Крестное знамение: а кто его боится?

Для справки: Дмитрий Бровушкин. Родился в 1992 г. В 2010 г. окончил СШ №6 г. Солигорска. Студент 5-го курса Минской духовной семинарии.

Недавно, перечитывая роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», заметил очень интересный эпизод. Момент, когда буфетчик из Варьете возвращается в проклятую квартиру, чтобы поменять «фантики» на настоящие деньги. После беседы с Воландом, Андрей Фокич обнаруживает, что его снова обманули, и вместо своей собственной шляпы он держит в руках бархатный берет с петушьим пером. Он его перекрестил. И что происходит дальше? Берет превращается в чёрного кота, который расцарапал лицо буфетчику и прыгнул вверх по лестнице. Андрей Фокич ― человек, далеко не праведный, но всё же крестное знамение, совершаемое с молитвой и надеждой, оказывается, как минимум неприятно, для члена свиты Воланда. Почему?

Ответ на этот вопрос содержится в самом крестном знамении. Все верующие знают, что на Кресте пострадал и умер Сам Господь Иисус Христос. Отдав Свою жизнь и принеся Себя в жертву за грехи всего человечества, Спаситель на третий день Воскрес! Тем самым Он победил саму смерть, ад и грех. Именно поэтому в праздник Пасхи, который мы именуем праздником всех праздников и торжеством из всех торжеств, приветствуя друг друга восклицаем: «Христос Воскрес»! Он Воистину Воскрес и даровал нам Спасение – возможность соединиться с ним в Царстве вечной Славы после окончания нашего земного пути. Зная это, мы особым образом почитаем Крест – Жертвенник, на котором и была принесена эта величайшая жертва.

История Крестного Знамения

Крестное знамение почиталось с самых первых веков существования Церкви Христовой. Так в конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «Путешествуя, и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь, при всём, что мы делаем – мы должны осенять свой лоб крестом». Из этих слов мы видим, что первые христиане крестились не таким образом, какой есть сейчас. Они крестились одним пальцем, причём делали это в основном на лобной части головы. Как появилась такая традиция?

Первыми, кто воспринял Святое Благовестие, были иудеи. Поэтому именно иудаизм значительно повлиял на развитие внешних форм богопочитания христиан. Во времена жизни Христа и апостолов в иудейском богослужении существовал обряд начертания имени Божия на челе (чело – «лоб»). Опираясь на текст из книги пророка Иезекииля (Иез. 9:4), древние иудеи считали, что тот, у кого на челе будет написано имя Божие, того минует Его гнев. Поэтому, собираясь на богослужение в синагогу, они во время молитвы, чтения Священного Писания писали у себя на лбу имя Божие, которое выражалось в начертании первой и последней букв еврейского алфавита – «алеф» и «тав». Это означало, что Он является полнотой всех мыслимых совершенств, которые можно выразить словами. Человек, имеющий на челе имя Божие – всецело отдал себя Богу, посвятил себя Ему и живет согласно Закону Божию. Со временем, ради упрощения этого символического действия, они стали изображать одну лишь букву «тав», которая имела форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. Для христиан той эпохи изображение креста на своем челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу, но и напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. С течением времени христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием.

Приблизительно к IV веку верующие стали осенять крестом все свое тело. Так появился известный нам «широкий крест». Однако, как и в первые века, в это время сохранялось единоперстное наложение креста. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю — постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом». Из этих слов преподобного Ефрема мы видим пример для нас, христиан XXI века. Если мы хотим посвятить всю свою жизнь служению Господу Иисусу Христу, то и Крестом Его можно, и даже нужно освящать всю нашу жизнь, всё что нас окружает.

Но, возвращаясь в ход истории, следует сказать, что тогда, в IV веке, на Востоке возникло ложное учение, которое вошло в историю под названием монофизитства – от двух греческих слов: «монос» ― один, и «физис» – природа, естество. Это ложное учение, или как мы обычно говорим «ересь», признавала в Иисусе Христе только одну природу – Божественную, отсюда и название ереси ― монофизитство. Для того, чтобы упразднить это лжеучение созывались Православные соборы, на которые, по возможности, прибывали священнослужители со всего мира.

Тогда же православные христиане чтобы показать истинное учение, стали креститься двумя пальцами, символически указывая, что Христос был как истинным Богом, так и истинным Человеком. Такое крестное знамение окончательно утвердилось уже к IX веку, но не перестало видоизменяться.

Приблизительно в XII веке на Востоке — в Константинополе, Александрии, Антиохии, Иерусалиме и Кипре — двуперстное крещение было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный характер. Однако, двуперстие «роднило» православных христиан с другой ересью ― несторианства, последователи которого также употребляли двуперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные начали осенять себя троеперстным крестным знамением. С тех пор крестное знамение символизирует не только крестную жертву Спасителя, но и две главные вероучительные истины. Так, три сложенных вверху пальца символизируют почитание Пресвятой Троицы, а два, сложенные снизу – две природы в Иисусе Христе. На Руси, осенять себя тремя пальцами начали только в XVII веке во время реформ патриарха Никона. Вот такой сложный и долгий путь преодолел такой простой, но очень глубокий по смыслу символ богопочитания.

