Как подготовиться к венчанию?

Для справки: Священник Иоанн Кононович, кандидат богословия. Родился в 1981 г. В 2003 г. окончил Гродненский государственный аграрный университет, в 2008 г. ― Минскую духовную семинарию, в 2011 г. ― Минскую духовную академию. Проходил обучение на богословском факультете Тюбингенского университета (Германия), в Институте православного богословия Шамбези (Швейцария). Преподаватель Минских духовных академии и семинарии. Клирик Трехсвятительского храма Минской духовной семинарии. Женат. Воспитывает сына.

Так в чем же подлинный смысл церковного бракосочетания и как необходимо правильно готовиться к Венчанию?

Среди церковных таинств два в наши дни являются наиболее известными и популярными – Крещение, которое часто совершается как дань традиции, и Венчание, призванное как красивый старинный обряд украсить свадебное торжество.

И вот когда люди подходят к Венчанию не понимая значения этого Таинства, а просто стремятся совершить торжественный обряд и при этом получить «дополнительную гарантию» успешности своего брака, рождаются такие советы, которые можно прочитать на свадебных сайтах: «Если регистрация и Венчание не в один день, то подвенечное платье в храм надевать не обязательно…». Интересно, как же тогда это платье будет называться?

Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

В этом определении, взятом из Православного Катехизиса, говорится о том, что свободный союз мужчины и женщины благословляется Богом и из двух разных людей рождается новая семья. «Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует», свидетельствует Климент Александрийский.

Вот только по учению Православной Церкви происходит это соединение не автоматически, в силу того, что священник правильно совершил Таинство. Для того, чтобы благодать Божия смогла создать одно целое из двух разных людей необходимо чтобы она была достойно принята. Господь является гарантом единства семьи тогда, когда люди сами стремятся это единство поддержать. А если люди не готовы потрудиться для своего счастья, то даже если бы над молодыми совершить несколько Венчаний, нельзя винить Господа в разводе.

Внутренняя подготовка к таинству Венчания должна быть схожей с подготовкой к другим таинствам Церкви. Некогда Венчание чаще всего совершалось непосредственно после Литургии на которой причащались молодые. Если кто-то решает поступить именно так, то подготовка к Венчанию подразумевает пост и подготовку к Причастию.

Большинству же пар, которые венчаются в не связанное с Литургией время, Церковь рекомендует поисповедоваться и причаститься заранее. Очень хорошо если исповедуются жених и невеста у того священника который их будет венчать, тогда в слове на Венчании он сможет сказать не какие-то абстрактные пожелания, а дать совет необходимый именно им. Исходя из подобных соображений опытные духовники рекомендуют супругам и в дальнейшем обоим исповедоваться у одного священника. Так преподобный Паисий Святогорец говорит, что муж и жена, имеющие одного духовника, будут подходить друг другу как две доски, обработанные одним инструментом.

Если нет возможности, либо желания, исповедоваться у того священника, который будет венчать, Исповедь и Причастие важны для молодоженов потому, что именно через эти Таинства человек очищается и приближается к Богу, а близость к Богу является гарантом близости друг к другу. А со священником, который будет венчать, нужно побеседовать заблаговременно, во время этой беседы можно будет оговорить все детали предстоящего события.

В рамках подготовки к Венчанию жениху и невесте будет полезным познакомиться с теми текстами и молитвами, которые звучат во время священнодействия. Впрочем, и «сшедшимся в радость сию», как называет Церковь гостей, было бы неплохо иметь об этом представление.

Приведем несколько особенно важных и полезных примеров.

Все прекрасно знают, что муж является главой семьи. Говоря об этом, всегда вспоминают и слова из послания святого апостола Павла к Ефесянам: «…а жена да боится мужа» и слова молитвы: «и дай … этому рабу Твоему быть во главе жены». Но вот редко кто вспоминает слова, которые следуют далее в этой же молитве. Вот слова этой молитвы: «…Сам и ныне, Владыка Господи, Боже наш, ниспошли благодать Твою небесную на этих рабов Твоих, (имя) и (имя): и дай рабе сей во всем повиноваться мужу, и этому рабу Твоему быть во главе жены, чтобы пожить им по воле Твоей…». Вот какая иерархия предполагается в семье – не произвол мужа, но управление своей домашней церковью по воле Божией. Иными словами муж и жена должны стараться воспитывать свою волю через послушание воле Божией.

