Через музей — к храму

Для справки: Прокопцов Владимир Иванович. Родился в 1953 г. Окончил художественно-графический факультет Витебского государственного педагогического института им. С. М. Кирова (1975). Генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь, Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, кандидат искусствоведения. Награжден многими наградами Белорусской Православной Церкви.

24 марта 2015 г. в стенах Национального художественного музея Республики Беларусь открылась выставка церковного искусства, посвященная 80-летию Почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета. О том, как родилась идея этой выставки и как православные иконы оказываются в музеях рассказывает директор музея ― Владимир Иванович Прокопцов.

Владимир Иванович, что Владыка Филарет значит для Вас и как родилась идея выставки к его 80-летию?

– Владыка Филарет – это апостол нашего времени, который чистотой своей жизни и веры сохраняет апостольское предание, проповедуя Христа, Который воскрес и вознесся в славе. Владыка сделал очень много для Беларуси. Мне кажется, что он ― архипастырь, который каждодневно, ежеминутно живет с людьми и думает про людей. Он, мне кажется, послан Богом на нашу землю. За 37 лет его архипастырского служения на Беларуси сделано очень много. Фактически он возродил православную Беларусь. Когда его назначили в Беларусь, в Минске было только два прихода, а он смог не только возродить заброшенные храмы, но и благословил создать новые. И сегодня наша Беларусь благодаря личной работе владыки Беларусь возродилась. В этом я вижу его заслугу. Не зря ему присвоено звание Герой Беларуси. Он действительно герой и является примером не только для светских людей, но и для священнослужителей – примером преданного служения Православию, Святой Церкви, прихожанам, народу. По-моему, нет такого человека, которому бы он отказал, не оказал внимания. Его все любят у нас в Беларуси. Еще стоит отметить такую уникальную черту – он не только учитель, не только предстоятель, но он и воспитатель. Его авторитет выходит за рамки даже Беларуси. Его знают, любят и уважают во всем православном мире. Биография Владыки очень знаковая: он и был ректором Московской духовной академии и семинарии, он был руководителем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, он и дипломат, и педагог, и учитель. В одном человеке собрано столько уникального и, конечно, я думаю, что это в значительной степени связано с его родословной, известной родословной рода Вахромеевых, которая берет начало из Ярославля.

Владыка Филарет для всех людей понятен и доступен – начиная от простых людей и заканчивая государственными мужами, с которыми ему приходилось на протяжении десятилетий общаться, отстаивать интересы Православной Церкви. Это талант от Бога. Я думаю, со мной согласятся все.

На службе, выставках, официальных приемах он всегда доступен, доброжелателен, он может любого поддержать, посоветовать.

Мне довелось вместе с владыкой делать много выставок, благодаря поддержке владыки они все состоялись и прошли на высоком уровне. Эти выставки для нас являются и образовательными, и особенно они важны для молодых людей, которые благодаря этим выставкам, даст Бог, найдут дорогу к храму. И конечно мы не могли остаться в стороне от юбилея. Мы подготовили большую выставку, которая называется выставка сакрального искусства, посвященная юбилею Владыки Филарета. Благодаря нашим ярославским коллегам и при поддержке губернатора Ярославской области С.Н. Ястребова, на выставке представлена коллекция православных икон XVII-XVIII вв., 37 уникальных памятников ярославской иконописной школы. В этой выставке также представлена серия работ греческого художника Александра Кайяса «На Святой горе Афон», среди которых есть несколько портретов владыки Филарета. Художник талантлив, уникален. Это современный взгляд молодого художника на Православие, на Владыку Филарета. Благодаря Министерству связи и информатизации Республики Беларусь, на выставке также представлена экспозиция марок и конвертов «Беларусь православная». 21 марта в день рождения Владыки состоялась торжественная процедура гашения конверта с маркой. Это уже история, это раритет для коллекционеров. За 23 года в нашей стране создана уникальная коллекция конвертов и марок на православную тему – это и храмы, и иконы, и выставки. Первая марка была создана в 1993 году, она смотрится сегодня простенько – первая марка в новейшей истории нашей страны – марка с изображением креста преподобной Ефросиньи Полоцкой.

