Испытание совести: 10 вопросов об исповеди

Для справки: Профессор протоиерей Сергий Гордун, кандидат богословия. Родился в 1959 г. в Кобринском районе. В 1981 г. окончил Минский государственный педагогический институт иностранных языков (факультет английского языка), в 1984 г. – Московскую духовную семинарию, в 1987 г. – Московскую духовную академию. С 1989 г. преподает в Минских духовных школах, профессор Минской духовной академии, заведующий кафедрой библейских и церковно-исторических дисциплин Института теологии БГУ. Клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска. Женат, воспитывает 6 детей.

Святой князь Владимир изменил свою жизнь и жизнь своего народа. А сможем ли мы повторить его дело хотя бы по отношению к себе? В помощь нам ― таинство Покаяния. Оно помогает человеку стать другим. Как это может быть? ― спросите Вы. С этим и другими вопросами мы обратились к профессору Минской духовной академии протоиерею Сергию Гордуну.

Отец Сергий, как часто нужно исповедоваться?

Четкой регламентации, определяющей частоту исповеди, в Церкви не существует, но существуют рекомендации. Обычно они таковы: чем чаще, тем лучше. Однако такого рода рекомендации все-таки требуют пояснения, потому что они воспринимаются весьма субъективно. Один самовольно говорит: я часто исповедуюсь – каждый год в Великом посту, а другой, укоряя себя, признается: я, батюшка, редко исповедуюсь, раза три-четыре в году. Так что редко или часто – понятия относительные. Поэтому попытаемся внести ясность. Прежде всего, укажем на абсолютный минимум: каждый, кто считает себя православным христианином, даже если он очень нерадивый и недисциплинированный человек, должен подготовиться к исповеди и к принятию святых Тайн хотя бы раз в году, в течение Великого поста, или в любое другое время. Если человек этого не делает, он ставит себя вне Церкви и рискует умереть нераскаянным грешником, а это самое ужасное и непоправимое. Так что исповедь и причастие раз в году – это не норма, а самый крайний минимум. Нормой следовало бы признать исповедоваться и причащаться не реже одного раза в месяц. Так, например, святитель Феофан Затворник писал, что исповедоваться и причащаться «мера в месяц однажды или два раза – самая мерная», но если кто делает это и чаще, об этом «ничего нельзя сказать неодобрительного». Может возникнуть вопрос: почему же это строго не регламентируется, а высказывается как осторожная рекомендация? Потому что существует величайшая опасность, что при строго регламентированной частой исповеди человек не будет переживать исповеди, а будет исповедоваться холодно, равнодушно, формально. И останется только пустая форма, без содержания. Так что тем, кто исповедуется раз или два раза в месяц, я бы рекомендовал спросить своего духовника, надо ли им исповедоваться чаще. А вот стремиться к тому, чтобы исповедоваться и причащаться не реже одного раза в месяц, надо бы всем. При этом, конечно, предполагается, что православный христианин ежедневно молится дома утром и вечером, в субботу вечером и воскресенье утром всегда в храме на богослужении, соблюдает все установленные Святой Церковью посты и постные дни.

Как нужно готовиться к исповеди?

Готовясь к исповеди, нужно попросить прощения у всех, перед кем согрешил, примириться со всеми, чтобы на исповедь идти с неотягощенной совестью.

Необходимой подготовкой к исповеди является испытание своей совести. Надо постараться вспомнить все свои грехи, которые были после последней исповеди, а также подумать, не забыл ли я какоголибо греха, когда исповедовался раньше. Чтобы вспомнить свои грехи, полезно перечитать десять заповедей Божиих, а также заповеди блаженств и толкование на них по «Православному Катихизису». Можно воспользоваться и специальными брошюрами о подготовке к исповеди, где дается перечень грехов или вопросы. Затем нужно настроить себя на то, чтобы исповедать грехи чистосердечно, не общими фразами, а конкретно называя грех. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Не только должно сказать: я согрешил или: я грешен, но и каждый грех должно назвать». Святитель Василий Великий говорит, что «обнаружение грехов подлежит тому же закону, что и объявление телесных немощей». Ведь когда мы приходим на прием к врачу, мы не просто говорим ему: я болен, а говорим конкретно, где болит. И когда мы приходим в духовную лечебницу, желая получить исцеление, то и перед священником, духовным врачом, должны обнажить свои духовные раны. Чтобы на исповеди не забыть своих грехов, их можно записывать. Однако важен не только перечень грехов, но и наше покаянное чувство. Чтобы оно появилось у нас, надо, готовясь к исповеди, почитать Евангелие, либо жития святых, либо соответствующие духовные наставления. Например, в Большом Требнике есть, на мой взгляд, очень содержательное «Увещание прежде исповедания ко кающемуся». Поскольку в современных изданиях Требника оно не печатается, я хотел бы предложить его вниманию читателей журнала в переводе с церковно-славянского на русский язык. Наверно, оно потому и не печатается теперь, что поучения на церковно-славянском языке в храмах теперь не читаются из-за трудности их восприятия. А в переводе на современный язык оно звучит вполне выразительно. Вот его текст:

