Снова радуйтесь!

Для справки: Артем Кирко. Родился в 1994 г. В 2011 г. окончил СШ г.п. Красносельский Волковысского района Гродненской области и поступил в Минскую духовную семинарию. Студент 4-го курса.

Апостол Павел в Послании Филиппийцам пишет: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь «(Флп. 4:4). Как воплотить эти слова в нашей жизни?

Есть только одна радость – настоящая, чистая – это о Господе радоваться. Эти слова апостола Павла относятся к каждому из нас, они относятся к каждому моменту нашей жизни, не умаляя при этом значение для нас скорбей, болезней и всего того, что по попущению Божьему посещает нас для нашего испытания, вразумления, чтобы мы восходили от силы в силу по пути к Царствию Небесному.

Хочется обратить внимание на настойчивость апостола. Он призывает радоваться в Господе еще и еще. Например, вождь мирового пролетариата призывал: «учиться, учиться и еще раз учиться». Наполеону приписывается фраза: «Для войны нужны деньги, деньги и еще раз деньги». А вот Павел призывает к радости в Господе и еще раз к радости.

Призывая нас радоваться, апостол говорит о духовной радости, которая проистекает не от того, что у человека все хорошо, не из-за отсутствия в его жизни скорбей, болезней или искушений. Источник этой радости в том, что человек в своей жизни встречает Бога. Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей говорит: «Господь ― источник подлинной радости и подлинного веселья, преходящего в жизнь вечную, и без Христа такого источника не существует. Потому что если вы живете со Христом, если мир Христов становится вашим миром, то в вашу жизнь приходит радость как величайшая ценность, как показатель богатой, сильной и независимой от внешних обстоятельств внутренней духовной жизни человека».

Христос – единственный неиссякаемый источник радости, дающий нам ее на всю жизнь − не ту земную радость, которая скоро преходит и имеет своей причиной успехи, достижения, увеселительные мероприятия, которые мы посещаем. Земная радость скоропреходяща и по завершении праздничных событий не оставляет в нашей душе ничего, кроме пустоты. Радость же о Духе Святом никогда не исчезает, а остается всегда с нами, ибо источником ее является Сам Господь. Он помогает нам преодолевать искушения, претерпевать скорби, нести бремя болезней, и даже когда мы находимся в искушениях, болезнях или скорбях, эта внутренняя радость все равно не покидает нас.

В Евангелии очень много сказано о радости. Метко замечает это один из интересных богословов и церковных писателей начала XX века, Василий Ильич Экземплярский, он пишет: «Словом о радости рождения Христова начинается Евангелие и призывом к радости оно заканчивается. Даже в последние часы своих невыразимых страданий, предрекая ученикам великие скорби, Христос говорил о радости совершенной, которая победит мир. Этой новой, совершенной радостью была весть о Воскресении Христовом, победе над адом и смертью. И с этого мгновения радость Евангелия чистой рекой потекла в жизнь мира».

Слово «радость» проходит яркой нитью через книгу Деяний и апостольские послания. Около 70 раз в Новом Завете упоминается радость первых христиан, несмотря на их отступления, трудности жизни и гонения, их радость была и их же отличительной особенностью. Радость была и у обращенных, и у обращающих (Деян.2:41,46; 5:41; 8:8; 13:52; 15:3; 1 Сол.1:6). Послание к недавно обращенным в Филиппах, хотя и написанное в узах, буквально пропитано радостью ( Флп.1:3-5,18; 2:2-3,28; 3:1; 4:4,10). Апостолы Павел и Сила, заключенные в темницу, пели от радости. Братья радовались тогда, когда несли на себе бесчестие Христово (Деян.5:41). Апостол Павел ежедневно «хвалился» (радовался) крещенными Коринфянами (1 Кор.15:31). Радовались сами и к радости призывали всех верующих.

Очень хорошо смысл христианской радости раскрыл сербский святой, преподобный Иустин (Попович). В своем толковании на Первое послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам он писал: «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств».

Заслуживает внимания один случай из жизни митрополита Антония Сурожского. Почти каждый четверг владыка проводил беседы в своем соборе. После одной из таких бесед кто-то из прихожан попросил у владыки написать ему что-нибудь. Он помолчал немного, а затем на белом клочке бумаги появились бесконечно дорогие слова: «Радуйтесь тому, что Вы Богу дороги (это последнее слово он подчеркнул), и в пределах ваших сил делайте, что можете, чтоб Бог за Вас радовался. Храни Вас Господь и Матерь Божия».

Будем стараться не забывать, что Церковь существует ради того, чтобы жизнь людей была более радостной, чтобы человек мог всегда прикасаться к небу и кусочек этого неба пускать в свое сердце почаще. Для этого мы живем, и это оправдывает смысл нашей жизни.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.