Таким образом, мы смогли собрать воедино иконы, светские картины и конечно для нас очень важно и самое главное, что на этой выставке представлены личные вещи Владыки – клобук, митра, инкрустированная соломкой ― белорусским материалом, облачения Владыки Филарета, созданные в швейных мастерских Дома Милосердия в традиционной белорусской технологии – на льну.

Думаю, что эта выставка и все, что связано с Владыкой Филаретом, это для всех для нас учебник, по которому мы должны учиться и брать пример. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить Владыку Филарета, который недавно в честь 75-летия музея подарил нам две вазы работы Борисовского хрустального завода. Это тоже венец мастерства наших мастеров декоративно-прикладного искусства, и они, конечно, украсят нашу экспозицию. Мы с большой благодарностью приняли этот подарок от Владыки, который будет всем напоминать о его добрых делах. Также Владыка Филарет подарил нашему музею подарочное издание Библии, и мы собираемся разместить ее в экспозицию нашего музея.

Есть ли у Вас какие-то особенные, личные впечатления от встреч с Владыкой Филаретом?

На протяжении уже нескольких десятков лет у нас с Владыкой сложились очень добрые и личные отношения, и семейные. По моей просьбе Владыка Филарет крестил моих двух сыновей в домовой церкви Минского епархиального управления, что для нас было глубоко трепетно. Тогда мои дети еще учились в школе, хотелось их покрестить. На одной из встреч я обратился с соответствующей просьбой к Владыке Филарету. Я думал, что он поручит это какому-нибудь священнослужителю, но каково же было наше удивление, когда мы пришли рано утром, а это было перед Пасхой, пришли в резиденцию и увидели, что Владыка сам будет совершать таинство Крещения. Для моей семьи, для детей, для жены это было очень глубокое откровение. При встрече он всегда спрашивает меня и супругу, Веру Павловну: «как там поживают мои крестники?».

Он не обходит вниманием никого, всегда внимательно относится к людям, никогда ни на кого не повышает голос. Когда я однажды вечером присутствовал на трапезе и там священнослужители признавались в своей любви Владыке, своему учителю, который при этом очень интеллигентно, очень мягко их учил. Я думаю, что уроки могли бы извлечь и светские руководители, наши государственные мужи: как надо учить, воспитывать, как надо общаться с людьми. Поэтому мне кажется, что нам очень повезло, что именно такой архипастырь у нас на Беларуси. Мы его очень любим, начиная от простых людей и до государственных мужей. И для меня, и для моей семьи, да, и для всех нас очень приятно всегда с ним общаться.

Надеюсь, что мы еще сделаем выставку к 50-летию архипастырского служения Владыки. Сейчас мы ведем переговоры с нашими ярославскими коллегами об издании такого альбома, куда войдут и иконы, и личные вещи владыки, наверное, какие-то фотографии, приветствие Главы государства, приветствие Святейшего Патриарха. Это такая фигура, которая достойна издания, которое будет настольной книгой.

У нас дома очень много книг, которые Владыка подарил. Все это мы перечитали, конечно. После общения с ним всегда остается хорошее настроение. Он всегда как учитель, как мудрый наставник, найдет нужное слово иногда даже с легким юмором, может поддержать компанию, рассказать что-то интересное и поучительное. Это уникальная фигура, которую, может быть, мы еще и не осмыслили, поскольку он наш современник. Ведь как говорил классик, «большое видится на расстоянии».

Мы должны каждый учиться у него и следовать его жизненному пути, как он являет нам свою жертвенность.

Как он несет крест за всех за нас в плане сохранения веры православной, в плане своего жертвенного отношения к людям.

Спасибо за Ваши теплые впечатления. Давайте обратимся теперь к истории и современности Национального художественного музея. Он создавался в советское время, когда господствовало атеистическое мировоззрение. Несмотря на это в собрании музея заметное место занимает церковное искусство. Почему так получилось?

Это произошло благодаря музейным работникам, которые в 1950-1960 гг. ездили по закрытым храмам, собирали и спасали памятники церковного искусства. Много уникальных произведений, к сожалению, погибли в атеистической буре. Но немало из них мы сохранили, отреставрировали. Сегодня мы показываем их в экспозиции, выставляя их как уникальнейшие произведения искусства. Они преподносят урок нашим современным художникам. Ведь икона, как произведение искусства, написанная иконописцем, несет на себе печать талантливого человека, несет духовность и намоленность, поскольку когда-то была в храме. Для нас это важная составляющая часть воспитательнопросветительского процесса.