«Возлюбленное в Духе Святом чадо! Хорошо, что ты пришел ко святому покаянию, потому что им как духовной купелью ты смоешь грехи души твоей, так как небесным врачевством ты исцелен будешь от смертоностных ран ее. Только постарайся сокрушиться сердцем своим обо всех твоих грехах и их Господу Богу твоему, Который невидимо с нами присутствует, истинно исповедовать предо мною, недостойным, получившим от Него власть прощать их.

Ничего не утаивай и ничего не прибавляй, но что сделал и как помнишь, так и исповедуй, потому что утаивание греха – это прелесть душепагубная, а прибавление – это клевета смертоносная; по причине того и другого все исповеданные грехи не прощаются. И притом, что не совершается таинство вследствие такого препятствия, еще рождается новый грех, смертный.

Ты не должен утаить ни одного греха также и по причине стыда, потому что и я человек, подверженный таким же страстям, могущий впадать в такие же грехи, и мне тоже присуща немощь человеческая. И если, преодолев стыд, ты обличишь себя только передо мною одним, то не будешь обличен в этих грехах перед ангелами Божиими и перед всеми людьми на Страшном Суде. Если же утаишь что-либо передо мною одним, то тогда будешь обличен перед всемирным собором и не избежишь вечного наказания.

Не утаивай ничего и по причине страха, потому что я не сделаю тебе ничего плохого и никогда никому не открою твоего греха, наоборот, я буду врачевать тебя в духе кротости. Исповедуясь, обличай себя, а не оправдывай, свои грехи, а не чужие открывай. Лиц, с которыми ты совершал грехи, не называй мне, потому что порочить ближних – это плохо. Исповедуй только свои грехи, и не просто говори о них, как на беседе, а с сожалением сердечным и с добрым намерением впредь хранить себя от подобных согрешений, ибо без этого не может быть истинного покаяния.

Настроив таким образом сердце твое, воздай славу Господу: поставь сам себе в вину свои беззакония и исповедуй их предо мною, грешным, чтобы, получив прощение, ты освободился от греха, очистился и душа твоя исцелилась благодатью Божией».

Замечательное поучение. В старых требниках предполагалось, что духовник его читает наедине каждому исповеднику отдельно, называя его по имени, а в наше время его можно было бы прочитать в храме всем исповедникам, чтобы помочь настроиться на исповедь.

Почему нужно всегда исповедоваться перед Причащением?