Нательный крест

Теперь давайте обратим внимание на современность. Где мы можем увидеть крест? Многие сразу же ответят: на куполах храмов, на кладбищах, на перекрёстках, на въездах и выездах селений, в домах. Безусловно, всё это верно. Но мне хотелось бы обратить внимание на то, что ближе всего к груди христианина – это нательный крест. Зачем он нужен, спрашивают люди, если Господь и так всегда с нами? Вопрос не совсем верный, так как крестное знамя надо не Богу, а человеку. Конечно, строго говоря, принудить Вас носить нательный крестик никто не может. Изначально таких крестиков и не было, в первые века христианства, по крайней мере. Традиция ношения крестиков довольно поздняя. Она связана с таинством Крещения, во время которого крест возлагается на крещаемого как исполнение слов Господа Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Марка глава 8, стих 34). Принимая этот крест, новокрещённый берёт на себя определённые обязательства – жить так, как учит Христос, а крест, как напоминание искупительной жертвы Спасителя не даёт ему забыть о своём обещании. Но кроме этого, крестное знамение ещё и хранит человека, его тело и душу на протяжении всей его жизни от врагов как видимых, так и невидимых. Поэтому носить образ креста необходимо постоянно. На Руси, даже заходя в баню и снимая металлический крестик, сразу одевали деревянный, чтобы даже на короткое время не остаться без креста.

Суеверия

Однако, мне хотелось бы предостеречь и от некоторых суеверий, связанных с нательным крестом. Например, многие смущаются тем, что их крестик быстро зеленеет или темнеет. Никакой связи такого явления с духовным состоянием человека быть не может. Причина заключается в окислительных реакциях или в невысоком качестве материала, из которого сделан крестик. Также я встречал такое мнение, что нельзя поднимать с земли крест, так как на него могли навести порчу или сглаз. Мысль эта абсурдна сама по себе, потому что таких явлений как порча не существует, а даже если и существовали бы, то как можно таким образом использовать орудие победы над адом и грехом? Никак.

Как правильно креститься?

Из мира наших церковных суеверий хочется выделить особую область, отвечающую на вопрос: «Как правильно креститься?». И действительно, зайдёшь в храм, а там один крестится медленно, оставляя руку на несколько секунд то на голове, то на животе и т.д. Другой наоборот, желая успеть за каждым прошением диакона, крестится быстро, едва успевая делать поклоны. Кто прав, кто виноват? Ещё в IV веке cвятитель Иоанн Златоуст, отвечая на подобный вопрос, о крестном знамении говорит следующее: «Не просто начертывай его перстным осенением, но с усердием и с многой верой». Что это значит? Мне кажется, что знамение креста, как и любая другая святыня, «требует» благоговейного отношения. А следовательно, не может быть никакой спешки, но и слишком медленно тоже не следует креститься. Как любят повторять священнослужители, всё должно быть благообразно и по чину. То есть в вопросах внешнего богопочитания должна быть золотая середина. Не должно быть никаких крайностей.

В чём разница традиций Православной и Католической Церкви в нанесении крестного знамения?

Мне хотелось бы с вами поделиться одним моментом из своего детства. В те беззаботные годы, когда я даже и подумать не мог, что когда-то буду учиться в семинарии, я активно увлекался футболом. Ездил на различные соревнования, побывал во многих городах нашей Родины. И помнится мне, как мои сверстники, выходя на газон стадиона перед игрой крестились. Причём одни крестились поправославному(таких было совсем мало), а другие так, как видели по телевизору от своих кумиров — футболистов, то есть по католической традиции – слева направо пятью пальцами. И тогда меня это различие в традиции Востока и Запада заинтересовало. Так в чём же разница? Для начала, необходимо отметить, что в свое время и католики крестились – или, во всяком случае, могли креститься – справа налево. Вот что писал по этому поводу папа Иннокентий ІІІ (1161—1216): «Креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы… Некоторые, однако, крестятся слева направо, ибо мы должны перейти от нищеты к славе, подобно тому как Христос перешел от смерти к жизни и из ада в рай». Но в первую очередь они поступают так для того, чтобы крестить себя и других одним и тем же образом. Ведь получается, что мы крестимся справа налево, а когда осеняем крестом других, то чертим крест слева направо. Католики же, чтобы избежать такого «несоответствия» стали креститься слева направо так же, как и при благословении. Однако по внимательном размышлении ясно, что на самом деле мы чертим крест также и на других справа налево, потому что когда мы их крестим, они обращены к нам не спиной, но лицом. Но все эти традиции весьма условны, поэтому не следует считать такие различия неким «камнем преткновения» в разделении Церквей.

Священническое благословение Говоря же о благословении, замечали ли вы, что священник или епископ благословляет особым образом, не так, как обычные миряне? Свои пальцы они складывают таким образом, чтобы получились четыре буквы: ΙC XС. Эти буквы передают Имя нашего Господа: «Иисус Христос», так как священнослужители благословляют верующих именем нашего Спасителя. Но это не главная причина. Иерейское благословение является всё тем же двуперстным крещением, дошедшим до наших дней с первых веков христианства, но получившее немного иное объяснение.

Подводя же итог, хочется напомнить, что Крест Христов – величайшая святыня. Поэтому и креститься необходимо с благоговением, помня, что это не просто какое-то внешнее и традиционное действие, а реальная наша защита, знамя, повествующее о Христе и Его милости к нам. Напомнить о том, что в крестном знамении заложены главные непоколебимые истины, поэтому, когда мы с вами крестимся, то тем самым исповедуем нашу веру в Господа нашего Иисуса Христа.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.