А вот еще одно замечательное место, относится оно к родителям молодых. В этой же молитве есть такие слова: «помяни, Боже, и воспитавших их родители; так как молитвы родителей утверждают основания домов». Так вот какая поддержка в первую очередь важна для молодой семьи – не финансовая помощь, вложенная в фундамент нового дома, не советы и передача своего, не всегда подходящего для молодых, жизненного опыта, но молитва родителей о благополучии своих детей, молитва чтобы Господь сердцеведец Сам сохранял и направлял молодую семью.

В молитвах Венчания четко говорится о том, что сочетание мужа и жены находится во власти Бога. В связи с этим нужно пояснить, что когда священник в ходе венчания благословляет молодых, он произносит не слова: «…славою и честию венчаю я…», но слова: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я», где «я» ― это местоимение в церковнославянском языке эквивалентное русскому «их». То есть священник молит Господа обвенчать стоящих перед ним. Как говорится об этом в другой молитве: «От Тебя сочетается мужу жена…». Именно Господь Своею властью соединяет во едино двух разных людей и дарует им то единство, которое само может стать источником новой жизни. Только Бог имеет власть над жизнью.

Кроме текстов молитв, Таинство Венчания исполнено символами. Центральным среди них является символ венцов. Венцы, которые символизируют славу и честь молодоженов, исполнены и другого смысла. Первое упоминание о венцах в ходе таинства мы встречаем в тексте во второй молитве на Венчание, где упоминаются венцы сорока мучеников. Таким образом венцы молодых это в том числе и символ мученичества, символ труда по преодолению самого себя, по терпению немощей друг друга, того труда, который в силу своего постоянства и в виду требуемых усилий сопоставляется с мученичеством.

Символизируют венцы также величие и радость торжества молодой семьи. Величие момента, когда каждый из молодоженов свидетельствует перед Господом добровольность и сознательность своего отказа от эгоистического одиночества и свидетельствует о решимости преодолеть самого себя в единении с другим, не угнетая и подчиняя его себе, но уважая и ценя его. Особенно красиво эта мысль почтения жениха и невесты друг к другу выражается в уже упомянутом нами апостольском чтении. Святой апостол Павел сравнивает отношения мужа и жены с отношениями Христа и Его Церкви. Как Христос возлюбил Церковь, что отдал Себя на смерь для того, чтобы освятить Ее и представить святой и непорочной. Так и мужей призывает апостол прилагать свои усилия, чтобы позаботиться о жене. Далее апостол напоминает о той теснейшей связи, которая возникает между мужем и женой. Он, подтверждая мысль о том, что два человека сочетаются в одно тело, поясняет, что, относясь с почтением к жене, муж питает и греет свое тело.

Очень поучительно об отношениях мужа и жены говорит святитель Иоанн Златоуст. Когда к нему пришел какой-то муж и стал жаловаться на нестроения с женой, святитель напомнил ему слова апостола, который учит, что и тела супругов не находятся более в единоличном распоряжении каждого из них, но принадлежат друг другу. Так, если тела супругов находятся во взаимном владении, как можно делить вещи окружающие их, говорит Златоуст.

Тот же святой называет и лекарства от других семейных нестроений: уделяй жене должное внимание ты, и она не будет искать этого внимания у других, радуй ее ты, и она не будет искать других радостей.

Вот именно в знак таких взаимных трудов жених и невеста получают венцы во время совершения таинства Венчания.

Немного о практической стороне вопроса. Сейчас чаще всего венцы над молодыми держат либо свидетели, либо кто-то из гостей. Более древняя традиция – возлагать венцы прямо на головы венчающихся. В некоторых храмах такая практика существует и в наши дни. Если же принято решение что кто-то будет держать венцы, то следует знать, что эти люди не становятся активными участниками таинства (в отличии от крестных в Крещении), они выполняют сугубо техническую функцию. Поэтому особых требований Церковь к ним не предъявляет. Единственное – они должны быть православными.

