и иные тоталитарные системы. Следует отметить, что наличие даже не всех трёх характеристик в комплексе, а лишь одной из них значительно повышает для человека риск быть втянутым в секту. Различаются лишь способы и результаты входа в религиозную организацию. Так, неверующие, но ответственные и критически мыслящие люди, войдя в секту, достаточно быстро достигнут там руководящих должностей. В то же время глубокая вера, лишённая критичности мышления и ответственности, может привести человека к внутрицерковному сектантству.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.