Ищите Бога: новая встреча с древней Грецией

Для справки: Архимандрит Сергий (Акимов), ректор Минской духовной академии. Родился в 1973 г. в Бобруйске. В 1995 г. окончил Минскую духовную семинарию, в 1999 г. — СанктПетербургскую духовную академию, в 2013 г. ― Общецерковную аспирантуру и докторантуру им. святых Кирилла и Мефодия, доктор богословия (2013), доцент.

Продолжение. Начало в №1(53), 2(54), 3(55) 2014.

Наше путешествие по Греции продолжилось посещением древних городов ― Дельф, Коринфа и Эпидавра.

В античной Греции Дельфы играли немалую объединяющую роль, поскольку в них располагалось одно из самых важных общегреческих святилищ. Древние греческие племена, стремившиеся к независимости друг от друга, тем не менее вступали в союзы, центры которых находились там, где были особо почитаемые этими племенами святилища. Такие союзы, которые защищали общее святилище, называют амфиктионией. Одним из таких союзов был дельфийский союз. Библеисты часто сравнивают с дельфийским союзом объединение древних еврейских племен (колен), духовным центром которых был тот населенный пункт, в котором пребывала Скиния (Ковчег Завета).

В древних Дельфах был почитаемый греками оракул Аполлона. Жрица Пифия, сидевшая на треножнике над расселиной у храма Аполлона, давала ответы на вопрошания людей. А рядом с храмом Аполлона, по их представлению, находился Пуп Земли (по греческой мифологии, Зевс выпустил с краев света двух орлов, которые встретились в Дельфах). В Дельфах проводились знаменитые Пифийские игры, вторые по значимости после Олимпийских игр, включающие спортивные, музыкальные и поэтические состязания. Статус духовной столицы эллинского мира помог Дельфам стать и значимым кредитным центром. Обращения к оракулу и проведение игр были прекращены после указов императора Феодосия Великого в конце IV века, который утвердил христианство в качестве государственной религии.

Между прочим, именно из Дельф происходит знаменитая змеиная колонна, которую император Константин Великий перенес в Константинополь, и которую до сих пор можно видеть на древнем ипподроме в историческом центре Стамбула. В 5 веке до Р. Х. эта колонна была принесена в дар дельфийскому святилищу в честь победы греков над персами при Платеях.

Мы направлялись в Дельфы с севера страны, зримо наблюдая изменения климата. После голых деревьев севера было приятно увидеть свежую весеннюю зелень и весеннее цветение центральной Греции. В Дельфы мы приехали к закату, успев полюбоваться со склонов Парнаса видом на Коринфский залив. В маленьком городке была непривычная тишина и безлюдье – туристический сезон только начинался. Приятные воспоминания об уютных улочках с гостеприимными лавками и торговцами, готовыми уступить редким посетителям свой товар за полцены, до сих пор не оставляют меня.

Археологическую зону и музеи Дельф мы осмотрели утром. Это была встреча с той самой Древней Грецией, которая будоражила мое детское воображение, и которая была знакома по фотографиям альбомов по искусству. Остаткам древностей, среди которых можно было видеть греческие, римские, христианские постройки, не уступали и природные декорации – горы, долины, свежая трава, цветущие деревья. Дельфы подарили встречу с той идеализированной Грецией, которая многими считается юностью европейской цивилизации.

Покидая Дельфы, мы посетили Кастальский источник, который, как были уверены древние греки, давал вдохновение музыкантам и поэтам. Современные церковные певчие при упоминании названия этого ключа неизменно вспоминают имя известного композитора и дирижера Александра Кастальского.

По дороге из Дельф на Афины невозможно не полюбоваться снежными вершинами горы Парнас, возвышающейся над уровнем моря почти на две с половиной тысячи метров. На ее склонах в древности устраивали свои знаменитые бесчинства поклонники языческого культа Дионисия. Гора Парнас, по греческой мифологии, послужила пристанищем древнегреческого Ноя, Девкалиона, став местом рождения нового человечества – из камней, брошенных спасшимся от потопа Девкалионом, возникали мужчины, а из камней, брошенных его женой Пиррой – женщины. В наше время Парнас известен своими горнолыжными курортами. C неохотой покидая восхитительные окрестности Парнаса, мы направились в сердце Греции – на полуостров Пелопоннес, где нас ждали Афины, Эпидавр, Микены.

Первая встреча с Афинами была мимолетной. Мы остановились на ночлег в отеле на берегу моря на окраине города, население которого вместе с пригородами приближается к четырем миллионам человек. Современная столица Греции вне ее исторической центральной части едва ли производит приятное впечатление. Бесконечные малоэтажные кварталы с теснящимися друг к другу домами, между которых то и дело встречаются купольные своды церквей, напомнили мне множество других восточных городов с такой же плотной невысокой застройкой, где взгляд может остановиться разве что на зданиях мечетей с высокими минаретами. Фасады домов, расчерченные бетонными плитами балконов, могут показаться даже не очень опрятными. А пустые плоские поверхности современных построек нередко привлекают любителей нанесения граффити.

Таковы современные Афины, которые впитали в себя более трети населения страны, и которые стали приютом для греческих переселенцев из Малой Азии. Любителям древних Афин, греческой классики волей-неволей приходится мириться с новым городом, размышляя о том, что кварталы пригородов древних греческих городов едва ли выглядели более привлекательно.