Кроме венцов в таинстве есть и другие символы. Так, общая чаша вина, предлагаемая молодоженам, символизирует радость и горечь, которые муж и жена должны будут делить между собою. Сходную мысль об общем делании несет и совместное хождение вокруг аналоя с иконами в центре храма. Это хождение, которое совершается под торжественные песнопения, означает духовную радость и общее торжество брачующихся и Церкви о совершаемом союзе. То, что хождение совершается трижды, знаменует призыв Святой Троицы во свидетельство истинности взаимных обещаний.

Вручение колец, которое совершается в ходе обручения, символизирует вечность и заключаемого союза, в котором кольца являются залогом верности.

Важным элементом Венчания являются и вопросы, которые священник адресует сначала жениху, а затем невесте. Он спрашивает, имеют ли молодые доброе, непринужденное и свободное желание на этот союз, а также задает вопрос: «Не обещался ли иной жене?» («Не обещалась ли иному мужу?»). Сам по себе этот вопрос подразумевает не только формальное обещание другому или другой, но также означает: не вступали ли молодожены в отношения и незаконную связь с другой женщиной или с другим мужчиной, которая бы налагала на них определенные нравственные и семейные обязанности.

То что создается в Венчании, то единство к которому призваны люди, вступающие в брак, в традиции Церкви принято называть малой, либо домашней Церковью. Именно поэтому в семье предполагается наличие главы – мужа, который в своем руководстве должен брать в пример отношение Христа к Церкви.

Но малая Церковь это не только внешнее сходство с большой христианской общиной. Задача как Церкви вообще, так и домашней Церкви в частности – ведение ко спасению. Вот это ведение ко спасению – совершенствование в любви и смирении, ограждение от соблазнов и зла этого мира является первостепенной задачей христианского брака.

Бог соединяет двух людей для того, чтобы они помогли друг другу достичь вечности и поэтому, с точки зрения Православной Церкви, союз мужа и жены является переходом из временной жизни в вечную. Иными словами, это еще одно подтверждение того, что любовь побеждает смерть. В этом смысле первый брак является наиболее ценным с точки зрения Церкви, и хотя Она благословляет второй брак и разрешает третий, но лишь как средства к избежанию большего греха. Именно поэтому в последовании о второбрачных кроме молитв-благословения есть и покаянные молитвы.

Но в последовании Венчания, совершаемого над вступающими в брак впервые (кстати, так венчают и пары, в которых даже один создает семью в первый раз) все молитвы и песнопения исполнены радостью. Эта радостьобъединяет молодых, их родных и близких, а также всю Церковь.

И молодым людям, которые создают семьи, всегда желаю, чтобы они постарались запомнить те чувства, которые их наполняют в день свадьбы: те трепет и радость, с которой они ждали встречи друг с другом именно в этот день, то чувство нежности, с которым они держали руки друг друга во время хождения вокруг аналоя, то единство, в котором в этот день они стояли в центре храма на глазах всех людей и, главное, перед Господом Богом. Это нужно для того, чтобы поддерживать силы в терпении тех житейских трудностей, с которыми непременно связана совместная жизнь.

Очень здорово если муж и жена смогут вынести из храма не только иконы, свечи, охапки цветов, радость и свидетельство о венчании, но прежде всего осознание того, что они перед лицом Бога не только дали обеты взаимной верности, но и будут жить всю последующую жизнь. Память о том, что семья ― это не только муж, жена и дети, но это муж и жена, соединенные в Боге, и дети, которых дал им Бог, вот эта память поможет выстраиванию правильных отношений в семье.

А еще можно сказать, что у семьи получится все сделать вместе в том случае, если у них получается вместе молиться. Ведь каждая совместная молитва ― это некое воспоминание о Венчании, где с общей молитвы, с первого семейного молитвенного стояния перед Богом, началась новая семья.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.