Сегодня музей – это научнопросветительский центр и мы очень активно используем эти выставки в плане воспитательном, для культурного и духовного влияния на людей всех возрастов. Эти выставки притягивают наших людей и особенно зарубежных гостей. Древнебелорусское искусство уникально, значительно, отличается от других школ иконописи.

В прошлом году в Венгрии, в трех городах прошла выставка православных и католических икон из собрания нашего музея. Европа открыла заново для себя уникальность белорусской иконописи. Беларусь больше знают по территориальному расположению, по природе, но мало знают об уникальности нашего искусства. Я сказал бы так, что памятники иконописи сегодня приобретают совершенно другую категорию. Они принадлежат не только нашей культуре, но мировой культуре. Скажем, «Троица» преподобного Андрея Рублева – памятник всемирного значения. Он над культурами, над религиями, это памятник мирового значения. Где должен находиться этот памятник? По идее, да, должен в храме. Но учитывая его уникальность, нахождение его в Третьяковской галерее в специальном киоте под присмотром опытных реставраторов, оправдано. Подобного рода произведения, на мой взгляд, должны находиться в музее в целях их сохранения для потомков, в том числе, для верующих.

Мне рассказывал бывший директор Третьяковской галереи Родионов, когда по указу президента Ельцина «Троицу» Рублева должны были передать Церкви. И Владимир Алексеевич Родионов был на личном приеме у Святейшего Патриарха Алексия II, и убедил его, что лучше будет оставить икону в музее. Древние иконы требуют очень внимательного и трепетного отношения. Мы знаем, как их сегодня воруют, спекулируют, перепродают. Для храмов всегда можно сделать копии.

Мы подошли к вопросу о сотрудничестве музеев и Церкви. Мы очень заинтересованы в показе уникальных произведений церковного искусства, чтобы на них воспитывать наших людей.

Кстати, Владыка Филарет при реконструкции иконостаса Успенского собора Жировичского монастыря передал нам шесть икон. Мы их реставрировали в течение трех лет и показали на выставке. Вот пример такого разумного решения.

Вы упомянули о Третьяковской галерее. Известно, что там уже давно действует православный храм, где, в частности находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери.

Церковь в Третьяковке несет двойную роль: там проходят службы и выставляются иконы. Я сожалею, что у нас нет возможности в нашем музейном квартале сделать храм, который носил бы такую функцию, чтобы людям можно было прийти и помолиться.

Выставки церковного искусства, которые мы делаем чуть ли не каждый год, безусловно, заставляют прикоснуться к иконе как к творению Божественному. Икона несет печать духовного, воспитательного момента.

И талант иконописца, который получил благословение и писал эту икону по своему душевному порыву, духовному, отражается на иконе. Все иконы написаны в самых разных стилях. Православные иконы Сербии, Украины отличаются от белорусских. Только на пограничье что-то общее. И хотя иконы совершенно разные по краскам, все равно несут одинаковую духовность. Почему? Потому что иконописец получал благословение. Писал не рукой, а писал, наверное, сердцем. Все без исключения – маленькие, большие – несут одухотворенность, в отличие от светских картин, которые пишутся иногда с самым разным настроением. Картина несет на себе сгусток энергии художника, если автор по натуре злой, а если идет благодать от картины – значит, человек писал ее с душой, в хорошем настроении.

Икона притягивает своей силой духовности. И, конечно, музей, как образовательный центр, где проводятся лекции, интерактивные занятия, рассказываем об основах Православия. Это большой духовный храм. Храм искусства. Церковь – это храм, где молятся. А здесь у нас храм, где люди созерцают и слушают.

Сегодня наступило такое время, опять же благодаря Владыке Филарету, что и светские учреждения и духовные возрождаются духовно. На Беларуси идет своеобразный Ренессанс. Конечно, нам нужно приложить огромные усилия, чтобы кто-то из наших посетителей через музей нашел дорогу к храму.

Беседовал протодиакон Павел Бубнов, над материалом работали Лидия Скуловец и Яна Черепанова.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.