Переночевав в гостинице, мы направились на Пелопоннес, у границы которого нас ожидало запоминающееся зрелище – знаменитый Коринфский канал, пробитый в известняке узкого перешейка (его ширина составляет 6 км), отделяющего полуостров от материка. Открытый в 1893 году, канал существенно улучшил водное транспортное сообщение, соединив Коринфский залив Ионического моря и Саронический залив Эгейского моря. Построить подобный канал мечтал еще в 7 веке до Р. Х. один из семи греческих мудрецов Периандр. Канал производит особое впечатление. Его ширина – всего 23 м, высота до уровня воды – 90. Глядя в воды, зажатые отвесными известняковыми скалами, отражающие небесную синь и сливающиеся вдали с небесным горизонтом, ловишь себя на ощущении, что канал словно насквозь прорезает земную поверхность, открывая для просмотра небеса с обратной стороны земли. От этого необычного вида было сложно оторваться.

Недалеко от канала расположены руины знаменитого греческого города Коринф, который прекрасно знаком и близок сердцу каждого христианина. Увы, древний город не пощадили ни время, ни природа: его неоднократно разрушали землетрясения. От славного города остались только камни. Но по эти камням мог ступать апостол Павел, они могут помнить и слова его вдохновенной проповеди. Здесь разгневанные этой проповедью иудеи требовали от римской власти устроить расправу над апостолом. Общине Коринфа святой апостол Павел написал вошедшие в канон священных новозаветных книг два послания, в первом из которых звучат слова о христианской любви, покоряющие своей силой не одно поколение людей:

«Если я языками человеческими говорю и ангельскими, но любви не имею, — сделался я медью звучащею и кимвалом звенящим. И если я имею пророчество и постигаю все тайны и всё знание, и если имею всю веру так, чтобы и горы переставлять, но любви не имею, — я ничто, и если я раздам всё имение мое, и если предам тело мое на сожжение, но любви не имею, — нет мне никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует любовь, не ревнует, любовь, не кичится, не надмевается, не поступает бесчинно, не ищет своего, не раздражается, не ведёт счёт злу, не радуется неправде, но сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, на всё надеется, всё переносит. Любовь никогда не кончается. А пророчества? они будут упразднены; языки? они прекратятся; знание? оно будет упразднено. /…/ Но теперь пребывают вера, надежда, любовь, эти три, но большая из них любовь (1 Кор. 13:1-8,13).

Переехав по мосту через Коринфский канал, мы направились в Арголиду. Проезжая по извилистым горным дорогам, проходящим по хвойным лесам, можно было наслаждаться красивыми видами на море, уютными заливами и гостеприимными бухтами, в некоторых из которых располагаются рыбоводческие хозяйства. Календарь говорил о том, что на дворе царствует зима, начало февраля. Но перед нами было почти безоблачное небо, сливающееся на горизонте с невозмутимой гладью морских вод, зеленые горы и теплый воздух, которого на покрытой снегами родине нам еще предстояло ожидать четверть года.

Первым в Арголиде мы увидели древний Эпидавр. Эпидавр был знаменит своим святилищем бога врачевания Асклепия, благодаря которому он являлся одним из важнейших античных паломнических центров. У святилища Асклепия искали исцеления от болезней тысячи больных. Получая просимое, они оставляли после себя памятники с изображением исцеленных органов и с описаниями чудесных исцелений. Некоторые из подобных памятников можно и сегодня видеть в местном музее. Рядом со святилищем в древности был построен огромный санаторный комплекс, о значительных масштабах которого напоминают сохранившиеся руины построек. Больных лечили особым питанием, водными процедурами, прогулками, физическими упражнениями, сном на свежем воздухе.

В не меньшей степени Эпидавр знаменит и своим театром, в котором ставились представления, рассказывающие об Асклепии. Театр вмещал около 14 тысяч зрителей, занимая среднее место между виденными мной прежде театром в Эфесе на 20 тысяч и театром в Пергаме на 10 тысяч человек. Театр отличается хорошей сохранностью и превосходной акустикой. Каждый год в нем проходит фестиваль античной драмы. В верхних рядов театра открывается приятный вид на окрестности.

К сожалению, остальные древние постройки Эпидавра дошли в крайне плохом состоянии. Можно видеть главным образом только фундаменты зданий. Впрочем, природная красота этого места компенсирует плохую сохранность построек, которые все-таки пытаются воссоздать современные реставраторы.

После Эпидавра нас ждали знаменитые Микены, имеющие немалое значение не только для истории древней Греции, но, как ни странно, и для ветхозаветной библейской истории.

Направляясь в Микены, вспоминая некогда священные для греков камни Дельф и Эпидавра, я невольно задумался над тем, какие черты характера античного греческого народа проявились в почитании святилищ этих мест. Дельфы свидетельствовали о его сильной жажде божественного откровения, Эпидавр – о понимании необходимости божественного врачевства. И откровение, и врачевство греки обрели в первом веке, когда землю Эллады огласила апостольская проповедь. Евангельская весть, как подлинное и чаемое Божественное Откровение сообщила грекам об истинном Враче душ и телес, Божественном Спасителе – Иисусе Христе. Верность этой вести позволила греческому народу пройти сквозь столетия, преодолев самые тяжелейшие испытания.

Продолжение следует.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.