Святое Причастие – это величайшая святыня. Нет ничего на земле святее и выше. Святое Причастие – это истинное Тело Христово и истинная Кровь Христова. Принимая их под видом хлеба и вина в таинстве Евхаристии, мы самым теснейшим образом соединяемся со Христом. Но ни в коем случае никогда (за исключением, может быть, предсмертного состояния) нельзя приступать ко Святому Причащению без тщательного приготовления. Об этом еще в первом веке строго предупреждал христиан святой апостол Павел: «Кто будет есть Хлеб сей и пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:27-30). К этим словам апостола нужно относиться со всей серьезностью. Но многие, читая эти слова, задавались вопросом: а как причащаться достойно? Может ли вообще обыкновенный грешный человек когда-либо быть достоин Причастия? Ответить на этот вопрос можно приблизительно так же, как Господь в Свое время ответил на недоуменное восклицание апостолов: «Так кто же может спастись?» (Мф. 14:25). Тогда Господь сказал: «Человеком это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 14:26). Так и здесь. Грешный человек сам по себе, конечно, не может причаститься достойно. Но Господь готов помочь нам. Он готов нас очистить и просветить. От нас же требуется то, что нам по силам. «Да испытывает же себя человек», ― говорит апостол. Вот поэтому каждый раз перед Причащением мы и испытываем себя, и идем на исповедь, чтобы очистить свою совесть. Нельзя причащаться, говорит апостол, «не рассуждая о Теле Господнем». А рассуждать о Теле Господнем нужно не сидя в мягком кресле, а стоя на молитве. Вот почему Церковь вменяет нам в обязанность, готовясь к Причастию, обязательно исповедаться, обязательно участвовать в вечернем богослужении накануне Божественной литургии и, кроме того, совершить еще домашнее молитвенное правило, включающее в себя каноны, молитвы вечерние и утренние и последование ко Святому Причащению. Все это вместе взятое и есть «рассуждение о Теле Господнем».

Можно ли исповедаться и не причащаться?

Да, такие ситуации могут быть. Ну вот, например, такой случай. Вполне порядочный молодой мужчина позавчера был в гостях и незаметно для себя выпил лишнее и чегото лишнего наговорил. На следующий день на душе скверно, совесть жжет, самого себя стыдно. Чтобы хоть немножко стало легче, надо пойти на исповедь, снять этот груз с души. Пришел и исповедуется. Слава Богу! Но ведь совершенно ясно, что причаститься в таком состоянии ему нельзя: нужно сосредоточенно помолиться, походить на богослужения, нужно от чего-то воздержаться и причаститься, скажем, через недельку-вторую. Еще пример, к сожалению нередкий. Приходит человек на исповедь и кается в том, что сожительствовал с кем-то без регистрации брака… В таком случае тоже причащаться нельзя до тех пор, пока эта ситуация не изменится. Если люди серьезно друг к другу относятся и намерены быть вместе, то брак нужно зарегистрировать, а если серьезных намерений нет, то отношения нужно прекратить. Но пока ситуация остается неразрешенной, приступать к Причастию нельзя. А исповедоваться, конечно, можно и нужно. Хорошо уже то, что люди понимают, что это грех и просят у Бога прощения.

Бывает и ситуация более простая. Острой необходимости в исповеди нет: ничего чрезвычайного не произошло. Подготовиться к Причастию почему-то не получилось, а на исповедь человек идет. Мне в таких случаях жалко человека, что он лишает себя Причастия. Мне кажется, в таком случае было бы лучше воздержаться и от исповеди, чтобы через недельку собраться с силами, подготовиться и к исповеди, и к Причастию.

Что такое смертный грех?

Смертный грех – это грех особо тяжкий. А смертным он называется потому, что убивает в человеке любовь к Богу и делает человека духовно мертвым, неспособным к восприятию Божественной благодати. И если человек с таким грехом останется и перейдет в вечность, он будет осужден на вечные мучения. В некоторых церковных изданиях можно найти перечень семи смертных грехов. Например, в православном молитвослове, издаваемом Американской Православной Церковью, мы встречаем такой перечень: гордость, сребролюбие, блуд, гнев, чревоугодие, зависть, уныние. А в известном дореволюционном труде «Уроки и примеры христианской любви», составленном протоиереем Григорием Дьяченко, этот перечень несколько иной. На первом месте здесь тоже значится гордость, но сказано о ней подробнее: духовная гордость, отвергающая благодать и помощь Божию и мечтающая о самодельном совершенстве. Последнюю фразу я поясню: человек уверен, что он может достичь совершенства сам, без помощи Божией. На втором месте в перечне стоит ненависть, соединенная со злостью, которая причиняет вред тому, на кого эта злость направлена. На третьем месте – чревобесие, т.е. обжорство и пьянство. Затем блуд, убийство, беспечность о спасении души, и, наконец, отчаяние, которое может привести к самоубийству.

Несомненно, это очень тяжкие грехи. Но главная беда не в самой их тяжести. Любой, самый тяжкий грех, будет прощен Богом, если человек действительно раскается и исправится. У преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневийского, есть замечательное высказывание: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Есть немало примеров того, что Бог прощал тяжких грешников. Вспомним разбойника, который висел на кресте справа от Спасителя. Вспомним преподобную Марию Египетскую или святого мученика Варвара, бывшего разбойника.

