Как узнать настоящую любовь?

Для справки: Профессор протоиерей Сергий Гордун, кандидат богословия. Родился в 1959 г. в Кобринском районе. В 1981 г. окончил Минский государственный педагогический институт иностранных языков (факультет английского языка), в 1984 г. – Московскую духовную семинарию, в 1987 г. – Московскую духовную академию. С 1989 г. преподает в Минских духовных школах, профессор Минской духовной академии, заведующий кафедрой библейских и церковноисторических дисциплин Института теологии БГУ. Клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска. Женат, воспитывает 5 детей.

Темы взаимоотношений мужчины и женщины, создания семьи, таинства Венчания всегда вызывает множество вопросов. Сегодня на них отвечает профессор Минской духовной академии протоиерей Сергий Гордун, отец пяти детей.

Как отличить настоящую любовь от мимолетного увлечения?

Прежде всего, не надо торопиться вступать в брак, если есть сомнение, настоящая ли это любовь или мимолётное увлечение. Увлечение быстро проходит. Надо общаться, вместе что-то делать, обсуждать прочитанные книги, просмотренные фильмы или телепередачи. Надо обращать внимание на то, как твой друг (или подруга) общаются с другими, в том числе с близкими родственниками. Тогда человек более полно раскрывается и постепенно становится ясно, насколько глубоки ваши взаимные чувства.

Как узнать, от Бога ли мой избранник/моя избранница?

Обязательно надо просить Бога, чтобы Он это открыл. Очень полезно молиться вместе, посещая, если возможно, один и тот же храм. Хорошо, если оба исповедуются регулярно у одного и того же духовника. Если священник хорошо знает их обоих, то может что-то подсказать.

Можно ли сразу не венчаться, а пожить так?

Ни в коем случае. Потому что нельзя позволять себе грех. Можно дружить, общаться, встречаться, но ни в коем случае не позволять себе интимных отношений до брака. Можно и нужно думать, подходим ли мы друг другу, готовы ли быть вместе всю жизнь. И только тогда, когда такая решимость есть – можно вступать в брак, то есть расписаться и повенчаться. И тогда начинать жить семейной жизнью.

Какая ответственность за венчание? Правильно ли, что люди говорят: «это слишком большая ответственность, поэтому я пока венчаться не буду».

Современное чинопоследование церковного бракосочетания состоит из двух частей: обручения и венчания, т.е. таинства благословения брака. И вот в храме, совершив обручение, священник сначала жениху, а потом невесте торжественно задает примерно такой вопрос: «Имеешь ли ты произволение доброе и непринужденное и крепкую мысль (т.е. решимость) вступить в брак с этим человеком?» И должен последовать ответ сначала жениха, а потом невесты: «Имею». Вот здесь и идет речь об ответственности. Молодые люди свидетельствуют, что они сознательно и свободно приняли твердое решение вступить в брак, т.е. соединиться в одно целое, создать семью. Хочу обратить внимание, что это происходит до венчания, а не после него. И люди берут на себя ответственность друг за друга не во время венчания, а тогда, когда принимают решение вступить в брак. И, собственно говоря, вот это торжественное обещание верности друг другу, которое дается в храме перед венчанием, это ведь по сути повторение того .что уже было сказано, только другими словами. Когда он ей сказал: «Выходи за меня замуж», а она ответила: «Да, я согласна» ― разве они не выразили обоюдное желание создать семью? Разве они не дали тем самым обещание верности друг другу? И хотя это было сказано не в храме, разве Бог этого не видел и не слышал? Все, что мы делаем и что говорим, Бог видит и слышит! И поэтому за все слова наши и действия мы несем ответственность перед Богом. Помните, Господь однажды сказал, что «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). Что значит «праздное слово»? Просто пустая шутка? Не только. Заглянем в «Греческо-русский словарь Нового Завета». Прилагательное, употребленное здесь – argos – имеет в первую очередь значение «бездеятельный». Следовательно, rima argos (слово праздное) – это слово, не подкрепленное делом, другими словами, безответственное слово. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Праздное слово есть слово, несообразное с делом, ложное, дышащее клеветой…». И за всякое такое слово, где бы оно ни было сказано – в храме или вне храма – мы будем отвечать перед Богом. Итак, ответственность при вступлении в брак возникает не во время венчания, а во время принятия нашего решения вступить в брак. Конечно, если вдруг случится так, что до заключения брака и начала интимных отношений кто-то из двух передумает и брак не состоится, то ответственность за несостоявшийся брак будет меньшей, но она все равно будет. Поэтому, кстати, перед венчанием священник задает жениху и невесте еще один вопрос: не обещал ли уже кто-нибудь из них вступить в брак с кем-то другим. В ответ жених и невеста заверяют священника, что таких обещаний ни никому никогда не давали. А если давали, что тогда? Тогда следует глубоко раскаяться в своем легкомыслии, попросить прощения у того, кому дано было обещание, исповедать этот грех в таинстве Покаяния и тогда уже можно принимать решение о вступлении в брак с другим человеком.

Высказанное мною мнение о том, что ответственность за брак наступает до венчания, я хотел бы еще подкрепить авторитетом глубочайшего знатока православного богослужения профессора Михаила Николаевича Скабаллановича (1871-1931). Он писал, что волеизъявление жениха и невесты – это не только решающий момент в нехристианском браке, но и в христианском браке оно – главное условие для телесного (естественного) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным. Именно поэтому Церковь и заявляет, что брак, заключенный в соответствии с государственными законами, является браком, а не блудным сожительством.

Тогда какое же значение имеет церковное венчание, если брак действителен и без него? Может быть, можно обойтись и без венчания? Венчание – это священнодействие, освящающее брак, это молитва, призывающая благословение Божие на брак, на семью, на рождение и воспитание детей. Да, конечно, венчание подразумевает и подчеркивает взаимную ответственность супругов друг за друга, за созданную ими семью. В молитвах венчания молодым напоминаются слова Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Но сочетание происходит тогда, когда дается обещание верности друг другу, а та благодать (сила Божия), которая дается во время венчания, укрепляет брак и помогает новобрачным жить в браке ответственно.

Почему семья – на всю жизнь? А если мы не сойдемся, не сможем ужиться друг с другом?

У автомобилистов есть очень простое правило: не уверен – не обгоняй. А кто нарушает это правило, тот знает, чем он рискует. Здесь тоже самое: если вы не уверены, что сможете быть вместе до конца – не вступайте в брак. А если все же решились, то даже не допускайте мысли, что не уживетесь. Надо уживаться, а если не получается, просить у Бога сил, просить помощи. И помнить, что нельзя разрушать то, что Бог сочетал.

Как понимать призыв апостола Павла: «Любить своих жен как свои тела»?

Мне кажется, это выражение «как свои тела» ― апостол употребляет, чтобы всем было предельно ясно, как нужно любить свою жену. Вот если бы апостол сказал, что жену нужно любить, как свою душу, то многим было бы непонятно, потому что о душе своей многие не заботятся и не знают, как это делать. А вот о теле своем заботятся все. Мы ежедневно насыщаем его пищей, содержим в тепле, заботится о том, чтобы пища была полезной и вкусной, а одежда – красивой и удобной. И делаем мы это постоянно, без перерывов и выходных. Во так каждый из нас, мужчин, должен заботиться о своей жене, потому что мы оба составляем одно целое. А если я и моя жена – это одно целое, единое тело, то о ней я должен заботиться так, как о самом себе. Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский дальше развивают эту мысль апостола Павла. Они предостерегают мужа от попытки пренебрегать заботой о жене по причине какихлибо ее недостатков: да, недостатки могут быть, но ведь если у кого на теле есть недостаток, например, вывихнутая рука, хромая нога или поврежденный глаз – разве мы не заботимся о нашем теле и в этом случае? Скорее, наоборот: появляется на теле какое-то повреждение – и мы проявляем тогда еще большее внимание и заботу по отношению к своему телу. Вот так и жена пусть всегда будет чувствовать внимание и заботу мужа.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.