Но беда вот в чем: чем в больший грех человек впал, тем труднее ему освободиться от него. Здесь очень уместно сравнение: чем глубже человек увяз в болоте, в трясине, тем труднее ему выбраться. Грех ведь воздействует на нас, он разрушает нас, делает нас нечувствительными к восприятию Божественной благодати. Человек привыкает к своему греховному состоянию. Оно ему кажется нормальным, естественным. И чем больше человек грешит, тем духовно бесчувственнее он становится, а, значит, все меньше остается надежды, что он придет в себя, осознает свой грех и у него хватит решимости расстаться с ним.

Ведь в тяжкий смертный грех человек впадает не сразу. Ну какой нормальный человек способен совершить убийство? Но если человек замечает в себе зависть, вражду, ненависть, жестокость в слабых проявлениях и не кается в этом, не борется с этим в себе, он может дойти и до убийства. Об этом предупреждает нас святой апостол Иоанн Богослов: «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» (1 Ин. 14:15). То же самое можно сказать и в отношении блуда. Наверно, нет такого молодого человека, который был бы безразличен к женской красоте. Но если человек, замечая в себе блудные помыслы и желания, отсекает их и кается в них, он способен сохранить чистоту и целомудрие.

А если, наоборот, он не только позволяет себе любоваться женским лицом и фигурой, но еще и смотрит фильмы с непристойными сценами, и в интернете ищет всякую грязь, то тут недалеко и до смертного греха. Не случайно ведь Господь сказал: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделение, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5,28).

Поэтому Церковь настойчиво учит нас бороться с грехом в самом зачаточном его состоянии, когда греховные чувства и помыслы только появляются в нашем сознании. Один древний подвижник, авва Евагрий, сказал так: «Всякий греховный помысел изгоняй из сердца как можно скорее, как сбрасываешь с одежды и малейшую искру, попавшую на нее».

Что делать, если после исповеди вспоминаешь забытый грех?

Прощаются ли в таинстве Исповеди забытые грехи? Если мы тщательно готовились к исповеди, если мы исповедовались искренно и чистосердечно, то все исповеданные грехи нам прощены, таинство совершилось, и совесть наша должна быть спокойна. Забытые грехи на исповеди прощаются, если они в самом деле забытые, а не утаенные. Но если после исповеди вспомнился забытый грех, то его нужно обязательно исповедать не следующей исповеди в ближайшее время, потому что этот грех уже перестал быть забытым. Не надо откладывать исповедь, иначе он может забыться опять или появятся другие забытые грехи. Забывчивость по нерадению – это ведь тоже грех.

Что делать, если после исповеди не получается исправиться и снова повторяешь те же самые грехи?

Сокрушаться об этом и опять каяться в этих грехах. И ни в коем случае не отчаиваться, а каждый раз искренне просить Бога дать силы справиться с собой. Помните, что Господь ответил святому апостолу Петру, когда Петр спросил: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» Господь ответил: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 28:21-22). Если Он так учил поступать апостола Петра, то и Сам Он поступает так же. Не правда ли?

Но каждый раз, впадая вновь в грех, надо себя спрашивать: а все ли я делаю, чтобы этого не происходило? Стараюсь ли я избегать тех обстоятельств, которые приводят ко греху? Например, человек заметил за собой, что, выпив рюмку вина (что само по себе не грех), он не может сдержаться и напивается. Что делать, чтобы избежать греха? Пожалуй, надо отказать себе в удовольствии выпить рюмку, если не получается удерживать себя от пьянства.

Что делать, если человек точно знает, что не может отказаться от греховной привычки – не идти на исповедь или идти, но так и сказать? Точно знать, что не может отказаться от греховной привычки, человек не может (прошу прощения за тавтологию). Человек только может точно знать, что он не хочет отказаться от греховной привычки. Он говорит Богу: Господи, прости мне мой грех, но дай мне возможность еще погрешить. Этого быть не должно. Если с таким настроением человек пришел на исповедь, то он не получит от Бога прощения. Но бывает и другая ситуация. Человек кается и говорит Богу: я хочу избавиться от своей греховной привычки, но нет у меня сил и не знаю, как; помоги мне, Господи. И если человек действительно от всей души, изо всех сил просит об этом Бога, то Господь поможет.

На исповедь надо идти в любом случае, хотя бы для того, чтобы попросить у Бога прощения. Ведь даже друг у друга надо просить прощения каждый раз, когда мы кого-то обидели. Например, если я не сдержался и раздраженно кому-то ответил, я ведь должен попросить прощения у человека, и у меня должно быть намерение не повторять этого больше, хотя я не могу гарантировать, что у меня хватит сил сдержаться каждый раз.

Но нужно знать вот что: если мы пришли на исповедь и каемся, это не значит, что мы сегодня же можем причаститься. Например, если молодые люди живут в блуде (т.е. без регистрации брака), им причащаться нельзя до тех пор, пока это не прекратится. Но ходить на богослужения можно и нужно. Совершать молитвы утренние и вечерние дома можно и нужно. Исповедоваться тоже нужно, и при этом просить у Бога помощи найти правильный выход (либо заключить брак, либо расстаться), но причащаться в таком состоянии ни в коем случае нельзя.

Бывает, правда, и такая греховная привычка (например, осуждение или курение), при которой возможно даже, по благословению духовника, приступить к Причастию, но в любом случае у человека должно быть желание от нее избавиться.

Как относиться к тому, что священник не выслушивает до конца исповедь?

Смотря по тому, какой это конец. Бывает, что человек сумбурно повторяет на исповеди одно и то же по несколько раз, считая, что священник его не понимает. В таком случае понятно, почему священник не слушает до конца. Бывает, что очень много исповедников и священник не дослушивает до конца последние слова, которые рекомендуется произносить в некоторых пособиях по исповеди: «Но о все сих изреченных и, беспамятства ради, за множество и неизреченных, каюся и жалею, и повинна себе Господу Богу моему быти представляю, и имам волю каятися…» и так далее. В таком случае тоже ничего страшного нет: надо понимать ситуацию и не смущаться. Кстати, вовсе не обязательно в конце исповеди произносить эту длинную формулу. Достаточно сказать: каюсь и прошу прощения, чтобы священник понял, что исповедание закончилось. Если же на самом деле не успели сказать чего-то важного и существенного, то попросите священника уделить Вам еще несколько секунд и скажите то, что хотели, коротко и ясно. Ну а если Вы видите, что священник имеет привычку не выслушивать исповедь, то обращайтесь, по возможности, к другому священнику, даже в другой храм, так как не должно быть профанации исповеди. Там же подайте и записки на молебен, на панихиду, на сорокоуст.

Кто такой духовник и как его найти?

В современной практике нашей Церкви духовником может быть каждый приходской священник, поэтому обращаться можно к любому. Он ведь и назначен епископом на приход для того, чтобы быть в том числе и духовником. В духовных учебных заведениях есть особо назначенные духовники. Если же кто-то ощущает, что общение с тем или иным священником не приносит ему духовной пользы, то надо искать другого. Здесь можно провести сравнение с медицинской сферой. Когда у нас возникают проблемы со здоровьем, мы обращаемся в поликлинику по месту жительства. Но если там нет хорошего опытного специалиста нужного профиля, мы его ищем в другом месте, спрашиваем совета у знакомых. Так и в духовной жизни. Схиархимандрит Софроний писал: «По наставлению преподобного Симеона Нового Богослова и других отцов, кто истинно и смиренно, со многою молитвой ищет себе наставника в путях божественной жизни, тот, по слову Христа «ищите и обрящете», найдет такового». Наш современник, духовник нескольких патриархов, архимандрит Кирилл (Павлов), на вопрос, как найти духовника, отвечал так: «Духовного отца надо искать по расположению своей души». И затем пояснял, что нужно искать такого духовника, перед которым раскрывается Ваше сердце, которому Вы готовы открыть тайны своей души, которому Вы доверяете во всем; когда Вы общаетесь с ним, Вы чувствуете, что получаете духовную пользу, что он дает Вам утешение, наставления для совершенствования в духовной жизни. Если же духовник не отвечает своим требованиям, то можно перейти к другому». Надо молиться, общаться со священниками, слушать проповеди, советоваться с духовно опытными людьми – Господь поможет его найти.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.